ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СРЗП" об обеспечении ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока

21 декабря 2022

21 декабря на правительственном часе в Государственной Думе по теме "О мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока" с докладом выступил Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. От фракции "СРЗП" вопросы задали Юрий Григорьев, Яна Лантратова, Олег Нилов, выступил Федот Тумусов.

Юрий Григорьев:

- Уважаемый Алексей Олегович, два часа назад у нас выступал Хуснуллин и отчитался о том, что в этом году у нас сдали нового жилья 95 млн квадратных метров по Российской Федерации. Это составляет 0,7 квадратных метра на одного человека. По Дальнему Востоку в этом году ожидаются три млн квадратных метров, то есть где-то 0,4 квадратных метра на одного человека.

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы выйти на среднероссийский уровень на Дальнем Востоке? Ну и, конечно же, мы знаем о том, что Дальний Восток славится своими дикоросами, на его территории произрастают сотни видов уникальных лекарственных растений.

Считаю, что для многих сельских территорий, малых населенных пунктов, сбор и продажа дикоросов – это порой единственный источник заработка. Как вы считаете, как можно оказать им содействие по закупке в малых населенных пунктах?

Алексей Чекунков:

- Уважаемый Юрий Иннокентьевич, развитие сферы жилищного строительства и повышения качества жилья на Дальнем Востоке – один из ключевых приоритетов, на это первоначально была направлена программа "Дальневосточная ипотека", которая привлекла в регион серьезных игроков. В 2018 году объем ввода всего по региону был 2,1 млн, в этом году будет 3,1, то есть мы добавили миллион квадратных метров за четыре года. Это серьезный прогресс. Приморье удвоило практически с 400 с чем-то тысяч метров, в прошлом году было почти 900, в этом, думаю, возьмет миллион.

Поэтому мы видим, как в городах, где десятилетиями ничего не строилось, это Магадан, Петропавловск-Камчатский, сейчас реализуются масштабные крупные проекты на 100 и более тысяч метров, это "Гороховое поле" в Магадане, первый "Дальневосточный квартал" в 20 гектаров в Петропавловске-Камчатском.

Программы. Продолжение программы "Дальневосточная ипотека", "Дальневосточный квартал", строительство пригорода Владивостока, города- спутника, это крупнейший проект объемом потенциально более 2,5 млн квадратных метров. Вот эта сумма проектов должна дать нам новое качество городов и, безусловно, программа реновации дальневосточных городов, на которую Президент поручил предусмотреть 100 млрд рублей, отдельно лимит в инфраструктурных бюджетных кредитах, это позволит нашим регионам повысить качество инфраструктуры.

Касаемо дикоросов. Конечно, грибы, ягоды, коренья исторически были сильным козырем Дальнего Востока. На сегодня в официальной статистике мы занимаем 22% производства дикоросов по Российской Федерации. Считаю, что может быть больше. В советское время работала потребкооперация, люди знали, куда сдавать собранные урожаи. Сейчас такой формальной системы нет, она разрознена.

Могу вам доложить, что в министерстве в рамках программы "Дальневосточная концессия" сейчас находится в проработке проект по созданию общей инфраструктуры сбора дикоросов, в том числе там есть интересные предложения о централизованном сборе дикоросов и в том числе есть интересные технологии по плантационному выращиванию, по переработке и в целом по увеличению доли добавленной стоимости, которую получает Российская Федерация от этого действительно народного промысла.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Алексей Олегович, не секрет, что значительная часть выпускников школ, особенно      талантливая, квалифицированная молодёжь уезжает за пределы Дальнего Востока, выбирая вузы предпочтительно Центральной России. По результатам опросов молодых людей причины абсолютно разные. Это, с одной стороны, низкие заработные платы, отсутствие перспектив быстрого карьерного роста, отсутствие возможности выучиться на интересующую специальность и, как следствие, отсутствие возможности для раскрытия своего потенциала и самореализации. По этим и другим причинам многие талантливые ребята рассматривают домашние вузы как запасной вариант. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что нужно сделать в первую очередь, чтобы, с одной стороны, поднять уровень обучения в вузах и привлечь в них абитуриентов и замотивировать ребят выбирать прежде всего вузы своей малой родины и дать им возможность для самореализации? И какие шаги предпринимает министерство, чтобы решить вот эту очень важную задачу? Спасибо большое.

Алексей Чекунков:

- Уважаемая Яна Валерьевна, я показывал слайд, на котором в числе топ-четырех самых волнующих дальневосточников тем является качество образования, это касается и начального, среднего, профессионального и высшего образования. Я взял за практику приглашать своих коллег по Правительству, министров проводить совместные стратегические сессии на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, и первыми двумя министрами были Сергей Кравцов и Валерий Фальков. В результате этой работы нами выработаны специальные программы. В части Министерства просвещения. Первое. Это, конечно, та стратегическая инициатива, которая входит в десять стратегических инициатив, озвученных Председателем Правительства Михаилом Мишустиным, по поднятию уровня начального образования, по созданию центра подготовки преподавателей, создание 26 производственно-профессиональных кластеров, создание 900 мастерских для подготовки людей труда, создание академии повышения квалификации учителей на Дальнем Востоке.

