ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СРЗП" о деятельности РФ в рамках евразийского сотрудничества

31 мая 2023

31 мая в рамках “правительственного часа” в Государственной Думе Заместитель Председателя Правительства РФ Алексей Оверчук выступил с докладом на тему "Об актуальных вопросах деятельности Российской Федерации в рамках евразийского сотрудничества". Вопросы докладчику задали депутаты фракции “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ” Николай Новичков, Михаил Делягин, Олег Нилов, выступила Яна Лантратова.

Николай Новичков:

- Уважаемый Алексей Логвинович, вы очень наглядно рассказали о строительстве Евразийского экономического союза, о тех соглашениях с партнерами Евразийского экономического союза и, собственно, хочется эту работу видеть и дальше. И вот, собственно, в связи с этим вопрос. Как вы видите интеграцию с оставшимися членами СНГ, которые не вошли в Евразийский экономический союз, в первую очередь Таджикистаном и Узбекистаном, а также с партнерами на Африканском континенте с целью интеграции с Африканской континентальной зоной свободной торговли?

Спасибо.     

Алексей Оверчук:

- Спасибо большое. Вы затронули очень важную тему, я старался ее также раскрыть и в своем выступлении, а именно формирование условий для развития связей с экономиками Глобального Юга. Но, конечно же, если говорить о ЕАЭС, то, в первую очередь, мы говорим о странах нашего ближнего зарубежья, странах, которые совсем недавно были с нами в одной стране. И здесь работа ведется адресно с каждой страной.

Конечно же, в странах существуют разные отношения к этому вопросу, мы должны это признавать. И наша задача здесь состоит в том, чтобы в первую очередь те страны, которые мы видим в качестве возможных кандидатов на вступление в Евразийский экономический союз, четко понимали все за и против этого вступления для того, чтобы мы могли квалифицированно вести с ними переговоры и объяснять им эти за и против. Здесь очень откровенный разговор необходим. И именно такой откровенный разговор мы ведем с этими странами.

Кроме того, конечно же, обнадеживает то, что в последнее время действительно интерес к ЕАЭС очень сильно возрос, потому что ЕАЭС действительно показывает очень неплохие результаты на фоне всей глобальной турбулентности, которая сегодня происходит. И мы это тоже видим. Стараемся участвовать в экспертной работе, которая происходит в этих странах, идем в университеты в этих странах, работаем с научным сообществом по самым-самым разным направлениям, доводим до этих стран те выгоды, которые они могут получить от сближения с Евразийским экономическим союзом.

Что же касается Африки, то, конечно же, этот континент очень важен для нас. Это континент с наиболее растущей экономикой по всем прогнозам. И в XXI веке Африка будет развиваться очень бурно. Это растущий рынок, это растущее население. Поэтому мы не можем оставаться в стороне.

Правительством подготовлено соответствующее поручение нашим ведомствам по проработке вопросов, связанных и с транспортным сообщением с этими странами, и с теми вопросами, которые могут представлять интерес для них во взаимной торговле. Естественно, культурное сотрудничество и сотрудничество в сфере образования. Еще со времен Советского Союза к медицине нашей хорошее отношение. Поэтому мы эту тему тоже развиваем сегодня.

Спасибо.

Михаил Делягин:

- Уважаемый Алексей Логвинович, преимущество ЕАЭС для малых экономик очевидно – это огромный рынок сбыта, это огромный рынок труда, и затапливая Россию миллионами трудовых, а иногда и нетрудовых мигрантов, соответствующие страны обеспечивают свою социальную и политическую стабильность за счет наших ресурсов, они имеют возможность перетаскивать к себе наши предприятия. Вот, например, один из крупнейших добытчиков золота в России сейчас уходит в Казахстан.

Меня избиратели терзают вопросом, какова экономическая выгода для России от участия в ЕАЭС, что мы получаем, кроме порчи и разрушения рынка труда, ликвидации доступных для граждан России рабочих мест, роста безнаказанной преступности, укрепления параллельной власти, вывоза из России капитала, денег и культурных ценностей, блокирования странами, которые разрушили свою промышленность, наших попыток восстановить промышленность, публичного, официального присоединения некоторых членов ЕАЭС к антироссийским санкциям, в конце концов?

Алексей Оверчук:

- Михаил Геннадьевич, спасибо большое за ваши вопросы.

Что даёт ЕАЭС России, да? Малые экономики, конечно же, имея выход на российский рынок, а Россия по отношению к ним это, конечно, крупнейшая экономика, они к ней объективно тяготеют и хотят иметь безбарьерный доступ на наш рынок. Действительно можно, конечно же, говорить и в таком ключе, но это улица все-таки с двусторонним движением, потому что, открывая наши рынки, эти страны одновременно вынуждены открывать и свои рынки, хотя, конечно, совокупные объемы их рынка гораздо ниже нашего.

