Андрей Кузнецов и Александр Аксёненко о проведении анализа концессионных соглашений в сфере ЖКХ
27 февраля 2024
27 февраля Государственная Дума приняла проект постановления Государственной Думы № http://sozd.duma.gov.ru/bill/559619-8 559619-8 "О поручении Счётной палате Российской Федерации" (о проведении анализа концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства). С докладом выступил председатель Комитета по контролю Олег Морозов. От фракции "СРЗП" вопросы задали Андрей Кузнецов и Александр Аксёненко, выступил Андрей Кузнецов.Андрей Кузнецов:
- Вопрос вот какой, по перечню. Вот я не могу понять, в итоге Счётная палата сможет проанализировать эффективность тарифной политики в отношении концессионных предприятий? И если да, то не имеет ли смысл оставить ещё и проверку деятельности региональных энергетических комиссий, которые участвовали в подготовке тарифов по концессионным соглашениям? Спасибо.
Олег Морозов:
- Коллеги, мы сформулировали поручение провести проверку соответствующую, и так, как это записано в постановлении, так и прозвучало это в поручении на палате. Поэтому мы предполагаем, что в ходе этой проверки вопросы тарифной политики тоже, разумеется, будут затронуты. Если специально выделять тарифную политику, значит надо выделять ещё какие-то другие аспекты всей этой системы концессионных соглашений. Поэтому мы посчитали достаточным вот в такой общей форме это сформулировать. Если вы считаете, что нужны какие-то уточнения по пониманию у Счётной палаты, что она будет, в том числе рассматривать всю систему взаимоотношений, которые возникают в связи с этими соглашениями, я думаю, такое понимание у Счётной палаты есть.
Александр Аксёненко:
- Олег Викторович, важнейшая тема, но срок доклада вы предлагаете поставить на первый квартал 2025 года, то есть через год. Может быть, есть возможность как-то сократить сроки? Например, разбить на задачи, водоснабжения.
На комитете нам аудитор Счётной палаты уже говорил, что в ближайшее время отчёт по этому будет готов. Список же поручений включает и водоснабжение. Может быть, сейчас выведем на первый план теплоснабжение или какие-то другие более значимые направления, чтобы поэтапно получать информацию и уже как-то анализировать её?
Спасибо.
Олег Морозов:
- В реальности так оно и будет. Я сказал, что у нас будет два этапа, когда мы будем подводить промежуточные итоги этой работы.
Что касается даты. Вот мы это тщательно обсуждали со Счётной палатой. И даже открою вам секрет, я был сторонником того, чтобы сократить сроки этой проверки и представления материалов на палату. Но Счётная палата достаточно убедительно показала нам, что, скорее всего, те сроки, которые мы сейчас указываем в постановлении, максимально объективны.
А менять, что приоритетно, что во вторую очередь вряд ли правильно, потому что эти вещи взаимосвязанные и комплексные. Давайте всё-таки мы пойдем пока по процедуре, дадим такое поручение. У нас будет возможность дважды к нему обратиться, и у нас будут возможности внести в него коррективы, если в этом будет необходимость.
Коллеги, предлагаю поддержать в этой редакции.
Андрей Кузнецов:
- Уважаемые коллеги, хочу привлечь ваше внимание к тому, что это очень серьёзный шаг – то, что мы сейчас за такое постановление проголосуем, и мы его поддержим, как бы то ни было, с какими-то оговорками там и так далее. Всё можно улучшать, можно разбить на график и так далее. Но сам факт того, что мы впервые поручаем Счётной палате заняться тем, чем никто не занимался до этого, – это очень важный момент.
Я хочу обратить внимание на то, что попытки депутатского корпуса на местах провести этот контроль всё время наталкиваются на то, что концессионные соглашения – это коммерческий такой продукт, а значит не подлежит разглашению. Нам эти документы даже не предоставляют. Поэтому это очень важный момент.
В связи с этим хотелось бы, чтобы вот эта работа в конечном итоге привела нас и на другие направления, которых тоже никто не касался, о которых мы уже говорили, я ещё раз хочу отметить.
Первое. Что отвечала нам Счётная палата? Никто не анализирует, не проводит аудит офшорного влияния на такие сектора как энергетический сектор, коммунальный сектор, никто у нас в стране этого не делает, и Счётная палата прямым текстом говорила, что "у нас такого поручения нет". Поэтому, может быть, нам это иметь в виду, когда мы будем составлять какой-то перспективный план.
И второй момент. Региональные энергетические комиссии, то есть те узлы, в которых формируется тарифная политика, они сегодня никем не контролируются и не проверяются, кроме Федеральной антимонопольной службы, которая работает только по жалобам граждан. А региональная энергетическая комиссия имеет прямое отношение к тарифной политике и её результативности. Поэтому вот эти цели, хотелось бы, чтобы мы по пути не потеряли.