Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" об информационной безопасности РФ 20 декабря 2022 20 декабря на правительственном часе в Государственной Думе по теме "О ходе цифровой трансформации и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации" с докладом выступил Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев. От фракции "СРЗП" вопросы задали Яна Лантратова и Юрий Григорьев, выступил Михаил Делягин. Яна Лантратова: - Уважаемый Максут Игоревич, в декабре 2021 года мы приняли нашумевший закон о внедрении системы Рап ГО. После чего в адрес многих депутатов поступили письма с опасениями, что внедрение этой системы может серьезно повлиять на посещаемость матчей и, как следствие, на снижение доходов клубов. В июле этот проект был запущен. И хотелось уточнить. Во-первых, сколько на данный момент выдано карт болельщиков? Также очень много переживаний, что получить эту карту можно только придя в МФЦ. При этом министерством сообщалось, что получить карту в будущем можно будет и дистанционно. Поэтому, скажите, когда планируется запустить дистанционный формат получения карты болельщика? Каким образом? И означает ли это, что в МФЦ перестанут оказывать данную услугу? Спасибо. Максут Шадаев: - У нас действительно карта болельщика в пяти регионах Российской Федерации внедрена. Значит, на текущий момент, по-моему, тридцать тысяч граждан уже оформили и получили карту болельщика, и 280 тысяч билетов было продано для держателей карт болельщиков, собственно, те, кто посетил соответствующие матчи. Действительно, вы поднимаете очень важный вопрос. Текущая технология получения карты болельщика предусматривает обязательный поход в МФЦ. То есть, даже если я сдаю документы и фотографии через портал услуг, проходят все проверки, после этого я должен всё равно прийти в МФЦ для того, чтобы подтвердить свою личность. И, конечно, вот такой вот поход обязательный, очное обращение, в общем, конечно, для многих выступает таким серьёзным барьером, тем более, как я уже в своём выступлении говорил, что многие люди привыкли получать госуслуги полностью под ключ в электронном виде. Мы совместно с регуляторами у нас в сфере информационной безопасности прорабатываем два варианта. Первый вариант – это для владельцев загранпаспортов, где содержится на чипе фотография, верифицированная уже, подписанная для тех устройств, которые поддерживают бесконтактный интерфейс. Этот загранпаспорт может быть, значит, приложен к смартфону, соответственно, фотография оттуда может быть загружена и передана. Значит, и в этом случае, нам кажется, что не нужно обязательное посещение МФЦ. И второе – для тех граждан, которые сдали свою биометрию. Нам также кажется, что можно исключить необходимость очного подтверждения своей личности в МФЦ. Но при этом, как мы рассматривали и в рамках законопроекта о единой биометрической системе. Конечно, возможность похода для тех, кто хочет в МФЦ непосредственно на месте оформить и сдать все документы, сфотографироваться, конечно, должна остаться. Это возможность выбора, которая будет предусмотрена. Сейчас всё, что касается дистанционного оформления карты болельщика, мы как раз прорабатываем с регуляторами в части согласования вопросов информационной безопасности. Спасибо. Юрий Григорьев: - Уважаемый Максут Игоревич, в рамках реализации федерального проекта "Устранение цифрового неравенства" в 26 малочисленных населённых пунктах Забайкальского края по итогам всероссийского голосования была запланирована организация сотовой связи и доступа к сети интернет в 2022 году, которая в силу объективных причин в настоящее время перенесена на 2023 год. В силу тех геополитических ситуаций, которые происходят, и так далее. Мы знаем о том, что территория края ежегодно подвержена воздействию опасных природных явлений: лесные пожары, паводки, ураганы. И жители населенных пунктов испытывают трудности при вызове экстренных служб. Это показало востребованность этой услуги, ведь по голосованию, по итогам 2021 года, Забайкальский край занял третье место по голосованию по почте. Скажите, пожалуйста, вот этот перенос с 2022 года на 2023 год не повлияет? Максут Шадаев: - Я, наверное, могу ответить? Дело в том, что у нас уже заключен контракт на подключение этих 26 населенных пунктов, и эти работы будут