Сергей Кабышев о поддержке молодых учёных 28 февраля 2023 Государственная Дума 28 февраля приняла в первом чтении проект федерального закона № 203207-8 "О внесении изменений в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". С докладом выступил председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Сергей Кабышев: - Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемые коллеги! В своем недавнем Послании 21 февраля Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что с учетом масштабных задач, стоящих перед страной, мы должны серьезно обновить подходы к системе подготовки кадров и к научно-технической политике. Особый акцент Президент сделал на необходимости системной поддержки молодых исследователей, включая их вовлечение в решение амбициозных, фундаментальных задач – создание комфортных жилищных условий. Государство крайне заинтересовано в стимулировании притока молодежи в научную деятельность, для этого принимаются определенные меры поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях, направленные на повышение доступности и привлекательности научной карьеры. Прежде всего, это финансовая мера поддержки в виде грантов, премий Президента, причем эти меры являются весьма существенными. Особо хочу подчеркнуть, что, благодаря мегагрантам Правительства, в 2022 году реализовалось 113 проектов в лабораториях из 27 различных субъектов. В работе приняли участие более трёх тысяч молодых ученых. Стипендию Президента Российской Федерации ежемесячно в 2022 году получали тысяча молодых ученых более чем в половине субъектов Российской Федерации. Предоставляются также социальные меры поддержки, в частности, это жилищные сертификаты, предоставление служебного жилья, земельных участков. Однако при всей значимости принимаемых мер поддержки нельзя не отметить, что они носят в значительной мере разрозненный, несистематизированный характер, не имеют прочной законодательной основы. Более того, сами по себе критерии отнесения к молодым ученым до настоящего времени не закреплены. Целью предлагаемого вам для рассмотрения законопроекта является, прежде всего, принципиальное и безусловное признание государством стратегической важности поддержки молодых ученых в качестве неотъемлемого элемента государственной научно-технической политики как в общенациональном масштабе, так и на уровне каждого субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с этим предлагается в федеральном законе определить базовые рамки в понятии молодого учёного, которые лишь до известных пределов могут конкретизироваться и развиваться на этапе реализации закона, в частности, в региональной и муниципальной практике. В законопроекте мы предлагаем отнести к категории молодых учёных работников научных организаций, научно-педагогических работников вузов, научных работников иных организаций, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность в возрасте до 35 лет включительно. Это понятный и естественный базовый предел, проистекающий из сложившегося в российском праве общего понятия о молодёжи. Очевидно, что при гарантировании на базовом уровне предоставления дополнительной поддержки практически половине всех учёных нужно учитывать, что в соответствии с данными ВЦИОМ доля исследователей в российской науке до 35 лет составляет одну треть, а до 40 лет уже 48%. Поэтому мы исходим из того, что установление только 35-летнего возрастного критерия, как абсолютного, пресекательного, причём единственного, было бы неправильным. Поэтому важно определить и другие критерии, которые могли бы учитывать объективные возрастные факторы, включающие сложившиеся академические традиции. Соответственно, предлагаем предоставить Президенту, Правительству, регионам право в целях предоставления мер поддержки уточнять критерии, в том числе повысить возраст, но не выше чем до 40 лет. Это позволит сохранить сложившийся уровень гарантий молодым учёным. Принятие законопроекта будет способствовать повышению престижа молодых учёных, послужит существенным фактором систематизации предоставляемых мер поддержки, которые, во всяком случае, будут носить более адресный и социально обоснованный характер. Концепция законопроекта поддержана Комитетом Государственной Думы по молодёжной политике, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Правительство Российской Федерации также концептуально поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний, указанных в заключении, которые комитет проработает до рассмотрения Государственной Думой во втором чтении. Законопроект поддержали 25 законодательных органов субъектов Российской Федерации и 47 высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Я призываю, коллеги, поддержать принятие законопроекта в первом чтении и совместно поработать над его совершенствованием. Наша задача – создать правовые условия для привлечения молодёжи в науку, для осуществления ими научной деятельности в максимально комфортных условиях.
|