Но, тем не менее, укрепление хозяйственных, экономических связей между нашими странами, несомненно, способствует нашей взаимосвязанности и тому, что у нас на границах все-таки развиваются отношения в более дружеском ключе, чем с другими странами. И это нужно тоже понимать и признавать.

Что касается миграционных потоков. Объективно, да, конечно, мы это все видим. Но вместе с тем трудовые мигранты, которые приезжают в Российскую Федерацию, вносят свой существенный вклад в экономику нашей страны, в том числе. Вы знаете те демографические проблемы, которые испытывает наша страна сегодня, и здесь, конечно же, трудовая миграция служит и, в том числе, серьезным подспорьем для экономики. Об этом тоже нельзя не говорить.

Ну и, конечно же, то, что мы сегодня активно приступили к выстраиванию международных транспортных коридоров "Север – Юг", значит, извините, что эти страны не объедешь. А без этих коридоров, без создания этих транспортно-логистических цепочек, в том числе и организационных цепочек, у нас успешно действует ОТЛК (Объединенная транспортно-логистическая компания – Прим. ред.) на три страны: Казахстан, Россию, Белоруссию.

Сегодня мы создали новую компанию трансграничного оператора (Казахстан, Туркмения, Россия), которая идет на юг. Это все сотрудничество, которое имеет огромное значение для нашей страны, потому что без развития рынков, без освоения растущих крупных рынков мы с вами не сможем создать крупную экономику. В этом преимущество.

Спасибо.

Олег Нилов:

- Уважаемый Алексей Логвинович, конечно, школы, желательно вузы, научные центры, банки хорошо бы строить, но для этого нужны совсем другие деньги и совсем другие бюджеты, а не 1,7 миллиарда рублей. Вот, например, вчера Милли Меджлис ратифицировал решение о создании Тюркского инвестиционного фонда.

Есть ли такие идеи создания действительно серьезных фондов, с помощью которых можно решать проблемы, вкладывая большие деньги? А вот этого бюджета, не считаете ли вы, едва хватит для того, чтобы, что называется, направить на наглядную агитацию, на продвижение идей совместных, продвижение культуры, ценностей наших общих через СМИ, через, может быть, телеканал?

Алексей Оверчук:

- Спасибо, Олег Анатольевич, за ваш вопрос. И он действительно ставит очень серьезную проблему опять-таки, потому что мы опять возвращаемся к вопросам гуманитарной поддержки и продвижения наших ценностей, нашего мировоззрения на этом интеграционном пространстве.

Конечно же, ресурсов всегда бывает мало, тем не менее, если даже посмотреть на вот эти вот 1,7 миллиарда рублей, то это то, чего раньше не было. И сегодня все страны ЕАЭС, которые приняли решение об этом бюджете (а именно это пойдет на поддержку развития кооперационных связей между предприятиями государств – членов ЕАЭС), собственно, понимают, что это начало, и понимают, что это пилотный проект, рассчитанный на пять лет.

Мы полагаем, что результаты будут получены гораздо раньше, и мы сможем выйти с предложениями о расширении этого бюджета, а также диверсификации источников финансирования подобного рода мер поддержки развития итеграционных связей гораздо раньше. Кроме того, вы упомянули инвестиционный фонд, который сейчас формируется Турцией в рамках Организации тюркских государств. Действительно, там сегодня идет очень серьезная активность, в том числе активность в определенной степени дублирующая то, что мы делаем в Евразийском экономическом союзе.

У нас тоже есть свои инструменты развития, которые реализуются на пространстве Евразийского экономического союза и даже немножко шире: это Евразийский банк развития, это Евразийский фонд содействия развитию, и это те инструменты, которые оказывают очень серьезную поддержку. Мы, в том числе, определили новую стратегию Евразийского банка развития, которая нацелена больше на развитие интеграционной составляющей и завязывание связей между нашими странами, между нашими экономиками, прежде всего, в транспортной сфере, в энергетической сфере.

Естественно, мы оказываем бюджетную поддержку в рамках Евразийского фонда содействия развитию (ЕФСР) таким странам, как Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, и это очень успешные проекты. Поэтому мы тоже ведем эту работу.

Спасибо.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, первый Заместитель Председателя Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Хотела бы выразить благодарность Алексею Логвиновичу Оверчуку за его такой развернутый, обстоятельный доклад о работе Правительства в части развития евразийской интеграции. И очень важно, что Правительство и лично Алексей Логвинович сейчас занимаются вот этим важнейшим для нашей страны вопросом – гуманитарным сотрудничеством, а по факту – созданием добрых и крепких отношений с нашими соседями в странах СНГ и ЕАЭС.

