Михаил Делягин о совершенствовании и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан
30 ноября 2023
30 ноября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/470798-8 470798-8 "О внесении изменений в Федеральный закон № 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан). С докладом выступил депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Олег Савченко. От фракции "СРЗП" вопрос докладчику задал и выступил Михаил Делягин.Михаил Делягин:
- Уважаемый Олег Владимирович, если я не ослышался (или ослышался), вы сказали, что Банк России отвечает за пенсионные накопления. Каким образом, чем он отвечает за пенсионные накопления, когда даже в банках защитить от мошенников людей он не может?
Далее. Пенсионные накопления людям не выгодны в принципе по сравнению с обычными вкладами. И какой вообще у нас с вами смысл разговора о долгосрочных рублёвых сбережениях, когда политика Банка России направлена на девальвацию рубля, когда он блокирует все меры по укреплению рубля вроде запрета на вывод капитала, и даже ограничение валютной выручки приходится указом Президента вводить, при его сопротивлении, и стимулирует рост цен повышением процентной ставки? Ну о каких долгосрочных вложениях граждан мы можем сейчас с вами говорить в этой ситуации? Ну, а финансовый уполномоченный, он просто беспомощен, вы извините.
Спасибо.
Олег Савченко:
- Спасибо большое. Наверное, когда финансового уполномоченного мы вызовем в этот зал, то спросим, насколько он способен или не способен осуществлять свои функции.
Второе, по поводу контроля Центробанка за пенсионными накоплениями. Вы ослышались или, может быть, я оговорился. Спасибо, что вы поправили, если была оговорка. Но ни в коем случае. Здесь речь идёт о том, что Центробанк контролирует финансовые услуги. Регуляторика финансовых услуг, которая сегодня существует, и утверждена законодательно в Российской Федерации, не более того. Что касается размещать или не размещать собственные долгосрочные накопления гражданина в финансовом инструменте, который предлагает сегодня рынок. Это его право. Ещё раз, мы говорим о добровольном размещении граждан. Государство в этом заинтересовано, поэтому государство будет ещё, может быть, много раз нормативно предлагать некие документы для того, чтобы граждан вовлекать.
Во всём цивилизованном мире граждане вовлечены, они заинтересованы в экономике. И, соответственно, дальше они помогают своей экономике, и дальше государство со своей стороны в благодарность возвращает ростом экономики, ростом дивидендов по акциям, процентными ставками. Возвращает и компенсирует гражданину, может быть, даже те инфляционные процессы, которые сегодня, к сожалению, очень высокие. Но завтра они будут другие.
Давайте вспомним те времена, когда были другие показатели инфляции, всё было по-другому. Поэтому, чем больше граждан будет вовлечено в этот процесс, тем лучше экономике, чем экономика будет больше расти и лучше себя чувствовать, тем будет лучше гражданам. Я считаю, что это взаимный процесс. Еще раз я хочу обратить внимание, на добровольной основе. И сегодня мы обсуждаем инструменты, которые помогают гражданам убрать риски и помогают разобраться в том, в чем они сегодня, к сожалению, не полноценно разбираются. Спасибо большое.
Выступление Михаила Делягина:
- Дорогие коллеги, вы знаете, я, наверное, сейчас заработаю 28 или 29 врагов, но я очень люблю Комитет по финансовой политике, и я считаю, что это самый эффективный, самый открытый, самый позитивный, самый конструктивный комитет, по крайней мере, из тех, с которыми я сталкивался.
Мы делаем хорошие правильные вещи, но мы занимаемся третьестепенными вопросами. Мы очень тщательно ставим сложные тонкие технические формулировки, мы громоздим детали, мы закапываемся в деталях для того, как мне кажется иногда, чтобы не заниматься фундаментальными базовыми вопросами.
У нас огромное количество проблем, которые вопиют в прямом смысле слова. У нас не только советские вклады в Сбербанке и всё остальное, у нас ещё закон, который мы уже успели принять по поводу этих вкладов, так сказать, грубо говоря, висит в воздухе. У нас как бы действие некоторых наших регуляторов, которые таковы, что они, скорее, дерегулируют экономику, чем её регулируют. У нас инфляция, простите, пожалуйста, когда вы называете в обычной аудитории официальный показатель инфляции, ну, кто-то над вами смеётся, кто-то в вас кидается, а кто-то и в драку лезет, потому что это уж неадекватность вопиющая. Мы знаем реальные продажи в легальном секторе экономики, мы знаем всё в режиме онлайн с точностью до минуты и реальной цены, реальная пересортица. При этом мы пользуемся фантазийными данными Росстата откровенно в своих расчётах, а потом удивляемся, что у нас концы с концами не сходятся – то не хватает, то, наоборот, избыток.
Мы абсолютно беззащитны, и в том числе присутствующие в этом зале, перед разными финансовыми мошенниками. Нам говорят, что не хватает людей, не хватает этого, не хватает этого. Нам рассказывают про плохие законы, которые недостаточны. Мы всё это терпим и закапываемся в деталях. Коллеги, у нас проблемы системные в экономике, по крайней мере, в социально-экономической сфере, в финансовой сфере, проблемы системные.
Можем сколько угодно принимать замечательных, гениальных, восхитительных законов, можем работать 26 часов в сутки, но пока мы вместо системных проблем занимаемся улучшением деталей, мы ситуацию не улучшим. И отношение к себе мы, кстати говоря, не улучшим тоже.
Мы воздержимся по поводу этого законопроекта именно потому, что он урегулирует тщательно, хорошо и замечательно вопрос, который практического значения существенного, на мой взгляд, не имеет.
Спасибо.