Анатолий Аксаков и Яна Лантратова о применении кредитными организациями модельных подходов к оценке кредитного риска
24 января 2024
24 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона http://sozd.duma.gov.ru/bill/412057-8 № 412057-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части установления обязанности по применению системно значимыми кредитными организациями модельных подходов к оценке кредитного риска, а также изъятия неиспользуемых норм и совершенствования системы дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России). С докладом выступил Анатолий Аксаков, вопрос от фракции "СРЗП" задала Яна Лантратова.Анатолий Аксаков:
- Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)!
Данный законопроект в том числе направлен на то, чтобы повысить требования к кредитным организациям, которые при осуществлении финансовых операций, при принятии решения о выделении кредитных ресурсов должны будут использовать специальные методы оценки кредитоспособности потенциальных заёмщиков.
Сегодня четыре организации такие методы уже добровольно используют по согласованию с Центральным банком. Все остальные организации работают на основе методик, разработанных критериев, требований, установленных требованиями Центрального банка.
Но разработки кредитных организаций, таких как Сбер, ВТБ, Альфа-Банк и Райффайзенбанк, они являются более, скажем так, глубокими и основанными на серьёзных, в том числе финансовых вливаниях, потому что такие требования требуют серьёзных затрат для того, чтобы, опираясь на эту разработку, можно было более эффективно отбирать потенциального заёмщика, который эффективно будет использовать выделенные средства, возвращать предоставленные кредитные ресурсы.
Этим законом мы устанавливаем требования, которые все системно значимые банки должны будут соблюдать. Таких системно значимых банков у нас в стране сегодня 13. Это крупнейшие банки по размеру активов, по размеру вкладчиков, по размеру банковских финансовых ресурсов, которыми они оперируют. Вот требования, которые банки дополнительно разрабатывают к тому, что Центральный банк подготовил, они более жёсткие, они более такие глубокие. И поскольку вот эти 13 банков оперируют практически 78% активов банковской системы, то мы приняли решение о том, что необходимо для них установить дополнительные требования, которые необходимо будет выполнять.
И в этом законопроекте есть ещё ряд положений, которые касаются, во-первых, изменения ситуации. Например, Центральный банк вышел из капитала Сбера и полномочия, связанные с управлением этим капиталом, исчезли, поэтому необходимо внести изменение в законодательство.
Также есть нормы, которые касаются пенсионных средств работников Центрального банка, которые по смыслу этого законопроекта могут быть переданы негосударственному пенсионному фонду в управление. Вот это право в данном законопроекте прописывается.
Законопроект поддержан Правительством, Центральным банком, прошу вас его также поддержать.
Спасибо.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в законопроекте сказано, что в случае выявления несоответствия требованиям банковских методик управления рисками Банк России может выдать разрешение на применение ПВР, содержащих условия об устранении указанного несоответствия в установленный срок или об установлении повышенных значений параметров риска. Не следует ли нам в законе прописать конкретно этот срок или банк индивидуально будет его устанавливать в зависимости от требований? Или тогда, может быть, нам установить минимальный и максимальный срок?
Спасибо большое.
Анатолий Аксаков:
- Ну, срок можно установить. Мы по замыслу законопроекта предполагали, что это должно быть в нормативных документах Центрального банка. Если депутаты посчитают необходимым установить срок, например, один месяц, то можно прописать в законе прямо ко второму чтению, что в течение месяца соответствующая организация, банк должны найденные нарушения ликвидировать и привести их в соответствие с законом.