ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Валерий Гартунг о налоге на сверхприбыль

21 июля 2023

21 июля Государственная Дума приняла в третьем чтении проекты федеральных законов № 379248-8 "О налоге на сверхприбыль" и № 379177-8 "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с установлением налога на сверхприбыль). С докладом выступил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" выступил Валерий Гартунг:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Мы не будем голосовать за этот законопроект именно потому, что он несправедлив. Мы согласны со всем тем, что было сказано, и, кстати, предыдущий выступающий сказал о том, что, действительно, нужно посмотреть, какие зарплаты получают топ-менеджеры в компаниях. Согласен, но прежде всего, в государственных компаниях давайте мы посмотрим, в компаниях естественных монополий давайте посмотрим, это правильно.

Мало того, я бы даже сказал, даже смотреть нечего, у них очень высокие зарплаты, и взимать с них налоги нужно, но брать нужно подоходный налог, налог на доходы с физических лиц. И предложения такие в Думе есть. Давайте дополнительную ставку введём, давайте к 15% еще 2% введём, и мы соберём примерно те же 300 млрд. Это первое.

Второе. Вы называете этот закон – закон о налоге на сверхдоходы. Позвольте, вот давайте посмотрим, сверхдоходы, которые нефтегазовый сектор показывает. Там рентабельность на вложенные деньги сотни процентов, но они не являются плательщиками налога на сверхдоход. Зато "КамАЗ" является плательщиком налога на сверхдоход, у него рентабельность по чистой прибыли 1,5%. Слушайте, рентабельность по чистой прибыли 1,5% – это что, сверхдоход? Вы мне объясните. А рентабельность 100% не сверхдоход. Ну как вы это объясните? Понимаете, да?

Поэтому, если бы действительно стране нужны были деньги, то Правительство могло бы найти решение, даже не принимая наше предложение. Они же нашли решение, вот сейчас есть решение, которое замминистра финансов озвучивал. Они отрицательный акциз теперь умножают на 0,5. То есть будут не 3,3 трлн, как вернули в 2022 году, а вернут в два раза меньше. Так, на минуточку, это на целых 0,6 трлн руб. Ну, набрались бы смелости и обнулили бы, не 0,5 сделали, а 0, и вот вам 3,3 трлн. Это не 300 млрд. Тогда было бы всё справедливо, мы бы двумя руками проголосовали.

А если бы вы ещё и приняли решение о дополнительной ставке подоходного налога, кстати, многие сидящие здесь, может, не многие, но много тех, кто бы попал под эту ставку, я думаю, заплатили бы и посчитали бы это честным и справедливым. Спасибо.

Валерий Гартунг:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Мы действительно попросили раздельно обсудить два законопроекта, потому что это два разных законопроекта, хоть они и связаны.

По поводу того, что сказал Андрей Михайлович (Макаров, председатель Комитета ГД по бюджету и налогам – Прим. ред.), что, конечно, справедливо, чтобы компании, которые выплатили многомиллиардные дивиденды, поучаствовали в решении проблем страны. Абсолютно, Андрей Михайлович, с вами согласен. При одном условии, что все компании, которые выплатили многомиллиардные дивиденды, в этом буду участвовать, а не только некоторые. Те, которые выплатили гораздо больше себе дивидендов, они в этом почему-то не участвуют. Я говорю про нефтегазовый сектор. Это первое замечание.

Теперь второе. Зарубежный опыт. Вы очень внимательно его изучили и сказали, что мы тут не пионеры, на самом деле, когда у стран были тяжёлые ситуации, они к этому прибегали. И вы правильную вещь сказали, вы сказали о том, что облагается прибыль сверх нормальной. Полностью с вами согласен. Именно про это я и говорю, что, если это налог на сверхприбыль, так давайте брать налог со сверхприбыли. А как у нас сверхприбыль считается? Что считается нормальным? Наверное, по уровню рентабельности, затраченным средствам. Так, наверное? Или от выручки, по чистой прибыли, как угодно, варианты любые выбирайте. Но критерий должен быть один, и для всех.

Если бы вы предложили именно в такой редакции, Андрей Михайлович, мы бы точно поддержали его. Вы другую редакции предложили. Вы предложили выборочное применение этого закона. Причём самых богатых вы вывели из-под этого закона.

Теперь, что касается, почему мы по пятому пункту голосуем против. Мы все понимаем, что это несправедливо и неправильно, это подрывает доверие к государству, вы фактически предлагаете из статьи 3 Налогового кодекса, в которой прописаны основные начала законодательства о налогах и сборах, сделать изъятие. То есть вы фактически всем участникам деловой активности страны говорите, что все равные, но некоторые ровнее, мы будем делать изъятие. Как вы думаете, это повысит доверие к стране или нет? Конечно же, не повысит.

Вот смотрите, у нас ВВП примерно 150 трлн руб., мы 300 млрд собираемся взять, это 0,2% от ВВП страны. Сколько стоит доверие? Если доверие падает, как вы думаете, сколько процентов ВВП мы потеряем? Мы гораздо больше, чем 300 млрд потеряем.

Были альтернативные варианты? Конечно, были, и Правительство после нашей критики нашло сразу один из них. Я уже подчёркиваю, отрицательный акциз умножили на 0,5, и полтора триллиона, чуть больше, сэкономили, вот как надо было идти.

И про сверхдоходы. Про дивиденды вы говорите. Облагайте их повышенной ставкой, прогрессивной шкалой – никаких проблем нет. То есть всё, что вы, говорите, мы могли это всё решить, но это делать нужно было другим способом.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025