Кроме того, вместе с Министерством образования и науки нами выделено в отдельное направление, "Приоритет-2030. Дальний Восток", большие средства – шесть млрд рублей по линии двух министерств для того, чтобы поднять уровень высшего образования. Мы уже провели отбор, восемь вузов уже прошли этот отбор, в том числе один из двух наших педагогических институтов – Благовещенский, ещё четыре вуза будут отобраны в первом квартале 2023 года. Средний размер гранта, средний на вуз получится 500 млн рублей на повышение материально-технической базы, на разработку новых программ, улучшение условий учебы студентов. Это большие средства для некоторых вузов, это сопоставимо с их годовым бюджетом.

В результате этого комплекса мер мы будем замерять и рост качества преподавания в школах, и рост качества выпускников профессиональных учреждений профессионального образования, и, конечно, рост качества преподавания в высших учебных заведениях.

Олег Нилов:

- Алексей Олегович, 19 декабря Президент распорядился о предоставлении участков земли безвозмездно в Крыму и Московской области награжденным участникам СВО. Вы как куратор такой программы, я считаю, успешной программы "Дальневосточный гектар", считаете ли вы возможным распространить механизм действия этой программы на большинство регионов России, где свободной земли предостаточно? И начать эту программу я бы предложил именно со всех участников боевых действий. Закон, кстати, находится в Правительстве на заключении.

Ну, а "Дальневосточный гектар", может быть, пора уже поднимать на следующий уровень: дальневосточная усадьба, имение с предоставлением десятков, сотен гектаров земли тем гражданам, которые уже доказали свое не просто желание, но и возможность становиться на земле хозяином.

Алексей Чекунков:

- Уважаемый Олег Анатольевич, спасибо за вопрос.

Первое. Как я уже говорил, мой руководитель – полномочный представитель Президента в федеральном округе, и мы с ним на протяжении всего года посещали большое количество и центров подготовки наших войск, и добровольческих центров, и там, где готовят мобилизованных, осуществляли скоординированную поддержку регионов Дальнего Востока по помощи участникам специальной военной операции, их семьям как по механизму единой субсидии, так и прямую поддержку, в том числе поддержку регионам, которые взяли шефство над новыми территориями.

В части распространения программы "Гектар" на Россию, я с вашего разрешения воздержусь от ответа, поскольку всё-таки мандат нашего министерства распространяется на Дальний Восток и Арктику.

Мы же считаем, что программа живая, она динамичная. У нас есть прецеденты, когда человек был успешен на одном гектаре, мы помогали ему развиваться, становиться фермером, он переходил уже в следующую категорию малого бизнеса, у нас есть фермеры, которые десятки гектаров взяли, у нас есть сыроварни, у нас есть туристические проекты.

Но откровенно вам скажу, что здесь важно тоже понимать, что такое гектар земли. Вы же здесь депутаты все с землей хорошо знакомы, да, с избирателями разговариваете, то есть в большинстве случаев для индивидуального жилищного строительства это довольно много, а для сельского хозяйства довольно мало. Поэтому здесь нами в рамках программы "Освой гектар" модельные проекты малого сельского хозяйства предлагаем мы людям, в том числе, как я сказал, и гранты направляем в Минсельхоз. В части расширения уже предусмотрена в 2020 году возможность для людей, которые успешно освоили первый гектар, бесплатно получить второй. Поэтому фактически ваше предложение уже в таком виде реализовано.

Но с точки зрения сделать это автоматическим, давайте я попрошу времени для того, чтобы мы отмониторили, как реализуется эта новация, и если она будет востребованной, безусловно, будем внедрять ее тогда в автоматическом режиме.

Выступление Федота Тумусова:

- Уважаемые депутаты Государственной Думы!

Есть такая старинная легенда. Ерофей Хабаров, именем которого назван один из городов Дальнего Востока, впервые плывет по Амур-реке вместе со своими воинами. Плывут долго – целый месяц навстречу солнцу. И тут воины начали волноваться: а вдруг мы не доплывем, а выплывем, выпадем с Земли (тогда они не знали, что Земля-то круглая)? И тут Ерофей выходит и говорит: "Не могет того быть, что мы никуда не доплывем. Плывем дальше".

Министерство Дальнего Востока и Арктики действует уже 10 лет. И куда же мы с вами доплыли? В советское время тоже существовала программа развития Дальнего Востока. Она "ДВР" называлась. И каждый год по этой программе отчитывались по объемам капитальных вложений, по вводу жилья, по объемам добычи угля, леса, золота и алмазов.

