Елена Драпеко о воспитании патриотизма у молодежи 13 июня 2023 13 июня в ходе пленарного заседания Государственной Думы с заявлением от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила Елена Драпеко: - Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Отниму у вас некоторое количество времени. Вчера был замечательный праздник, все друг дружку поздравляли, патриотические передачи шли на всех каналах. Но я, если можно, немножко огорчу. На днях "Ведомости" опубликовали результаты исследования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования "Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодёжи – 2022", где была затронута тема "Воспитание патриотизма". В исследовании приняли участие 150 тыс. учащихся в возрасте от 14 лет и 100 тыс. родителей и педагогов. Результат: только 59% юных патриотов поддерживают действия России по отношению к Украине, 36% – говорят о каком-то нейтральном отношении, 3% – не одобряют, а ещё 2% – затрудняются с ответом. В общем, радоваться нечему. Если верить исследованию, то понятие патриотизма у нового поколения настолько размыто, что оно спокойно укладывается в один ряд с эмиграцией и нейтралитетом в отношении специальной военной операции и, видимо, не является для молодых людей чем-то значимым для их будущего. Это повод крепко задуматься, почему, находясь вполне в сознательном возрасте, подростки настолько плавают в своём отношении к операции, которую российские Вооруженные силы проводят на Украине? И ответ есть. Молодые слишком мало знают правды о специальной военной операции, о страданиях Донбасса. Им не понять, почему Россия вписалась за Донбасс. Основными источниками информации у молодых, как вы знаете, являются социальные сети. Ну, и не трудно догадаться, какие – YouTube и TikTok. Формат информации, который лучше всего воспринимает эта среда, – короткие видео. Молодому поколению телевидение наше не предлагает ничего, что бы могло увлечь. Из полусотни опрошенных подростков от 14 до 18 лет ни один не назвал свой российский телеканал или любимую информационную передачу. Засилье западных ценностей и культурных образцов, фактически полный демонтаж прежних практик работы с молодежью, возникший в 90-е годы, и до сих пор полноценно не заполненный идеологический вакуум, привели к тому, что у многих молодых людей исчезли ценностные ориентиры. Важность многих вещей начала измеряться не общественным благом, а их стоимостью. Не имея жизненного опыта, они становятся жертвами намеренно запускаемых фейков. И ситуация усугубляется тем, что официальная информация о ходе боевых действий от Министерства обороны банально запаздывает и о многом умалчивает. Вопрос извечный: что будем делать? И вот сейчас скажу, наверное, неприятную вещь. Мы боремся за историческую память с противником. Мы американцам или немцам рассказываем, кто победил в Великой Отечественной войне. А им наплевать на это. Их задача лишь в одном – чтобы народ забыл историю и сменил свой культурный код, размыл его, утратил связность. Не чехам надо рассказывать, кто освободил Прагу, а нашим школьникам говорить, сколько на заводах "Skоda" было выпущено танков во время войны. Европейцы наши памятники сносят, стирают историческую память. Чех или литовец, сносящий памятник, убивает оскорбительное для него напоминание о том, кто помешал ему присоединиться к европейской семье народов-сверхчеловеков. Мы просто обязаны ответить нашим детям на трудные вопросы: почему мы не такие, как другие европейцы, почему мы для них загадочная русская душа, за что они нас не любят и когда разошлись наши пути, почему они выдают свои ценности за общечеловеческие, чем наш культурный код отличается от европейского культурного кода. Да и самим неплохо бы это помнить. Культурный код – это не пляски под гармошку в смазных сапогах. Это что тогда? Это иерархия, система ценностей, исповедуемая народом. Что мы об этом знаем? Ну, вот только что Компартия Российской Федерации ссылалась на коммунистический опыт. Историки говорят, что всё гораздо сложнее и глубже. Самые первые источники, которые нам доступны, о нашем культурном коде – это народный эпос, былины. Нам важны былины, поскольку, как пишут специалисты, русский эпос хронологически совпадает со временем записи "Беовульфа" в Англии, "Песни о Роланде" во Франции, "Песни о Нибелунгах" в Германии, "Песни о Сиде" в Испании, что позволяет сравнить русский и западноевропейский эпос и выявить их отличия. Вот несколько слов об эпосе наших европейских соседей. Выдающийся памятник средневековой эпической поэзии Франции "Песнь о Роланде" – это песнь о крестовых походах, о завоеваниях, о сражениях христиан с иноверцами. Вот послушайте. "Карл заходит в завоёванную Сарагосу и повелевает: пусть синагоги жгут, мечети валят. Берут они и ломы, и кувалды, бьют идолов, кумиры сокрушают, чтоб колдовства и духу не осталось. Ревнует Карл о вере христианской, велит он воду освятить прелатам и мавров окрестить в купелях наспех. И если кто на это не согласен, тех вешать, жечь и убивать нещадно. Насильно крещены 100 тысяч мавров". Это "Песнь о Роланде", эпос. Испанская "Песнь о Сиде", германская "Песнь о Нибелунгах", англосаксонская поэма "Беовульф" воспевают обогащение грабежом или борьбу за драгоценный клад. "Сид": "Нападайте дерзко, грабьте проворно". "Беовульф": "В обмен на богатства жизнь положил я". В "Нибелунгах" вообще страшная история: там и предательство родных, и месть, и обман, и коварство. И всё это из-за чего? Да из-за великого клада нибелунгов. В русском эпосе мотив обогащения отсутствует. Понятие мести как таковой вообще отсутствует в русском фольклоре. Давайте вспомним наших основных героев. Илья Муромец, непобедимый крестьянский сын, и первый его подвиг – тяжёлая крестьянская работа, а потом уже подвиги богатырские. Потом он идёт служить за веру христианскую, за землю русскую, за стольный Киев-град, за вдов, за сирот, за бедных людей. Добрыня Никитич и Алёша Попович рядом с ним. Потом идёт хоробрая княжеская дружина, но по словам Микулы Селяниновича, могут только хлеба ясти. И, наконец, князь Владимир, личной силой не отмеченный, но отмеченный силой власти. И поскольку он в центре былинной родины, то он и является Красным Солнышком. Богатыри – народные заступники, а не наёмники и вассалы. Часто критически относятся к властям и дружат с голью кабацкой. Кто-то мне скажет: это всё сказки, в реальности была борьба за власть, и холуи у власти, были рабы и завоевания, убийства и грабежи. Чего же стоит былинный эпос? А эпос – это отобранная в течение веков система национальных ценностей и их иерархия. Поэтому поступки нибелунгов воспеваются немцами до сих пор, а поступки Ильи Муромца отвечают душе русского человека. Наши предки передают нам через века идеалы Святой Руси – любовь к Родине, труд, действенную жалость к униженным и обиженным, желание побратимства, товарищества. И эти идеалы прошли через всё русское и советское искусство, они в лучших образцах современного искусства, именно они.
|