Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" о развитии энергетики РФ 15 марта 2023 15 марта в Государственной Думе в рамках правительственного часа с докладом о реализации приоритетных проектов развития энергетики Российской Федерации выступил Министр энергетики РФ Николай Шульгинов. От фракции "СРЗП" вопросы докладчику задали Валерий Гартунг, Андрей Кузнецов, Олег Нилов, выступил Игорь Ананских. Валерий Гартунг: - Уважаемый Николай Григорьевич, с 1998 года по 2021 год цены выросли в 10 раз. Но цены на бензин Аи-92 выросли в 17,6 раза. На электроэнергию – в 24,9 раза. Как Вы считаете, каким образом мы можем остановить вот эту диспропорцию роста цен в энергетике? И второй вопрос: как вы объясните, что притом что у нас сейчас, скажем так, снижение экспорта газа, мы не можем обеспечить им внутренних потребителей? В частности, вот у меня есть несколько жалоб от жителей Челябинской области. Николай Шульгинов: - Начнём с жалоб из Челябинской области. Я был в прошлом году в Челябинской области, разговаривал с губернатором. Да, на самом деле были проблемы, связанные с запертыми ГРС (газораспределительными станциями – Прим. ред.). Насколько я знаю, подписано соглашение между губернатором и "Газпромом" по разработке программ газификации, которые предусматривают постепенную расшивку этих ГРС и увеличение темпов газификации. Мы будем эту ситуацию отслеживать. По поводу цен. Цены на АЗС в последние годы растут темпами, не превышающими инфляцию. Цены на электроэнергию для населения регулируются государством, а также регулируется индексация цен на услуги по передаче, поэтому если индексация в июле прошлого года была около 4% при инфляции почти 8%, то с 1 декабря индексация цен на услуги по передаче составила 9% при инфляции 11,9%. Я считаю, что энергетика является тем драйвером по удержанию инфляции в допустимых уровнях. Вот такой ответ. Олег Нилов: - Уважаемый Николай Григорьевич, приоритетнейшей задачей власти для обеспечения нашей скорейшей победы является сохранение стабильности в стране. А это напрямую зависит от хлеба насущного на столах у наших граждан, от мяса, молока, масла в холодильниках, от полных прилавков в магазинах. Причем все это должно быть обеспечено без роста цен на основные продукты. А как это обеспечить агропромышленному комплексу, когда тарифы на электроэнергию, рассчитываемые по некой формуле, придуманной не знаю кем и когда, превышают тарифы для промышленности, торговли, стройки в полтора-два раза? Поручение Президента на эту тему дважды не выполнено, поручения Правительства, Государственной Думы не выполнены. Кто-то за это ответил? Николай Шульгинов: - Мы, по-моему, с вами же и обсуждали, какова доля электроэнергии в производстве сельхозпродукции? Мы с вами выяснили, что она составляет от 4% до 5%. Поэтому нельзя говорить, что это приводит к катастрофическому росту стоимости сельхозпродукции. Это не так. Только что объяснял, что любое вмешательство в тарифную кампанию – это рост “перекрестки”. А значит опять придется перекладывать нагрузку на других потребителей, осложнять ведение бизнеса для других предпринимателей. Поэтому мы считаем, что существующая госпрограмма развития, в том числе поддержки агропромышленного комплекса, – серьезная программа, в рамках которой можно решать эти проблемы. Спасибо. Андрей Кузнецов: - Уважаемый Николай Григорьевич, у нас для населения электроэнергия в два раза дороже, чем в Узбекистане, а для промышленности – в три с половиной раза. Вот если бы по тарифам Узбекистана у нас отпускали, то выручка сектора была бы на 4 трлн меньше. Ну, давайте вычтем, допустим, 500 млрд с большим запасом на разницу в заработной плате, которая в два с половиной раза ниже в Узбекистане. Но три с половиной трлн рублей куда деваются? Как вы относитесь к тому, чтобы посмотреть на вот эту паразитическую нагрузку на наш энергосектор? Кто является паразитом? И почему народ должен за это платить три с половиной трлн рублей? Спасибо. Николай Шульгинов: - Ну, значит, мы должны с вами думать шире и думать о развитии энергетики, о ее модернизации, в том числе сетевого хозяйства. Оно не может 20-30 лет не вкладывать деньги и модернизироваться, строить новые сети, генераторы, так не бывает. Что касается тарифов в Узбекистане… Есть еще ниже тарифы, по-моему, в Ливии, в Зимбабве. Но посмотрите на эти сети, посмотрите на сети и на ТЭК в Узбекистане. Вот авария была в январе прошлого года в Центральной Азии, 40 млн человек остались без электроснабжения. Это результат политики сдерживания и невкладывания денег в модернизацию. Мы не можем ждать, когда все превратится в неработающую систему. Энергетика должна, как вы понимаете, идти с опережением развития для того, чтобы можно было экономику развивать, а не наоборот. Я считаю, что у нас политика разумная, тарифы контролируются на всех уровнях. Давайте в рамках этого жить. Я думаю, что это путь, который, в том числе, связан с развитием экономики. Выступление Игоря Ананских: - Уважаемый Николай Григорьевич, уважаемые коллеги! Топливно-энергетический комплекс России – это основа экономики страны, всех отраслей её хозяйства. ТЭК – это еще и гарантия стабильности государства. Российская энергетическая отрасль постоянно сталкивается с ограничением, но все равно показывает стабильную работу, несмотря на отказ западных компаний от участия в российских проектах. Вводимые санкции на поставку российских энергоресурсов, запрет на экспорт в Россию иностранного оборудования и технологий, а также ряд других мер, предпринятых против нашей страны, особенно в прошедшем 2022 году, безусловно, сказались на развитии нашей энергосистемы и экономики. Но вместе с тем оказываемое на топливно-энергетический комплекс давление, в том числе посредством вводимых США и