Александр Ремезков об исполнении федерального бюджета-2022 10 июля 2023 На заседаниях Комитета Госдумы по бюджету и налогам депутаты детально рассмотрели внесенный Правительством РФ законопроект об исполнении федерального бюджета за 2022 год. Своим мнением о результатах проводимой правительством бюджетной политики поделился первый заместитель председателя Комитета, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Александр Ремезков: - Принятие законопроекта об исполнении бюджета в прошлом финансовом году – это гораздо больше, чем утверждение отчёта о кассовом исполнении бюджета. Безусловно, мы полностью доверяем той оценке достоверности, правдивости и полноты исполнения бюджета, которую ежегодно предоставляет в своем заключении Счетная палата. Однако нам, парламентариям необходимо дать оценку эффективности проводимой Правительством бюджетной политики, разобраться в том, насколько успешно инструменты этой политики позволили ответить на возникающие вызовы. Вызовы 2022 года стали серьезным экзаменом на прочность государственных финансов. Подводя итоги исполнения бюджета за 2022 год, которое проходило в условиях специальной военной операции, мы пришли к единому выводу: введенные против нашей страны беспрецедентные санкции не достигли поставленных целей. Усилия коллективного Запада, направленные на подрыв финансовой стабильности, оказались тщетны. Россия выстояла, в том числе благодаря ужесточению денежно-кредитной политики и кардинальной перестройке бюджетно-налоговой политики. Реализация широкомасштабного антикризисного пакета мер государственной поддержки позволила стабилизировать ситуацию и избежать развития событий по негативному сценарию. Сокращение ВВП в 2022 году составило только 2,1%. Вопреки пессимистическим оценкам не только МВФ, ООН, Всемирного банка (минус 8,5-11,2%), но и Банка России, Минэкономразвития, которые прогнозировали снижение ВВП на 8–10%. В прошлом году Правительство России управляло бюджетом фактически в ручном режиме – парламентом не вносились изменения в утвержденный 6 декабря 2021 года закон о федеральном бюджете на 2022–2024 годы. Пришлось отказаться от модели экономической стабилизации, приостановить действие ряда ключевых норм бюджетного и налогового законодательства, в том числе "бюджетных правил", направить на расходы все поступавшие в 2022 году нефтегазовые доходы. Минфину были предоставлены практически неограниченные права по оперативному управлению государственными финансами и параметры бюджета уточнялись едва ли ни ежедневно. Без отпусков и выходных проходили заседания Комиссии Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований, в составе которой я работаю от фракции "СРЗП". Количество решений о выделении средств из Резервного фонда по сравнению с 2021 годом увеличилось с 576 до 937, или в 1,6 раза. Первоначальный объем Резервного фонда Правительства был увеличен в 28,7 раза и составил 8 679,5 млрд рублей. Это произошло за счет направления в фонд дополнительных нефтегазовых доходов в сумме 7,5 трлн рублей и перераспределения зарезервированных средств, а также остатков не использованных в 2021 году средств в объеме 688 млрд рублей. Финансирование программ поддержки экономики и граждан потребовало беспрецедентного перераспределения расходов в сумме 20,8 трлн рублей, причем половина из них была перераспределена в четвертом квартале 2022 года. Весомую поддержку получили регионы. Бюджетам субъектов Федерации были предоставлены кредиты в сумме 420 млрд рублей, а также проведена реструктуризация их задолженности по выданным ранее бюджетным кредитам. Изменения показателей бюджета в 2022 году огромны. Доходы превысили прогнозируемый объем на 11,2% и составили 27 824,4 млрд рублей. И произошло это в основном из-за увеличения нефтегазовых доходов на 21,4%. Расходы увеличились на 31,3% и достигли 31 118,9 млрд рублей. Это самый высокий показатель за последние годы. Уровень исполнения расходов федерального бюджета был почти таким же как 2021 году – 97,5%, но осуществлялось все крайне неравномерно. На четвертый квартал пришлось 37% всех расходов, в том числе 7 трлн рублей приходится на декабрь, и 4,1 трлн рублей – на последнюю неделю. Цена финансовой стабильности достаточно высока. 2022 год страна завершила с дефицитом в 3 294,5 млрд рублей, при том, что федеральным законом был утвержден профицит в сумме 1 327,7 млрд рублей. Пришлось прибегнуть к внутренним заимствованиям с превышением верхних пределов долга. Государственный внутренний долг увеличился на 2,3 трлн рублей, а внешний долг сократился на 397 млрд рублей. По сравнению с началом года объем ФНБ уменьшился на 23,2% – на 3 151 млрд рублей. И дело не только в том, что Правительство наконец-то распечатало эту "кубышку". Уменьшение объема средств обусловлено переоценкой рыночной стоимости обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России" со снижением на 1 721,1 млрд рублей, переоценкой средств ФНБ на счетах в Банке России со снижением на 1 060,4 млрд рублей, а также отрицательной курсовой разницей, которая дала минус 1 069,5 млрд рублей. И все же значительная часть средств ФНБ использована с пользой. На софинансирование формирования пенсионных накоплений направлено 2,5 млрд рублей, на покрытие дефицита федерального бюджета – 1 000 млрд рублей, на увеличение объема резервного фонда Правительства – 1 972,2 млрд рублей. Сегодня, принимая отчет об исполнении федерального бюджета 2022 года, мы должны сделать взвешенные выводы о том, насколько эффективны принятые решения, какие из этих экстренных мер должны навсегда остаться в прошлом, а какие – лечь в основу новых направлений бюджетной политики, в основу формирования нового трехлетнего бюджета на 2024-2026 годы.
|