ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СРЗП" об отчете Уполномоченного по правам человека в РФ за 2022 год

17 мая 2023

17 мая на пленарном заседании Государственной Думы с докладом о деятельности за 2022 год выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова. От фракции “СРЗП” вопросы задали Яна Лантратова, Дмитрий Кузнецов, выступил Анатолий Лисицын.

Яна Лантратова:

- Уважаемая Татьяна Николаевна, во-первых, спасибо вам большое за проделанную работу. Вопрос, который мне часто задает молодежь в разных регионах России, с которой я общаюсь, – это вопрос травли в образовательных учреждениях. И, к сожалению, часто доходит до фактов суицида. Но правовых механизмов защиты от этого у нас нет.

Однако учащаются случаи травли и по отношению к учителям. Именно поэтому учитель находится в уязвимом положении, и нет механизмов защиты. Поэтому нашей фракцией разрабатывается законопроект о статусе педагогического работника. Поддерживаете ли вы данную инициативу, и какие механизмы защиты их прав вы видите? Спасибо большое.

Татьяна Москалькова:

- Спасибо огромное, Яна Валерьевна. Мы вместе с вами работали, когда вы были членом СПЧ (Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека – Прим. ред.). Очень активный общественник, а сегодня – депутат. И вы подняли очень важную тему, особенно в Год педагога и наставника.

Я скажу, что тема травли, конечно, была всегда. И в наши годы я помню, что кнопки учителям подсовывали на стол, и в отношении детей были обструкции. Но мы сделали существенный шаг вперед по развитию цивилизационного пространства, и сегодня это, конечно, явление, которое недопустимо. Причем оно стало более изощренным и, я бы сказала, жестоким.

Есть очень хорошее решение ОНН по профессиональному статусу, правовому статусу педагогов. Я думаю, что его нужно использовать. И я поддерживаю идею по укреплению правового статуса педагогов. В прошлом году ко мне пришло 15 обращений от педагогов о том, что администрация понуждает их вести дополнительные уроки без оплаты, о том, что если человек не хочет вести классное руководство, его ставят в условия увольнения с должности. Это, конечно, неправильно, а мы через прокуратуру и через органы управления в педагогической сфере на это стараемся влиять.

Дмитрий Кузнецов:

- Татьяна Николаевна, регулярно посещаю территорию ЛДНР в рамках программы мониторинга региональной заботы о мобилизованных. Тоже я обратил внимание и получил достаточно информации о страданиях граждан Украины, схваченных украинскими спецслужбами по обвинению в помощи российской армии. По моему убеждению, эти люди наши гораздо в большей степени, чем, например, некоторые проукраинские жители новых территорий, которые задержаны за противодействие СВО уже нашими спецслужбами.

Мы не можем бросать своих, и по договоренности с офисом украинского омбудсмена мы взаимно проверили условия содержания гражданских пленных, передали им посылки и дали записать послания близким. Часть присланных из Украины видеоматериалов я не мог смотреть без слез. Например, не могу забыть заключенных за измену Украине детей из Артемовска. Предполагаю, что в этом городе существовала подпольная молодежная пророссийская организация, члены которой уже год сидят в заключении и подвергаются унижениям.

Я убежден, мы должны начать обмен гражданских на гражданских. Уточните, пожалуйста, что можно сделать для этого, украинская сторона принципиально готова к такому обмену.

Татьяна Москалькова:

- Дмитрий Вадимович, спасибо за вопрос. И хочу поблагодарить вас за очень активную работу на этом направлении. Вы даже организовали очень мощный по видеоконференцсвязи круглый стол с привлечением украинского омбудсмена. И это, в общем, тоже играет позитивную роль в решении тех вопросов, которые вы поставили.

Вот для меня это одна из самых сложных сегодня проблем, потому что обменами пленными занимается Министерство обороны и ФСБ на профессиональной постоянной основе, и мы видим, что обмены осуществляются, мы свою роль здесь знаем и функцию выполняем. А то, что касается гражданских лиц, у меня сегодня более 400 обращений от граждан Украины и российских граждан, которые просто с мольбой о помощи обращаются к России вернуть их в Россию, спасти их от репрессий и преследования со стороны Украины. Это Таксюр, Олейников, моряк Елетин, Богуслаев и так далее. Это священники, журналисты, политологи, которые пострадали и, конечно, мы им должны протянуть руку помощи.

И еще порядка 200 человек, которые хотели бы воссоединиться с семьями или просто сюда приехать, независимо от преследования, потому что они не разделяют ту политику, которую проводят сегодня власти Украины.  И, к сожалению, вот такого координирующего органа или специальной структуры, которая бы занималась, как вы говорите, обменом гражданских или просто взаимным возвращением гражданских, у нас сегодня нет. И я готова вместе с вами ставить этот вопрос и пытаться выработать решение для разрешения проблемы.

Анатолий Лисицын:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемая Татьяна Николаевна, уважаемые коллеги!

Принимая сегодня отчет Уполномоченного по правам человека и ее коллектива, мы с вами в очередной раз убедились, что имеем дело не только с профессионально готовым для этой цели руководителем, но и удачным примером государственной кадровой политики. Если бы это было реальностью, я бы предложил Татьяну Николаевну клонировать и тем самым закрыть многолетние провалы в кадровой политике нашей страны. Вот такой грустный юмор, конечно. Но сколько бы мы не говорили о проблемах и провинциальной бедности, не винили в этом экономику, главная беда 30-летней истории России, новой России – не экономика, а управленческий кризис в этой самой экономике. Такое вот небольшое отступление по теме кадров, но я счел его необходимым, чтобы подчеркнуть, действительно, знаковый момент, важность настоящего профессионала в своем деле, на занимаемом месте.

