Михаил Делягин и Олег Нилов об исполнении федерального бюджета за 2022 год 11 июля 2023 11 июля Государственная Дума приняла проект федерального закона № 379361-8 "Об исполнении федерального бюджета за 2022 год". С докладами выступили Министр финансов РФ Антон Силуанов, исполняющая обязанности Председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова. От фракции “СРЗП” вопросы задали Олег Нилов и Михаил Делягин, выступил Михаил Делягин. Олег Нилов: - Уважаемый Антон Германович, если можно, за 2022 год, скажите, агропромышленный комплекс сколько заплатил налогов в бюджет, сколько пошлин. Одной только экспортной пошлины (мы эту цифру знаем) там 250 миллиардов рублей. И какова сумма поддержки государственной наиважнейшей отрасли для нашей страны? Думаю, здесь все согласны, что продовольственная безопасность и военная безопасность сегодня – главные приоритеты. И скажите, в 2022 году отрасль была доходной или дотационной, и насколько тогда это выражается, в какой сумме? Спасибо. Антон Силуанов: - Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые депутаты, очень важный вопрос. Сельское хозяйство – одна из ключевых наших отраслей. Да, у нас есть льготные условия налогообложения работы этой отрасли, но в прошлом году мы приняли решение о введении экспортных пошлин в результате высоких цен на внешних рынках. И вы правильно сказали, что вместе с масличными эта сумма составила 250 миллиардов рублей, а по зерну – 123 миллиарда. Вопрос: а сколько было направлено из этих сумм на поддержку сельского хозяйства дополнительно? Порядка более 180 миллиардов рублей. И если посмотреть вместе с пошлинами, то общий объем поддержки села составил более 500 миллиардов рублей, из которых большая часть тратится на льготное кредитование. Рентабельна или нерентабельна отрасль? Рентабельна. И по отдельным позициям отраслей сельского хозяйства мы видим доходности выше 50%. В среднем этот показатель составляет около 20%, а без предоставления субсидий он бы составил около 17%. Поэтому отрасль хорошо развивается, меры поддержки работают, будем дальше продолжать. Михаил Делягин: - Уважаемый Антон Германович, практически вся наша налоговая и таможенная система нацелена на стимулирование финансовых спекуляций, вывоза сырья и капитала за счет подавления внутреннего производства, то есть на закрепление положения России как, по сути, экономической колонии разумно управляемых стран. Развитие у нас осуществляется в основном в порядке исключения и требует для себя особых правовых режимов. Квинтэссенция этой системы –налоговый маневр, который перенес нагрузку с экспорта сырья на внутреннее производство и потребление, что привело к удорожанию бензина, к убыточности нефтеперерабатывающих заводов, и сейчас субсидирование НПЗ составляет 3,2 триллиона рублей в виде отрицательного акциза. Это почти весь дефицит бюджета. Рассматривало ли Правительство в 2022 году, когда появилась дефицитность бюджета, возможность отхода от колониальной, по сути, экономической модели в виде отказа от налогового маневра для стимулирования производства добавленной стоимости в Российской Федерации? Спасибо. Антон Силуанов: - Уважаемый Михаил Геннадьевич, уважаемые депутаты, я здесь не могу согласиться про тезисы о колониальной модели, о том, что мы стимулируем экспорт наших углеводородов. Все наоборот. И об этом, мне кажется, мы все это время при рассмотрении отчета о бюджете говорим: сколько было направлено на поддержку экономики, сколько было направлено денег на поддержку импортозамещения или нашего технологического суверенитета. Вы говорите: опять 3,2 триллиона рублей на поддержку нефтепереработки. Так часть этих денег – это обратный акциз – как раз идет и на то, чтобы быстрее модернизировались наши нефтеперерабатывающие предприятия. Если бы не было этих денег, не было демпфера, демпфирующей компоненты, то небольшие и малые предприятия по нефтепереработке закончили бы год с убытками, а сейчас их доходность составляет от где-то четыре-пять тысяч рублей на тонну. А у хороших заводов доходность выше, но это заводы, которые перерабатывают продукцию сырьевую и производят соответствующие нефтепродукты. Это не колониальная экономика и не сырьевая, как вы это называете, здесь невозможно с вами согласиться. Выступление Михаила Делягина: - Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые товарищи! Прошлый год был особым, оценивать его исполнение бюджета по традиционным меркам нельзя. Да, продолжалось нарастание неравномерности исполнения, но возмущение тем, что все большая часть расходов троится в последний квартал и в последний месяц, дезорганизуя всю экономику, умеряется пониманием того, что этих расходов могло бы и не быть. В том, что страна выстояла в прошлом году, кстати, есть и наш вклад, потому что это мы с вами дали Правительству почти полную бюджетную свободу, и оно воспользовалось этой свободой, отменив пресловутые бюджетные правила в прошлом году, запрещающие использовать деньги России на нужды России, и именно этим оно стабилизировало ситуацию. Потом, правда, вернуло ярмо бюджетного правила на страну, но это уже другая история. Второе достижение в Правительстве – виртуозное использование бюджетных средств для стимулирования развития. Субсидии, гранты, льготные кредиты выделяются точечно и во многом компенсируют разрушительную либеральную политику, продолжающую худшие традиции 90-х годов. Экономической науке еще предстоит осознать этот феномен: точечное расходование бюджетных средств частично компенсировало последствия произвола монополий, искусственно созданного денежного голода, запредельно дорогого кредита, налогового и таможенного