ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Федот Тумусов о развитии Дальнего Востока и Арктики

19 октября 2023

19 октября на пленарном заседании Госдумы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам от фракции “СРЗП” выступил первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Федот Тумусов:

- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя Госдумы – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!

Буквально позавчера наш Президент Владимир Владимирович Путин в своей речи на церемонии открытия III международного форума "Один пояс – один путь" сказал следующее: "Еще один коридор от Арктики на Юг мы планируем на Дальнем Востоке, его элементы также формируются. Это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур (это огромные сибирские реки), Тихоокеанская железная дорога, модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути". Это, безусловно, новая глобальная роль территории Дальнего Востока, в том числе моей родной Республики Якутия.

Представители Правительства Российской Федерации, говоря об успехах развития Дальнего Востока, обычно говорят: темпы роста инвестиций в основной капитал превышают среднероссийский уровень в три раза. Если говорить о развитии отраслей экономики, то в 2,5 раза увеличилась добыча угля за последние 10 лет, в 2,4 раза возросло производство продукции агропромышленного комплекса, в 1,6 раза увеличилась добыча золота, на 10% – ввод жилья. Рост промышленного производства опережает среднероссийский на 30%. Да, это все правильные цифры. Но тогда возникает вопрос: откуда появляются такие вопросы? Почему же территория Дальнего Востока – лидер по оттоку населения? Почему такая большая разница в доходах между работниками промышленных предприятий и работниками других отраслей экономики в одном и том же регионе? Почему районные коэффициенты северной надбавки не обеспечивают превосходство северных зарплат над зарплатами на материке? Почему цены на авиабилеты внутри региона в два-три раза дороже, чем авиабилеты до Москвы? Почему люди крайне недовольны системой оказания медицинской помощи? Почему происходят ежедневные перебои в электроснабжении, постоянные аварии?

Невольно создается впечатление, что экономические показатели, цифры, они сами по себе, а реальная жизнь на земле, уровень, качество жизни – это совсем другое. А все потому, что сегодня идет какое-то островное развитие территории Дальнего Востока и Арктики. Повсюду какие-то робинзоновские острова. Дальневосточный гектар, территория опережающего развития и так далее.

Вот посмотрите, каждое уважающее себя предприятие, в основном горнодобывающее, создает свою инфраструктуру, строит свои дороги, даже железные дороги, энергетики – свои аэропорты. И чужих туда не пускают, не подключают.

Например, ведомственная дорога в Ленске. "Газпром энергохолдинг" строит электростанции в Чульмане, а теплоснабжением поселка Чульман, то есть когенерацией, заниматься не хочет.

Золотодобывающее предприятие строит свои ЛЭПы, а близлежащие села, сидящие на дорогущей дизельной генерации, не подключает. На Дальнем Востоке, особенно в Арктике, есть сотни населенных пунктов, где электроэнергия вырабатывается дизельными электростанциями с себестоимостью одного киловатт-часа около 50 и более рублей, а рядом проходит большая энергетика. И никто не собирается ее подключать, модернизировать.

На Восточном экономическом форуме Президент сказал, что только 35% Дальнего Востока геологически изучены. Надо в разы увеличивать геологоразведочные работы, но и уже имеющиеся запасы газа и нефти достаточны, чтобы модернизировать и в разы повысить надежность и эффективность всей энергетики Дальнего Востока. Надо лишь дать газ промышленным предприятиям, в первую очередь это газификация энергетики.

Но сегодня "Газпром" категорически отрицает возможность давать на Дальнем Востоке газ энергетикам, его позиция: "Газа нет, газ законтрактован на экспорт".

Но как всегда выход-то есть: надо пустить независимых производителей газа в трубу "Газпрома". Необходимо, чтобы Правительство Российской Федерации приняло решение, чтобы к 2030 году энергогенерация Дальнего Востока на 90% стала газовой, как в Центральной России. Надо, чтобы во всех областных и краевых центрах, крупных городах Дальнего Востока, таких как Благовещенск, Хабаровск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре и других, не осталось угольных электростанций и котельных. И такая возможность есть. Это позволит существенно стабилизировать тарифы на тепло и электроэнергию, высвободить провозные мощности Российской железной дороги, увеличив экспорт товара с более высокой добавленной стоимостью.

Но это лишь малая часть энергетических проблем Дальнего Востока и Арктики. Но без решения энергетических и транспортных проблем невозможно никакое развитие. Образно говоря, это те самые звенья цепи, ухватившись за которые, можно вытащить все развитие. Это и есть преодоление изолированности от энергетики, от железных дорог, от автодорог. То есть необходимо создавать единый национальный инфраструктурный каркас развития, который позволит вовлечь в хозяйственный оборот новые территории с огромными природными ресурсами: золотом, медью, нефтью, газом и так далее. И мы надеемся, что проектируемый транспортный коридор от Арктики на юг и будет комплексно решать эти транспортные и энергетические проблемы.

Но если Правительство Российской Федерации будет продолжать иногда затягивать исполнение поручений Президента Российской Федерации, то нескоро мы вступим на столбовые дороги развития. Я имею в виду Поручение Президента о необходимости решить вопрос субсидирования внутрирегиональных пассажирских перевозок. Поручение есть, есть проект Постановления Правительства во исполнение этого поручения, но проект постановления аж с 2021 года ходит по коридорам Правительства и проходит согласование. Может, пора уже Минвостокразвитию, Минтрансу брать Минфин штурмом? Вот такие даже мысли приходят.

Изношенность и дряхление электрических сетей уже стало притчей во языцех. Кажется, чуть ветерок подует, и деревянные столбы электросетей начнут падать. Нужно вкладывать огромные средства в обновление и модернизацию электрических сетей, иначе еще много лет мы будем сидеть и молиться Богу, чтобы не замерзнуть в лютую зиму.

В Приморском крае порядка 40% мостов и мостовых переходов находится в предаварийном и аварийном состоянии. Нужна глобальная модернизация всей инфраструктуры под изменившиеся логистические потоки. Также состояние погранпереходов и их пропускная способность серьезно тормозят развитие импорта и экспорта между Россией и Китайской Народной Республикой.

Моторное топливо в некоторых субъектах Дальнего Востока доставляется железнодорожным и морским транспортом. При этом льготные тарифы на железнодорожном транспорте есть, а вот на морском транспорте нет. Надо бы установить.

Уважаемые коллеги, совершенно особого подхода требует система организации здравоохранения в районах Дальнего Востока и Арктики. В силу естественных особенностей, главным из которых является множество малонаселенных пунктов, разбросанных на огромные расстояния. И тут никак не подходит система финансирования здравоохранения, основанная на принципах бизнеса, когда чем больше больных пациентов, тем больше выделяется денег.

Во-первых, надо переходить на бюджетно-сметный принцип финансирования.

Во-вторых, надо менять саму модель организации оказания медицинской помощи.

Россия испытывает четыре хронических системных дефицита в первичном звене здравоохранения – это доступность, качество, нехватка врачей и финансирования.

Между тем, опыт других отраслей подсказывает выход через цифровую трансформацию путем смены самих моделей оказания услуг на более эффективные. Например, гибридные цифровые ФАПы, "умные" мини-поликлиники, которые позволяют использовать близкий к поликлиническому медицинский функционал, включая первичную специализированную помощь, при на порядок меньших капитальных операционных затратах.

Также имеется множество других разработок в области цифровой трансформации здравоохранения, в частности, медицинские чат-боты, работающие на основе искусственного интеллекта.

Если долгосрочные стратегические задачи развития Дальнего Востока решаются, то вот текущие, застарелые не решаются.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024