И подтверждает все вышесказанное последняя награда Татьяны Николаевны и ее коллектива. В рамках фестиваля "В интересах национальной безопасности страны" деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой отмечена наградой в номинации "Армия и общество". Ее аппарат проводит огромную работу, связанную с реальной помощью российским военнослужащим, попавшим в плен, родным и близким наших героев. Но в отчетах государственных структур после нашей констатации проблем общества, критики мы, как правило, провожаем все отчеты аплодисментами, но через эти аплодисменты мы внутренне транслируем не элементарное “спасибо”, а, скорее, грустное чувство безнадеги от ежегодного обсуждения одних и тех же проблем – лесных пожаров, детей-сирот, чистоты Волги, Байкала, экологии, мусора и многого другого.

Но сегодняшний отчет будет действительно справедливо награжден заслуженными аплодисментами. Институт по правам человека с каждым годом становится все более необходим нашему обществу, и без него в стране невозможно просто построить полноценное гражданское общество. Помимо этого диалога, конечно, необходимо решение ключевых вопросов жизни народа в регионах, но если оценить, что рапортуют ежедневно на наших гостелеканалах, то создается впечатление, что у нас две России: одна там, на телеканалах, где все растет и процветает, и другая – у нас в провинции – где низкие зарплаты, скудные пенсии, проблемы с коммуналкой и дорогами, закредитованность региональных бюджетов, неспособных откликнуться на самые простые запросы населения.

Перераспределив в начале 2000-х годов 20% налогов из региональных бюджетов в федеральный, мы пришли сегодня к потере элементарной экономической свободы регионов, что привело уже к тому, что 70% из них закредитованы на более чем два с половиной триллиона рублей. Грустно говорить про столицу Золотого кольца, мой родной Ярославль, но он сегодня закредитован уже на 85%, фактически город-банкрот. Так и хочется спросить, когда мы серьезно повернемся к проблемам своей внутренней жизни, и когда это телевизионное благополучие станет элементарным и долгожданным благополучием простого человека? В таких условиях, когда жизнь простых людей из глубинки становится все более похожей на выживание, происходит еще и уничтожение местного самоуправления, народной выборности.

Я говорю это не как политтехнолог и демагог, а как практик, прошедший за 30 лет все ступени народной выборности: от поселковой, районной, областной до выборов губернатора и в российский парламент, и могу заверить, что право выборности в институты власти местного самоуправления работают как фактор снятия напряженности. Это самая честная и открытая связь власти с народом. А сейчас в новых безвыборных реалиях институту по правам человека приходится работать, в том числе, и в этом направлении, компенсируя потерю этой самой открытой связи нас, власти, с народом.

Не часто выражение "последнее место" звучит как поощрение. Так оценила Татьяна Николаевна работу регионального уполномоченного по Ярославской области по самому малому количеству обращений на имя центрального аппарата – всего 267, а в регионе рассмотрено 3546. И, действительно, это честная и справедливая оценка, показывающая эффективность работы уполномоченного в регионе с населением через открытое регулярное общение со средствами массовой информации, с блогерами всех уровней через твердую бескомпромиссную позицию по отношению к отпискам региональной власти. Такое же продуктивное взаимодействие с органами прокуратуры и суда также идет в копилку доверия.

Но вернусь к вопросу социальной повестки жизни общества внутри страны, включая присоединившиеся территории. Нас, справедливороссов, это особенно беспокоит, и то, что цифра обращений граждан в адрес уполномоченных по правам человека ежегодно растет и достигла за прошедший год почти 80 тысяч – это не только показатель активности работы аппарата уполномоченных, а, прежде всего, рост проблем во внутренней жизни общества.

Появился у аппарата уполномоченного и огромный фронт работы в отношении граждан новых многострадальных регионов. И пул вопросов здесь содержит часто неожиданные задачи и вызовы, и они требуют нестандартных новаторских решений, а это уже новый уровень нагрузки и ответственности на аппарат. Но и здесь коллектив Татьяны Николаевны на высоте – почти 55 тысяч человек получили поддержку в защите социальных экономических прав, более семи тысяч граждан восстанавливают права по защите материнства. В работе института уполномоченного по правам человека и нашей с вами, коллеги, депутатской деятельности есть общий важный постулат – обеспечить государственную защиту прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами всех уровней.

Очень важно, чтобы эта защита и забота на словах не расходились с делом. Военнослужащие, пленные, старики и дети – все требуют внимания аппарата уполномоченного и нас с вами. Перед всеми, кто соприкасается с этой темой, стоит задача – решить насущные проблемы людей, чья жизнь сейчас непосредственно связана с решением, в том числе, и задач спецоперации. Эта категория граждан должна быть абсолютно уверена, что она социально защищена, что патриотизм подразумевает, в том числе, и эффективные, реальные решения власти. Это взаимные обязательства, решение общего вопроса. Люди защищают свою страну – страна обеспечивает всем необходимым своих защитников и их семьи.

Госдума, все фракции едины в поддержке института уполномоченного по правам человека, как в законодательной сфере, так и в вопросах практической помощи. Мы едины в свое сложное время. Да, времена бывают разные, а вот Россия у нас одна, и любить ее надо всякую.

И в завершение я хотел бы предложить рассмотреть вопрос об увеличении численности аппарата Татьяны Николаевны и обратиться с этим вопросом к Правительству Российской Федерации. Я считаю, что тема уже назрела.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024