подавления внутреннего производства, подавления спроса за счет удержания населения в бедности и нищете, и при всей частичности этой компенсации спасло страну. Разумеется, обеспечиваемого таким образом развития недостаточно, оно идет в порядке исключения, носит кусочно-разрывной характер, и ничто не может развиваться в режиме и не должно развиваться в режиме ручного управления, но, тем не менее, оно есть. Третье достижение налоговой службы. Никто его не заметил, но доля задолженности по налогам и обязательным платежам в их объеме снизилась с 6,4% в 2020 году до 5,2% в 2021-м и 5,5% в прошлом году. Да, конечно, никто ФНС не любит, но это достижение является выдающимся и заслуживает самой сердечной благодарности. Тем не менее, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" не может поддержать отчет об исполнении бюджета не только потому, что мы в корне не согласны с бюджетной политикой, которая разрушает нашу страну по-прежнему, но и потому что с большим уважением относимся к Правительству. Именно Правительство исчерпывающе резюмировало исполнение бюджета 2022 года фактической эпитафией, тем, что для исправления последствий этого исполнения оно было вынуждено разработать специальный разовый налоговый платеж на сверхприбыль, мы его давеча в первом чтении одобрили. При нормальном исполнении бюджета такие меры не только не нужны, но и по определению невозможны, причем последствия исполнения бюджета 2022 года таковы, что этот разовый налоговый платеж пришлось сопровождать специальной поправкой, отменяющей для него требования понятности налога для плательщика. Думаю, это вполне понятная и доступная оценка исполнения бюджета не словом, а делом, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" всецело разделяет эту оценку. Главное в бюджете 2022 года то, что его с началом СВО пришлось практически переделывать, но тем не менее переделка недостаточна. Только один пример. Нам осталось наследие "сердюковщины" в бюджетной сфере – региональные принципы денежных выплат военнослужащим. В результате очень часто деньги не успевают за солдатом. При советской власти в каждом полку был начфин, и это было невозможно даже вообразить. Сегодня подразделения переместили, они остались без выплат, потому что не успели переложить бумажки. Солдат попал в госпиталь, его перевезли в другой, его перевели в третий, деньги за ним не успевают, в результате задержка выплат превращается в невыплаты и ведет к росту политической напряженности. Эта проблема не решается, это проблема не только Министерства обороны, но и проблема бюджета. Далее. Главным приоритетом бюджета остается замораживание денег налогоплательщиков в резервах, чтобы они не обеспечили развитие страны и решение насущных проблем. В результате при огромных резервах бюджета (сейчас это значительно больше 12 триллионов рублей) государство берет в долг, тратит деньги на процентные выплаты. Скажем, за прошлый год остатки на счете федерального казначейства выросли на 1,9 триллиона рублей. Процентная выплата за ненужные бюджету займы – 1,3 триллиона рублей. Это субсидирование финансовых спекулянтов деньгами налогоплательщиков, это наглядная демонстрация того, что бюджет по-прежнему служит интересам спекулянтов, а не производству и технологиям, и мы с этим не смиримся. Огромные дополнительные расходы бюджета (они почти на треть больше плана – на 7,4 триллиона рублей) наглядно опровергли утверждение Минфина о том, что денег нет, и наглядно опровергли либеральные догмы 90-х о том, что дефицит бюджета обязательно ведет к инфляции. Даже попытки осмыслить эти уроки не сделано, мы не можем с этим смириться. Нам рассказывают о дополнительных доходах, умалчивая тактично, что эти дополнительные доходы во многом вызваны ростом цен, а компенсация обесценивания расходов системно не осуществляется, что ведет к дестабилизации экономики, как в 90-е годы. Наконец, можно сколько угодно обижаться на слова о характере российской сегодняшней экономики, но налоговое таможенное регулирование стимулирует вывоз капитала, вывоз сырья и блокирует производство добавленной стоимости. Причем безумие налогового маневра в прошлом году еще распространено на черную металлургию. С этим нельзя согласиться. Наконец, бюджет 2022 года, как и все предшествующие, осуществлял хаотичное, произвольное распределение денег между регионами, что вызывает серьезное напряжение и диспропорции. Это цена отказа от обеспечения права человека на жизнь в виде гарантирования реального прожиточного минимума и в дальнейшем минимальных социальных стандартов, что автоматически поставило бы всю межбюджетную политику на прочную объективную основу. Мы против произвола как основы государственной политики. Мы против того, что бюджетная политика России осуществляется по принципу средней температуры по больнице. Наконец, мы считаем, что до достижения стопроцентного импортозамещения в агропромышленном комплексе, до искоренения бедности, недоедания миллионов сограждан по причине дороговизны основных продуктов питания все собранные с селян налоги и пошлины надо направлять на развитие АПК и на развитие села. И последнее. Пресловутый КР1 при оценке деятельности чиновников в бюджете носит абсолютно формальный характер. Скажем, у нас в Ярославской области в семи населенных пунктах, да и в Дагестане, по-моему, построены, сданы, но не введены в эксплуатацию очистные сооружения. В результате за бюджетный счет организованы экологические катастрофы, и все довольны, и вроде бы все в порядке. Коллеги, наша цель – это развитие, а не новые катастрофы и потому мы не можем поддержать “алилуйщину” и одобрить исполнение бюджета прошлого года.
|