выполнены в первом квартале 2023 года, то есть у нас смещение происходит меньше чем на три месяца, поэтому до конца первого квартала все те населенные пункты, которые были запланированы, будут подключены и обеспечены инфраструктурой мобильного скоростного доступа к интернету на 4G. То есть здесь в полном объеме эта работа будет выполнена в первом квартале следующего года. Михаил Делягин: - Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, мы обсуждаем очень необычное министерство, оно создает новый мир в самом прямом смысле этого слова. За последнюю треть века мы пережили две смены базовых технологий, которые меняли всё. В 1991 году в Штатах продажи информационных ресурсов превысили продажи ресурсов материальных. На наших костях мир тогда перешел из индустриальной эпохи в информационную. Ключевой структурой стал не завод, а биржа, главным идеалом человека стало не изменение окружающего мира, а формирование собственного сознания. Не успели осмыслить этот переход, как в 2020 году, отродясь такого не было, и вот опять – из мира бирж мы перешли в мир социальных платформ. Или, если угодно, цифровых экосистем, то есть социальных систем, вбирающих в себя всю жизнь человека и обеспечивающих управление человеком через контроль за его мыслями и эмоциями. Это то, что есть сейчас. Мы в этом живем уже давно. Мы привыкли жить в природе и в техносфере, то есть среди вещей, созданных технологиями, но на деле мы давно уже живем и в третьей среде – в социальных сетях. И Минцифры должно руководить созиданием этой среды. Но этой его главной функции мы до сих пор не осознаем. А ведь главным делом человека в мире социальных платформ становится производство цифровых следов для обучения искусственного интеллекта. А главным обменом – не труд на благо, а внимание на эмоции. Это объективно грозит уже не рынку и демократии, но и самому разуму. И с этой угрозой надо бороться на уровне структуры создаваемого нового мира. Кстати, и суверенитет – это не только способность производить свои товары из своих комплектующих на своем оборудовании и по своим технологиям, потому что в новом мире у вас нет того, что вы не производите сами. Суверенитет теперь – это обладание своим искусственным интеллектом, который учится на своих и проникает в чужие социальные платформы. Контроль за рынками и ресурсами ничто на фоне контроля за сознанием, который дает использование соцсетей для массового управления. Пока только США и Китай обладают подобным суверенитетом. У нас есть предпосылки для него – свои соцсети, но только предпосылки, потому что мы не используем их для управления и для экспансии. Нынешнее Минцифры не задумывается об этом. Оно просто развивает цифровую инфраструктуру, замечательно, хорошо это делая. Спасибо большое. Но оно минимально интересуется характером ее использования, а ведь именно это – ключевой вопрос нашего будущего. Но и в сфере прямой ответственности Минцифры новое по-прежнему убивается имитационным бюрократизмом. Вот мыкаются с начала СВО программисты, которые 15 лет назад по качеству своих решений опережали и всё это время успешно развивались. Тогда они были отданы ему на растерзание. Сейчас они говорят: за полгода развернем видеохостинг со всем функционалом YouTube и возможностью дальнейшего развития, с рекламой монетизации живущим там миллионам живых пользователей и выходом на текущую окупаемость. Цена вопроса даже с учетом роста цен копеечная для такого проекта – до 150 миллионов рублей. Но это никому не нужно. Для воровства проект дешев, олигархи бегут в политики, а Минцифры отвечает: а у нас Rutube развивают. А его нельзя развить. Его можно только гальванизировать, потому что, как говорят специалисты, его основа так стара, что не поддается улучшению, ее придется переделывать полностью. При этом Rutube иногда преследуют за патриотизм хуже вражеского YouTube, а с нового года запрещают монетизацию физлицам. Только самозанятым или ИП. Rutube хочет, чтобы я платил государству налог в два раза меньше. А завтра он меня в офшор перейти попросит. Правильно я понимаю этот турбопатриотизм? В угаре бюрократии не стоит удивляться пренебрежению людьми. Вот мы сейчас упорядочиваем ситуацию с биометрией, пытаясь прекратить тотальный разлад, который там, в этой сфере, царит, хотя, может, и не очень хорошо