Депутаты фракции "СРЗП" о поправках, регламентирующих привлечение судимых к участию в СВО
12 марта 2024
12 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/569682-8 569682-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу Федерального закона от 24 июня 2023 года № 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" (по вопросу привлечения к участию в специальной военной операции лиц, имеющих судимость или осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы). С докладом выступил председатель Комитета ГД по обороне Андрей Картаполов. И проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/569651-8 569651-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ" (об особенностях освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время). С докладом выступил председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. От фракции "СРЗП" вопросы докладчикам задали Александр Аксёненко, Федот Тумусов и Яна Лантратова.Александр Аксёненко:
- К разработчикам. Я хотел бы уточнить, вот во втором законопроекте указано, что контроль над их поведением будет возложен на командование в воинской части. Вопрос. Командование будет давать какие-то характеристики по завершению контракта бывших судимых и подследственных? Например, что такой контрактник нуждается в дальнейшем контроле и административном надзоре. И ещё, разъясните, пожалуйста, такой момент, сроки предлагаемые контрактов могут зависеть или уже зависят от тяжести совершённого ранее преступления? Если преступление тяжелое, может ли заключаться контракт до окончания СВО? Спасибо.
Павел Крашенинников:
- Да, знаете, у нас есть целый перечень статей тяжких. Вот Андрей Валериевич частично назвал эти составы, как вот вы их назвали "тяжелыми", но тяжкие. Я могу их перечислять, но, мне кажется, это просто на память очень сложно, по которым такой контракт просто невозможен.
И, конечно, в данном случае здесь было сказано и про наличные денежные средства, и про педофилов и так далее и так далее, и про терроризм. Конечно, с теми, кто совершил такие преступления, контракт заключаться не будет. Это первое.
Второе. Что касается расторжения или прекращения данного контракта. Здесь прямо в законе механизм есть: в случае получения государственной награды, дальше – из-за возраста, из-за ранения или из-за окончания периода мобилизации.
Поэтому, если вот эти все обстоятельства возникли, то человек возвращается и с него снимается судимость и, соответственно, здесь контроля уже, именно вот такого нет.
И что касается командования воинских частей, то, да, они будут, в том числе при осуществлении специальной военной операции или просто при дислокации осуществлять надзор или контроль, как вам будет угодно.
Спасибо.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Павел Владимирович, немножко в продолжение вопроса, но иначе. Хотела бы обратить внимание, что установленные законопроектом ограничения коснутся только нескольких статей против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Всё это жестокие преступления, но есть и другие не менее тяжкие, например, часть 2 и 3 статьи 133, это понуждение лица к половому сношению, совершённое в отношении несовершеннолетнего. То есть педофил, который ранее отбывал наказание за преступление по статье 133, пункт "в", а потом, например, домогался несовершеннолетнего ребёнка под угрозой шантажа, он как бы от ответственности может освободиться.
Мне кажется, что нам здесь, может быть, стоит серьёзно отнестись и включить часть 2 и 3 статьи 133 поправками к законопроекту, ведь этот человек может после этого пойти, например, на классный час по школам.
Вот как вы относитесь к предложению данному? Спасибо.
Павел Крашенинников:
- Да, спасибо. Ну, я ещё раз хочу повторить, что мы их не на курорт отпускаем. И, соответственно, конечно, у вас есть право внести соответствующие поправки, но мне кажется, что вот идти и воевать за страну, есть возможность, в общем-то, перед страной искупить свою вину. Соответственно, будут поправки, мы будем вместе с вами их рассматривать. Спасибо.
Федот Тумусов:
- Спасибо. У меня вопрос к Павлу Владимировичу. Уважаемый Павел Владимирович, значит, конечно, иметь возможность защищать Родину – это большая честь и ответственность, и тем не менее не секрет, что у нас на местах с большой тревогой ждут лиц, которые своей кровью искупили вину, то есть осуждённые, которые участвовали в специальной военной операции будут возвращаться.
В связи с этим вопрос такой. А вот ЧВК "Вагнер", он был реальным, и те, которые прослужили в ЧВК "Вагнере" и освобождались, они по другим нормативно-правовым документам, как бы основаниям освобождались, да, а сейчас мы принимаем для лиц, которые заключают контракт с Министерством обороны. Я правильно понимаю, да?
Павел Крашенинников:
- Да, спасибо. Смотрите, у нас три этапа было заключения таких контрактов. Первый этап – это когда выпускались из пенитенциарной системы, которой сегодня 145 лет, между прочим. Вот. А из этой системы выпускались по индивидуальным актам, то есть по актам помилования и заключались контракты. Соответственно, они воевали, в том числе вот в той организации, про которую вы сказали. Всё-таки в прошлом году мы с вами изменили ситуацию и сделали специальный закон, где предусмотрели возможности, правовые обязанности, процедуру, как это всё будет сделано. С учётом того, что мы сделали отсечку и с учётом того, что у нас накопился всё-таки опыт и появилась практика, мы решили внести в кодексы соответствующие поправки. Поэтому сейчас мы, если так можно сказать, начинаем третий этап привлечения к контрактам тех лиц, у которых есть проблемы с законом. Спасибо.