другими странами санкций, может иметь крайне негативное воздействие на его функционирование в перспективе и как следствие – на экономику всей страны в целом. Однако, в то же самое время эти санкции создают условия, необходимые для снижения нашей зависимости от импортной продукции, развития импортозамещения и разработки собственного оборудования и технологий. Учитывая текущие прогнозы и комментарии официальных лиц, можно сделать вывод о затяжном характере негативного влияния санкций на российскую экономику, действие которых может продлиться не менее трех, пяти, а, может, и 10 лет, вследствие чего как никогда требуется консолидация усилий бизнеса и государства, а также оптимизация ресурсов регуляторного, финансового и организационного характера. Эффект текущего международного кризиса продемонстрировал всю хрупкость международных логистических цепочек поставок углеводородов и значимость России как ведущего поставщика энергоносителей в мире. Несмотря на то, что экономика нашей страны занимает только 2% мирового ВВП, на неё приходится примерно 20% мировой торговли энергией. Теперь к цифрам. Добыча нефти в России за шесть месяцев превышает прошлогодний уровень на 3,4%, а электроэнергии – на 1,9%, а значит, потребление электроэнергии тоже выше на ту же самую цифру. Добыча угля примерно на уровне прошлого года. Производство бензина и дизельного топлива даже выросло на 4,5% по отношению к прошлому году. По газу, как мы знаем, мы достаточно в большом минусе. Ну, например, экспорт СПГ (сжиженного природного газа – Прим. ред.) у “НОВАТЭК” вырос на 8% в 2022 году, рост поставок намечается и в 2023 году. Но здесь есть большие проблемы, которые заключаются в отсутствии собственных технологий по крупнотоннажному сжижению газа. Есть, правда, мощности по среднетоннажному сжижению, возведенные по российской технологии (так называемый "Арктический каскад"), и эти мощности можно удвоить и в ближайшее время перейти на крупнотоннажное производство СПГ, которое должно у нас по плану вырасти до 64 млн. тонн в год, а к 2035 году у нас по плану должно быть до 100 млн тонн. То есть у нас достаточно серьезные здесь амбиции, и нужно их выдерживать, потому что внешние поставки СПГ, конечно, наиболее перспективные для российской газовой отрасли. Они не зависят от стран-транзитеров и менее всего могут подвергнуться санкциями или ценовым потолкам. Неслучайно вслед за “НОВАТЭК” производством СПГ стал активно заниматься и "Газпром". Уже функционирует соответствующее предприятие в Усть-Луге мощностью до 1,5 млн тонн. Но при этом очень важно продолжать строительство по всей стране малотоннажных комплексов, заводов СПГ, которые наиболее перспективные и наименее капиталоемкие, но при этом востребованы. Поэтому я попрошу Министерство энергетики обратить на это особое внимание. В целом же российский ТЭК все надежды возлагает на перспективы внутреннего рынка, что, пожалуй, является главным новшеством за последние десятилетия. Так, "Газпром" достраивает на маршруте "Силы Сибири" Амурский газоперерабатывающий комбинат, который готов на 90%. Он станет одним из крупнейших в мире производителей гелия помимо прочих инертных газов. К сожалению, в 2022 году резко выросли и остаются такими же высокими внутренние цены на уголь для ЖКХ и энергетики страны. Переменная документа не указана. И это является реально большой проблемой, потому что вследствие этого растут тарифы для всех наших граждан. И мы считаем, что Министерству энергетики нужно более плотно заняться этим вопросом и снизить цены. Нефтяная отрасль. Технологические особенности добычи углеводородов, сырья существенно усложняются. После 2021 года у нас происходит снижение объемов добычи нефти традиционными способами и возрастает доля добычи в нетрадиционных, сложных условиях. Перед Россией стоит сегодня масштабная задача удержания добычи на высоких значениях, что представляется невозможным без отечественной техники и технологий, а также ввиду сложной геополитической ситуации. В гидроэнергетике тоже не все хорошо. Мы находимся в определенной стагнации, так как в обозримом будущем не планируется строительство крупных и средних гидроэлектростанций, что крайне важно для сохранения энергобаланса страны и для дальнейшего развития ВИЭ. В принципе, по итогам 2022 года добыча нефти в России составила 535 тонн, что на 2% больше, чем в предыдущем году. Экспорт вырос на 7%, переработка практически достигла 272 млн тонн. Это ниже показателя прошлого года, но при этом вследствие углубленной модернизации НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов – Прим. ред.) у нас выросло производство бензина и дизельного топлива. Как я сказал, глубинная переработка нефти составила 83%. Это неплохие цифры для такого трудного 2022 года, и мы видим за этими цифрами ежедневную работу не только Министерства энергетики, но и всех предприятий топливно-энергетического комплекса страны. Ввиду государственной значимости вопроса энергетической безопасности страны представляется целесообразным предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки для топливно-энергетического комплекса, а также рассмотреть вопросы законодательного усовершенствования нормативно-правовой базы в целях обеспечения более быстрого реагирования с учетом сложившихся реалий современной жизни и оказания необходимой поддержки отдельным секторам топливно-энергетического комплекса страны, поскольку совершенствование национальной экономики невозможно без качественного и планомерного развития ТЭК и отдельных его отраслей. В целом мы считаем, что Минэнерго в лице министра и его команды справилось с задачами в 2022 году. Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ позитивно оценивает работу Министерства энергетики Российской Федерации. Спасибо.
|