Олег Нилов и Михаил Делягин об определении уровня инфляции
30 января 2024
30 января Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/1168686-7 1168686-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления перечня товаров и услуг, учитываемых в целях определения уровня инфляции". С докладом выступил первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Олег Нилов, c содокладом – член Комитета по бюджету и налогам Валентина Артамонова. Вопрос от фракции "СРЗП" задал Михаил Делягин.Олег Нилов:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Не раз и с этой трибуны от представителей Правительства, и от Президента мы слышали такой посыл, что социальная помощь, прежде всего, адресной должна быть по отношению к большинству трудящихся, пенсионеров, людей малоимущих. Вот для реализации этой самой адресности мы и вносим следующее предложение.
Вы все прекрасно знаете, как и когда мы определяем уровень инфляции и для чего. Ну, напомню, для, может быть, наших избирателей.
Каждый год, принимая бюджет на следующий год, мы по предложению Правительства можем соглашаться или не соглашаться с предлагаемым рассчитанным уровнем инфляции на следующий год. В соответствии с принятым этим самым уровнем инфляции на соответствующий процент будут увеличены социальные выплаты, стипендии, пенсии, заработные платы, правильно?
А почему мы вот столько лет, что называется, не слышим призыв Тютчева? Аршином общим почему мы меряем инфляцию и для бедных, и для богатых, и для олигархов? И вот здесь всё смешали: заводы, яхты, пароходы, фабрики, золото, бриллианты, продукты питания, ЖКХ-услуги. И получается, знаете, вот в среднем по больнице инфляция у нас вот такая. Кому-то это во благо, а кому-то это слёзы.
Давайте определять для народа, для трудящихся, пенсионеров, для людей, которые за чертой бедности живут, народную инфляцию. Не надо им рассчитывать стоимости предметов роскоши, они ими никогда не пользовались и не могут пользоваться по причине размеров их доходов. А их инфляция – десятки процентов.
Пример: продукты питания, борщевые наборы, яйца, огурцы и так далее, и так далее. Там десятки процентов инфляции. Нет, мы им платим ту инфляцию, которую в среднем по стране посчитали. Наше предложение: давайте всё-таки здесь адресность и применять, и рассчитывать, и помогать, в соответствии вот с этой адресностью.
По регионам тоже, посмотрите, какая большая разница. В одних регионах, значит, с избытком тех же фруктов-овощей, на Северах в десятки раз и цены выше, и инфляция выше. И почему там тогда не применять ту же адресность?
Это я забегаю вперед, как бы развивая просто эту тему.
Понятно, что если это люди богатые, среднего достатка, то для них пусть будет всё, как сегодня есть, только для людей, у которых доходы, скажем, на уровне средних доходов по региону, вот для этой категории граждан и давайте рассчитывать вот этот вариант, как говорят в народе, народной инфляции. И тогда, естественно, и поддержка этих людей будет значительно выше в соответствии с этим новым уровнем инфляции народной.
Спасибо.
Михаил Делягин:
- Уважаемая Валентина Николаевна, не знаю, как вы, я вот много раз сталкивался с ситуацией, когда сообщение гражданам России, скажем, избирателям на встречах, официальных данных по инфляции провоцирует у людей вспышку ярости, и, строго говоря, с юридической точки зрения, может трактоваться по статье 282-й Уголовного кодекса, как разжигание ненависти к социальной группе власти. Потому что официальная статистика инфляции к повседневной жизни граждан Российской Федерации отношение имеет самое опосредованное.
Почему вы не хотите принятием этого закона, то есть введением народной инфляции, с которой сталкиваются граждане России, во-первых, избежать возбуждения против нас социальной ненависти, и, во-вторых, немножко нормализовать статистику, потому что мы планируем на основе откровенно фантазийных данных и отчитываемся на основе откровенно фантазийных данных?
Спасибо.
Валентина Артамонова:
- Спасибо за вопрос. Своей информацией я детально пояснила позицию Комитета по бюджету и налогам о том, что данная поправка, данные предложения по определению порядка уровня инфляции не относятся и не могут относиться к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Это не тот документ, по которому считается сегодня инфляция, и не тот, который должен включать эти показатели.
Если следовать аналогии авторов данного проекта, в Бюджетный кодекс можно включить многие другие нормы, которые определяют расходную часть федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если же мы вернёмся к определению порядка определения инфляции, и если посмотреть, как он считается, то сегодня очень чётко регламентировано в существующей нормативной базе, как считается инфляция, какие показатели учитываются, как проводятся статистические наблюдения. То есть, если мы не согласны с утверждённым порядком определения инфляции, давайте обратимся к тем документам, которыми они определяются.
Спасибо.