 Однако люди чувствовали, что родное государство не только добывает полезные ископаемые, но и проявляет заботу о них в виде высоких, в 2,5 раза больше, чем на материке, заработных плат, в виде бесплатного образования для детей, бесплатного жилья, дешевых билетов на авиаперелеты, невысоких цен на продукты питания и товары народного потребления.

Да, сегодня Минвостокразвития тоже докладывает о росте объемов промышленного производства, о росте объемов инвестиций. И вполне чисто для экономического развития это всё, наверное, хорошо, но нас, коренных дальневосточников, больше интересует социальное самочувствие наших земляков, а оно оставляет желать лучшего, об этом говорят цифры миграции, цифры рождаемости, всё точно в соответствии с народной поговоркой: рыба ищет, где глубже, а человек ищет, где лучше.

Мы в свое время, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предложили законопроект о "дальневосточном капитале". Министерство вроде даже откликнулось на данную хорошую идею. Они предложили намного меньше сумму вложить в "дальневосточный капитал", потом всё куда-то растворилось, как туман в зимнее утро. Зато идеей воспользовались коммерческие банки, они начали выпускать единые карты жителей того или иного региона. Но мы не должны забывать, что конечная цель любых коммерческих банков – это всё-таки прибыль.

Зачем нужен "дальневосточный капитал"? Во-первых, это общемировая практика, как говорит опыт Аляски, Норвегии.

Во-вторых, это возможность для дальневосточников решать проблемы образования, обеспечения жильем своих детей. Можно было бы за счет этих средств решать и проблемы санаторно-курортного лечения многодетных семей раз в три года.

Наконец, это серьезный стимул для участия в решении демографических проблем страны и региона. Министерство со дня своего основания выбрало путь стимулирования экономического развития региона через создание особых условий для бизнеса, для инвесторов. С точки зрения экономической науки это всё правильно, но при этом обрекли уже существующих предпринимателей и местный бизнес на грань выживания.

Например, обязательства по льготам и компенсациям для северян были возложены на бизнес, например, как расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования, в отпуск и обратно. И куда отнесет предприятие данные расходы? Правильно, в себестоимость, то есть в цену товара или услуг.

Вот и получается, что северяне обязанности государства по северным льготам и компенсациям оплачивают сами.

Следующий вопрос. Почему мы платим налоги и страховые взносы с районных коэффициентов и северных надбавок, тогда как это льготы и компенсации, предоставляемые государством?

Мы считаем, что северяне – это особые люди, они стражи России, и отношение к ним должно быть соответствующее, начиная с мобилизации, заканчивая обеспечением теми льготами и компенсациями, которые определены российским законодательством.

Вот возьмем жилищные сертификаты при переселении из северных районов. В Хабаровском крае, например, на очереди стоят около шести тысяч человек, из них 70% – это пенсионеры. При сегодняшних объемах выделения средств из федерального бюджета средний период ожидания составляет 25 лет.

Доживет ли пенсионер до своей очереди? Сомнительно.

И, наконец, о здравоохранении. Смертность в арктических районах, например, в Республике Саха (Якутия) на 21,2% выше, чем в среднем по стране. Обеспеченность врачами ниже на 22%, чем в среднем по стране. А там нехватка до 40%.

Около 40% зданий врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов в арктических районах находятся в аварийном состоянии.

А стоимость затрат на оказание медицинской помощи в три раза выше, чем в среднем. Надо менять принцип организации оказания медицинской помощи, методы финансирования арктической медицины.

Губернаторы давно говорят о необходимости перехода на сметно-бюджетное финансирование здравоохранения на северных территориях.

Комитет по охране здоровья в рамках подготовки к правительственному часу на прошлой неделе провел круглый стол по актуальным вопросам модернизации здравоохранения на Дальнем Востоке. Были предложены, смело можно сказать, революционные предложения по улучшению модернизации здравоохранения в районах Дальнего Востока и Арктики.

Хотя, уважаемый господин министр, я вам лично говорил об этом, об этом круглом столе, никого из министерства на круглом столе не было. Но зато был заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, и он дал довольно высокую оценку состоявшемуся круглому столу. Надеюсь, к рекомендациям круглого стола вы все-таки прислушаетесь или, по крайней мере, внимательно посмотрите.

Мы считаем, что в решениях Президента страны о развитии Дальнего Востока и Арктики в первую очередь говорится о повышении качества жизни живущих там людей и министерство должно нести ответственность не только за экономические показатели, но и за показатели качества жизни на Дальнем Востоке и в Арктике.

 И, в конечном счете, мы с вами вместе, как Ерофей Хабаров, который доплыл до своего места, доплывем до того, что лучшие условия жизни установим на Дальнем Востоке.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025