выходит. А общество не верит, что мы даем ему право защищать себя от биометрии, избегать ее. Конечно, после монетизации льгот, уничтожения образования, оптимизации здравоохранения, повышения пенсионного возраста, коронабесия на фоне поощрения рейдерства и мошенничества, после частичной мобилизации, когда мне стратегическое командование отвечает в том смысле, что человек без указательного пальца правой руки будет чудесным пулемётчиком. В ходе СВО, когда лучшие пропагандисты страны в прямом эфире рассказывают, что пенсионеры сейчас живут лучше, чем в СССР, а государство может не заботиться о производстве беспилотников, потому что граждане должны сами их для воюющей армии покупать на свои деньги, в ходе всего этого люди имеют право не верить нам с вами, не верить государству. Но это не повод отказываться от разговора с народом. Правда, электронное общение меняет сознание и управленцев в том числе. В интернете многие, не видя собеседника, начинают рефлекторно хамить. То же и в электронном государстве – и хамят, и игнорируют, и нагло лгут, и банят, и отвечают не по делу. И это разрушение личности требует отдельного и системного корректирующего вмешательства. Как минимум надо остановиться с оголтелой цифровизацией школы и проверить безопасность детей. Когда мои данные из гостиницы утекают, допустим, это мой выбор, мне никто не мешает в командировке ночевать в канаве. Но в школах мы принуждаем детей к оцифровке данных, не давая им возможности спастись и защитить себя, и отнюдь не обеспечивая их безопасность, как показывают последние события. Оборотные штрафы как борьба с утечками данных – это шаг вперёд, но это не замена необходимости технических стандартов. Школы тоже будем банкротить оборотными штрафами? "Почту России" тоже будем банкротить по итогам известных событий и заводить в страну почту Бурунди? Вот я на прошлой неделе получил с портала госуслуг письмо о разводе двух неизвестных мне людей, это утечка личной информации. Что, накажем из-за него штрафом портал госуслуг, в конечном итоге, из наших же карманов? А дело не только в угрозе мошеннических кредитов, мы уже отменили бумажные свидетельства прав собственности и трудовые книжки, открыв простор мошенникам и создав угрозу для собственников. Я напомню, что Пенсионный, а ныне Социальный фонд часто вглухую отрицает пенсионные права граждан, даже когда они фиксированы на бумаге, а уж в электронном виде он в ваш трудовой стаж и вовсе сморкаться будет. У нас и в государственном, и в коммерческом управлении действует неформальная система электронного принятия решений на основе мессенджеров, она закрыта от нашего контроля, что не даёт бороться с коррупцией, и открыта для вражеского вмешательства, так как и телефоны, и основная часть мессенджеров потенциально контролируется врагом. А задача перевода госуправления на электронную систему принятия решений, прозрачную для борьбы с коррупцией и закрытую для врага, похоже, даже не ставится. Но главная проблема не в этом. Символом цифровизации, а мы в ней один из мировых лидеров, стал постоянный поток обновлений. Но каждое обновление обычно конфликтует со старой системой. У Прохорова "Ё-мобиль" потому и не поехал, что он этого не понимал и разочаровался накануне успеха. Безграмотность превращает победу в поражение. Поэтому поток улучшений должен сопровождаться встроенным мощным контуром такого же потокового исправления конфликтов, порождаемых этими улучшениями. В части безопасности, это касается прежде всего электронного голосования, кто громче всех кричал о его надёжности? Иноагент Венедиктов, главред русофобского "Эха Москвы". Как вы думаете, это вот человек с однозначной репутацией нам врал или в порядке исключения случайно говорил правду? Нам надо приостановиться и заняться прежде всего безопасностью наших цифровых систем, по крайней мере, в критических аспектах. Иначе мы глазом не моргнём, как наши школы и молодёжь будут не нашими, наша цифровая инфраструктура будет не нашей. И Президента России в 2024 году будут определять не избиратели и спецслужбы США, Китая и, если повезет, никому неизвестный парнишка из-под Новосибирска. Правда, с учётом наших успехов в конкуренции за программистов, скорее, из Ташкента. Я в него, конечно, верю, но давайте начнём ему помогать прямо сейчас. Спасибо.
|