Однако слабая информированность о работе Евразийского союза и насаждение извне мифов, что гуманитарные интеграционные проекты могут привести к ущемлению суверенитета стран-участниц, в корне создают неверное понимание евразийского проекта. И наша задача – убедить наших коллег в том, что наше объединение нацелено на безусловное сохранение культурного многообразия, идентичности и суверенитета каждой из стран.

Большой победой считаю построение в Таджикистане пяти общеобразовательных школ. Важная информация о том, что подписано межправсоглашение о строительстве девяти школ в Киргизии, о строительстве Российско-Туркменского университета. Я считаю, что вот этот важный положительный опыт нам нужно развивать и в других дружеских странах – Армении, Азербайджане, Узбекистане, Монголии, которая не входит в страны СНГ (и мы об этом забываем), но дружеская нам евразийская страна.

Важнейшая инициатива – создание международной организации русского языка, которая, надеюсь, получит достойное финансирование, которого сейчас катастрофически не хватает для продвижения русского языка, который, по исследованиям, занимает в мировом интернете второе место по популярности после английского, а это значит, что, несмотря на политику отмены России, которую коллективный Запад и примкнувшие страны проводят, наша культура и наш язык остаются очень востребованными и желанными во многих странах мира, и это важнейшее направление нашей работы в создании пояса друзей вокруг нашей страны, которую сейчас проводит Правительство.

Долгие годы мы, к сожалению, этим не занимались и думали, что достаточно экономического сотрудничества для поддержания добрососедских отношений. Но этим занимались другие страны. И на территории России, и в странах СНГ используют так называемую "мягкую силу". Я серьезно занималась исследованием работы иностранных структур "мягкой силы", которые работали у нас в стране на подрыв нашего суверенитета, вербовали молодежь, некоммерческие организации, наших педагогов, которых вывозили, обучали за рубежом, а они потом возвращались, создавали учебники и выступали перед нашими студентами с антигосударственной риторикой.

Активно и успешно работают другие государства на территории стран СНГ. Например, Турция серьезный проект реализовала по "мягкой силе": они создали учебник "Общая тюркская история", разработанный Международной Тюркской академией по поручению глав Тюркского совета. Учебник создавали несколько лет. Его целью для Турции было распространение нужных Турции идей и нарративов, в том числе построение Великого Турана. Основное требование к учебнику было в том, чтобы в нем не было никаких спорных вопросов, которые разные страны по-разному могут интерпретировать.

Учебник в 2020 году, коллеги, включили в учебные программы: 30 тысяч учеников в Турции, 15 тысяч учеников в Казахстане, 10 тысяч – в Азербайджане, а потом присоединилась и Киргизия, выбрали предмет "Общетюркская история" в качестве факультативного. А в 2022 году в Казахстане был подписан протокол, который утвердил включение в школьную программу учебников "Общая тюркская история", "Общая тюркская литература", "География тюркского мира".

Убеждена, что нам нужно идти схожим путем в части создания учебника, но об одном из самых важных периодов в истории стран СНГ, о роли каждой страны в Великой Победе в Великой Отечественной войне под названием "Победа в Великой Отечественной войне: одна на всех".

В настоящее время против России ведется целенаправленная информационная война, один из приемов которой – создание фейковой исторической памяти о Великой Отечественной войне на всем постсоветском пространстве. И если людям старшего поколения эти действия по конструированию новой исторической памяти, по пересмотру итогов Великой Отечественной войны представляются абсурдными, не имеющими ничего общего с исторической наукой, то дети и подростки эту историю очень быстро усваивают.

Победа в Великой Отечественной войне – это то, что нас всех сегодня объединяет, несмотря на имеющиеся разногласия и шероховатости. Этот период совместной истории не имеет спорных исторических моментов, хотя необходимо заметить, что значимость этого события в указанных странах под влиянием внешних сил с каждым годом, к сожалению, уменьшается.

Предлагаю Правительству начать работу в этом направлении и инициировать создание межгосударственной комиссии по разработке такого единого школьного учебника для стран бывшего СССР. Готова принять непосредственное активное участие в реализации этого проекта.

Убеждена, что вопросы гуманитарной повестки, совместной реализации проектов в сфере науки, культуры, образования, туризма должны обязательно найти отражение во всех стратегических документах ЕАЭС, СНГ, Союзного государства России и Беларуси. Это позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" и, уверена, других фракций Государственной Думы и профильных комитетов.

Сегодня мы видим, что вопрос создания пояса друзей вокруг нашей страны – это вопрос, в том числе национальной безопасности.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024