Сергей Кабышев: отобрание святынь – злодеяние против цивилизации Сергей Кабышев, 06 апреля 2023 С болью, страданием и праведной яростью мы наблюдаем поругание святынь, творимое преступным украинским режимом в Киево-Печерской лавре. Величайшее зло нацизма – в его тотальной бесчеловечности. В оправдании и культе радикального антигуманизма, при котором выстраданные многими поколениями духовно-нравственные ценностные устои и рамки, формирующие цивилизацию и культуру, подменяются кровавой архаикой сектантских суеверий. В сущности нацизм есть аффективное язычество, экзальтированная философия социальной некрофилии. Потворствуя проявлениям украинского неонацизма, выходящим уже на уровень откровенной конфессиональной ненависти и вражды и государственным преследованиям по религиозным мотивам, коллективный Запад порочит христианские идеалы, служащие признанной основой европейской этической и правовой традиции. Размывает и обесценивает те декларируемые базовые представления о свободе, равенстве и справедливости, руководствуясь которыми он, Запад, не без упорства стремился сдержать социальную агрессию, породившую гибельный хаос религиозных и мировых войн. Стоит напомнить, что именно идеи свободы вероисповедания, над- и внеполитичности религии, противопоставленные деструктивному принципу cujus regio, ejus religio ("чья земля, того и вера"), имели определяющее историческое значение в становлении системы европейского правопорядка и безопасности. Духовно-религиозная свобода служит фундаментальной основой права и правовой организации общества. Определяет глубинное отношение человека к смыслу бытия и правилам его социальной организации для достижения данного смысла. Позволяет следовать своей культурно-религиозной традиции, сохраняя идентичность. Право на свободу религии, будучи общепризнанным, включает свободу исповедовать религию как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Соответственно, в юриспруденции принято выделять два основных аспекта этого права, характеризующих: а) связь, единение человека с божеством (forum internum); б) связь, общность всех верующих людей друг с другом (forum externum). Данные аспекты взаимоувязаны, не существуют, как правило, один без другого, так что ущемление одного неизбежно посягает и на другой. В свою очередь, внешний, коллективно-общественный аспект исповедания религии (forum externum) состоит из четырех элементов: пространственного, временного, институционального и содержательного. Речь идет о возможностях членов общины собираться в местах отправления культа для совершения службы, проводить службы и иные ритуальные мероприятия в особо значимые моменты, формировать свои организационные структуры, опираясь на традиции вероучения, и свободно распространять религиозные взгляды, убеждения и принципы. Каждый из этих элементов имеет самостоятельное значение и относится к самой сути религиозной свободы, которая при их умалении утратила бы свою реальную ценность, и одновременно с этим служит гарантией для реализации всех других указанных элементов. Пространственный элемент свободы религии касается признания и гарантирования свободы располагать местами отправления религиозного культа, святынями, храмами и иными помещениями религиозного назначения (места проживания духовенства, семинарии и тому подобное). Это предполагает в том числе запрет совершения каких-либо враждебных актов, направленных против мест отправления культа и иных указанных мест, которые составляют культурное или духовное наследие народов (пункт "а" статьи 6 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, пункт 16.4 Итогового документа Венской встречи 1986 года представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания). Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 марта 2001 года о ликвидации всех форм религиозной нетерпимости (A/RES/55/97) призывает государства признавать право всех лиц создавать и содержать места для отправления культа и делать все возможное для того, чтобы такие места, объекты и святыни в полной мере уважались и были защищены (пункты 7 и 8). Надо особенно подчеркнуть, что гарантии в отношении религиозно значимых мест (объектов, помещений) распространяются как на мирное время, так и на период вооруженного конфликта (пункт "а" статьи 53 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, статья 16 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв конфликтов немеждународного характера). Европейский суд по правам человека исходит из того, что, хотя Конвенция не гарантирует права на предоставление места отправления культа как такового, ограничения на создание и использование места отправления культа может представлять собой вмешательство в право, гарантированное статьей 9 Конвенции (право на свободу религии); личности религиозных служителей и статус мест отправления культа имеют большое значение для членов религиозной общины, а потому возможность использования зданий в качестве мест отправления культа важна для участия в жизни религиозной общины и, таким образом, для права на исповедание религии (например, постановление от 26 апреля 2016 года по делу "Иззетин Доган и другие против Турции"). В постановлении Большой палаты от 10 мая 2001 года по делу "Кипр против Турции" Европейский суд осудил ограничения доступа к местам отправления религиозного культа в период вооруженного конфликта. В этой связи важно отметить, что Киево-Печерская лавра является не просто местом отправления религиозного культа, а одной из главных исторических, духовно-культурных и церковных святынь православия. Основанная в 1051 году монахом Антонием Печерским, лавра имеет особое, исключительное значение с точки зрения религиозной идентичности. Культивирование религиозной ненависти открывает бездну хаоса для человечества. Как пророчески заметил Варсонофий Оптинский, "Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекой кровь христиан-мучеников... Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят". Признаки нового язычества грозят сегодня будущему цивилизации. Действия украинского режима по отчуждению лавры, прямо и демонстративно основанные на церковно-религиозном факторе, являются очевидным вопиющим посягательством на свободу вероисповедания, неприкрытым актом религиозной агрессии, который требует международного внимания и осуждения. По материалам источников: Парламентская газета
|