Валерий Гартунг о заморозке выплаты государственного долга гражданам 25 октября 2023 25 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 448562-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". От фракции “СРЗП” выступил Валерий Гартунг: - Уважаемый Иван Иванович (Мельников, первый заместитель председателя Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Ну, тут нельзя не выступить, речь идет о 61 трлн рублей. Поправлю представителя Правительства. Он говорит: денег у нас нет. Ну, на самом деле 61 трлн и не требуется за один год выплачивать. У нас трехлетний бюджет. То есть как минимум можно было бы эту сумму на три поделить. Это уже 20 трлн рублей в год, как минимум. Это первое. Второе. В этом году вы принимаете решение о замораживании выплаты внутреннего государственного долга перед своими гражданами в 20-й раз. В 20-й раз Дума принимает решение. Можно ли было выплатить эти деньги? Конечно, можно было. Алексей Владимирович Моисеев (заместитель Министра финансов РФ – Прим. ред.) сказал, отвечая на вопрос представителя КПРФ, дескать, так это же советское правительство задолжало, а мы как правопреемники за них рассчитываемся, это типа не наши долги, и мы могли бы их не возвращать. Алексей Владимирович, а когда мы признали, что мы правопреемники СССР (Российская Федерация), мы же все долги признали и все активы забрали. Заметьте, все активы тоже. Мало того, иностранным кредиторам-то мы все выплатили. То есть иностранным кредиторам мы все выплатили, а своим кредиторам – россиянам мы не выплачиваем. Это что такое вообще? Это первое. Второе. Я читаю обоснование, дескать, отсутствует финансовый источник, поэтому мы каждый год принимаем решение о приостановке, скажем, действия этой статьи закона. Читаю обоснование: это не повлечет негативных социально- экономических и иных последствий. Для кого не повлечет? Для тех, кого вы кинули, не повлечет? Только что мы рассматривали законопроект, по которому мы утверждали повышение минимального размера оплаты труда до 19 тыс. рублей. Но он не дотягивает. Даже если его считать от средней заработной платы, то он в принципе должен быть 30 тыс. рублей. И, естественно, до стоимости услуг, товаров, которые нужны человеку для выживания, он не дотягивает. Реально эта сумма составляет 60% от стоимости того необходимого минимального набора, который мы посчитали еще четыре года назад, а сейчас эта сумма гораздо больше. И вы говорите, что никаких последствий не повлечет. Теперь о том, где взять деньги. Это самое интересное. В этом же проекте закона о бюджете на 2024, 2025 и 2026 годы вы предусматриваете отрицательные акцизы. Если их суммировать по статьям, то примерно от 3,3 до 3,5 трлн рублей за каждый год только нефтяные компании получат за то, что якобы они держат цены на внутреннем рынке. Можно было бы сделать так, чтобы не пришлось выплачивать эти деньги? Конечно, можно было. Нужно отменить налоговый маневр нефтяной отрасли, перенести ту же самую сумму налогов, которую мы собираем с нефтегазового сектора, а это восемь трлн рублей, вы сами это определили. Половину хотя бы перенести на экспортные пошлины, и это даст экономию в четыре трлн рублей, потому что в этом случае цены на внутреннем рынке на топливо упадут, государство сэкономит один трлн рублей только на покупках топлива, и 3,3 трлн останется в бюджете. Итого 3,3 плюс один трлн – это 4,3 трлн рублей. Это только нефтегазовый сектор. Идем дальше. У нас сегодня крупнейшие госкомпании проводят закупки у взаимозависимых лиц без проведения конкурентных процедур. Объем закупок – 30 трлн рублей. Ну мы в Минфине эту тему уже обсуждали, они мне говорят: так мы же их сейчас не контролируем, мы не знаем, непрозрачно. Но когда было прозрачно, тогда уже Минфин давал открытую информацию о том, что из этих 30 трлн закупается без проведения конкурентных процедур на 29 трлн. Это статистика. В Минфине эти данные были, сейчас они их закрыли. Но, по самым скромным подсчетам, размеры завышения стоимости контракта составят 20%, и если при проведении конкурентных процедур эта цена снизится на эту сумму, то это будет шесть трлн рублей. 4,3 плюс шесть – это получается 10,3 трлн рублей. То есть этой суммы достаточно, чтобы за шесть лет рассчитаться, за шесть лет. Необязательно даже за шесть, можно и за 15 лет рассчитаться, надо рассчитываться. Просто у нас раньше пять млрд рублей закладывалось в год, сейчас еще меньше закладывается на выплату. Мы же деньги закладываем. Ну возьмите по триллиону рублей, по полтора, по два закладывайте. Необязательно все 10, которые мы сэкономим, сразу вернуть. Но если вы будете расплачиваться, то люди поверят и подождут еще, ну, кто-то уже не дождался, но у них наследники есть. Поэтому, коллеги, учитывая такую бедность в стране, не рассчитываться с самым главным кредитором – нашими гражданами – ну, мне кажется, это просто несправедливо, нечестно и неправильно. То есть со всеми остальными рассчитались, с нашими гражданами рассчитываться не хотим. Поэтому, конечно, наша фракция будет голосовать против этого законопроекта. Мы считаем, что деньги в стране есть, нужно только набраться смелости и выполнить взятые на себя обязательства. Спасибо.
|