Сергей Кабышев об основных принципах государственной политики и правового регулирования в сфере образования 28 сентября 2023 28 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 380212-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части уточнения основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования). С докладом выступил депутат фракции "СРЗП", председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев: - Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Ключ к успеху в решении стоящих перед нами исторических задач – создание условий для максимальной реализации потенциала каждого человека во благо Отечества. Очевидно, что силы государства, цивилизационная идентичность народа, патриотизм граждан зависят во многом от качества системы образования, которая должна соответствовать нашим идеалам и приоритетам, самому духу времени, развиваться последовательно и обоснованно на основе четкого прогнозирования общественно-исторической перспективы. Конституция России обязывает государство формировать единую систему воспитания и обучения, которая должна обеспечивать преемственность исторического развития России. Нужно прямо сказать, что образование является основой суверенной российской государственности. В Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 "Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" определен идейный вектор развития системы образования в соответствии с целями сохранения и укрепления традиционных ценностей, что рассматривается как необходимое условие обеспечения национальной идентичности. Напротив, насаждение чуждых идеалов и ценностей развития системы образования без учёта исторических традиций разрушает фундамент культурного суверенитета, подрывает основы политической стабильности. Сегодня в условиях новой исторической эпохи, когда Россия решительно отстаивает национальные достоинства, суверенитет традиций и ценности многополярного мира, мы должны переосмыслить нашу систему образования с позиции безусловного уважения нашего культурного и научного достояния и приоритета наших стратегических интересов. Основная цель рассматриваемого законопроекта в том, чтобы заложить прочный фундамент для прогнозируемого, обоснованного, выверенного развития национальной системы образования, обеспечения высокого уровня доверия к ней со стороны общества для исключения ситуативных, до конца не просчитанных решений, так и тем более решений, способных создать угрозы национальным интересам. Соответственно, предлагается наполнить новым смыслом ряд принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Во-первых, предлагается уточнить принцип гуманистического характера образования. Наша принципиальная позиция, что в качестве элемента основ государственной политики и правового регулирования в сфере образования гуманизм не должен приобретать космополитические трактовки, а должен раскрываться, иметь руководящее значение на практике в соответствии с традиционными российскими духовными ценностями. Не секрет, что в современной западной культуре великая гуманистическая идея приобретает, по сути, деструктивное антисоциальное звучание, используется для оправдания бездушной толерантности и ценностного релятивизма, пропаганды свободы гендерного и сексуального самоопределения. Под прикрытием гуманизма продвигаются идеи отсутствия авторитетов, низвергается ценность научного знания, проповедуется равноценность любых субъективных суждений. Преобладает педагогическая модель, когда отношения ученика и учителя, преподавателя и студента рассматриваются не с позиции особого социального статуса педагога, наставничества, дисциплины воспитания, а с точки зрения обслуживания. Естественно, мы должны исключить спекуляции на тему гуманизма, использование этой идеи в целях размывания и дискредитации наших традиционных духовно-нравственных идеалов и ценностей. Во-вторых, предполагается предусмотреть принципиальное требование научной обоснованности развития системы образования Российской Федерации. Это предполагает учёт как её исторического наследия, так и перспективных задач развития государства и общества. Необходимо последовательно идти к развитию научного стратегического планирования в сфере образования, формировать программу развития образования на долгосрочный период. Кроме того, решения, принимаемые в сфере образования, в особенности те, что затрагивают его содержание в виде образовательных программ организации обучения и воспитания, должны быть предметом тщательной научной экспертной оценки. Ещё одно уточнение касается изъятия из состава принципов в сфере образования упоминания об интеграции нашей образовательной системы зарубежными системами образования. Интеграция представляет собой объединение частей в единое целое, и в этом смысле она никак не может быть нашей целью. Мы открыты миру, открыты конструктивному диалогу, сотрудничеству, то есть равноправному взаимодействию, но не готовы поступаться своими идеалами, ценностями и принципами. Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по просвещению, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Правительством Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы, Государственно-правовое управление, Управление научно-образовательной политики, Экспертное управление Президента Российской Федерации замечаний по законопроекту не имеют. На представленный законопроект поступили положительные отзывы от 30 законодательных органов субъектов Российской Федерации и 52 высших должностных лиц субъектов Федерации. Уважаемые коллеги, Комитет поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.
|