Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" о вопросах образования 16 ноября 2022 16 ноября в ходе правительственного часа "О ходе реализации национального проекта "Образование" был заслушан доклад Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Юрий Григорьев, Олег Нилов, Яна Лантратова, выступила Яна Лантратова. Яна Лантратова: - Уважаемый Сергей Сергеевич, именно в гуманитарной сфере и в политике мягкой силы разворачивается наиболее активная конкуренция внешних игроков. Задача наших оппонентов – переориентировать страны СНГ из орбиты влияния России и вовлечь в систему западных политических ориентиров. И упор они делают на образование. По всему миру насчитывается порядка 35 тысяч русских школ. Они все находятся в разных системах образования с разными образовательными стандартами. В этих школах учатся как наши граждане, так и наши соотечественники, и другие ребята. Есть ли способ гарантировать им качественное образование по единым стандартам? Также на 2018 год в мире почти вдвое сократилось количество иностранцев, изучающих русский язык. Что делается министерством по восстановлению позиций русского языка и продвижению российского образования? И, может быть, стоит разработать концепцию для продвижения русского языка отдельно для каждой страны СНГ с приложением конкретных "дорожных карт"? Спасибо. Сергей Кравцов: - Спасибо, уважаемая Яна Валерьевна. Действительно, вопрос крайне актуален. Действительно, вот я вчера буквально был в ЮНЕСКО в Узбекистане, мы встречались с министрами Азербайджана, Киргизии, Казахстана, есть на сегодняшний день большая потребность. Вы знаете, в Таджикистане открыто пять школ, в Киргизии мы сейчас будем строить девять школ, уже решение принято. В Узбекистан мы направляем более 150 учителей в рамках проекта "Класс!", когда учитель приезжает в сельские районы и преподаёт русский язык, я сам видел, насколько это востребовано и эффективно. Реализуется большая программа в области образования точных наук – по физике, химии. Но абсолютно согласен, что этого недостаточно, и чтобы противостоять тому давлению, которое идёт из других стран на эти страны, конечно, нам нужны здесь дополнительные усилия. Поэтому, когда мы встречались во фракциях – и в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ", и вот в других фракциях – договорились, что проведём совместное заседание Комитета по международному сотрудничеству с Леонидом Эдуардовичем (Слуцкий, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе, председатель Комитета Госдумы по международным делам – Прим. ред.), и с Комитетом по странам СНГ, Леонидом Ивановичем (Калашников, председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ – Прим. ред.), с Ольгой Михайловной (Казакова, председатель Комитета Государственной Думы по просвещению – Прим. ред.), по этому вопросу, где подробно обсудим вместе с Россотрудничеством, с Министерством иностранных дел нашу стратегию. Спасибо. Но это вопрос крайне важный. Олег Нилов: - Уважаемый Сергей Сергеевич, какова позиция министерства по предложенным депутатами инициативам? И инициатива Сергея Михайловича, вот сегодня Ольга Михайловна напоминала эту инициативу, и её инициатива, многих других – о возвращении как отдельного предмета начальной военной подготовки в список обязательных предметов в школах, вместо ОБЖ? Медицинская подготовка для девушек, ОБЖ, вполне может быть внутри НВП, но не наоборот, вот что принципиально. Такой пункт будет предложен в проект постановления нашей фракцией. Сколько времени вам потребуется, чтобы реализовать это решение в случае принятия? И возможно ли организовать подготовку преподавателей НВП уже сейчас? И как вы относитесь к тому, чтобы вернувшиеся офицеры с СВО были рассмотрены в качестве таких преподавателей? Сергей Кравцов: - Да, спасибо. Вопрос о начальной военной подготовке действительно обсуждался, коллеги тоже обсуждали содержание начальной военной подготовки из предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" не исключено, для старших классов в рамках предмета, я уже это говорил, это есть. Более того, "Основы безопасности жизнедеятельности", сам предмет образовался от начальной военной подготовки, но с учётом тех вызовов, которые стоят в современном обществе, возможных техногенных различных ситуаций, этот курс начальной военной подготовки просто расширен, и более широкие вопросы рассматриваются в курсе ОБЖ, в том числе информационная безопасность и так далее. Те новые вызовы, которые сегодня стоят, конечно, это школьникам очень важно. Более того, по решению родителей и школ, как я уже сказал, могут быть, ранее, эти курсы вводиться именно начальной военной подготовки с 6 класса, но это по решению школ и родителей. Спасибо. Юрий Григорьев: - Уважаемый Сергей Сергеевич, если оценить результат перевода школьных столовых на аутсорсинг, то можно отметить, что стоимость школьного питания для родителей увеличилась, а качество при этом не улучшилось. Это связано с тем, что, поскольку теперь цена включает не только стоимость продуктов, но и доставку обедов, их доготовку, а нередко и заработную плату поваров и организаций поставщиков. При этом контроль и ответственность за питание школьников по-прежнему лежит на администрации школы. Как считает министерство, необходимо вернуться к производству горячего питания или оставить таким же образом на аутсорсинге, тем самым сократив издержки на содержание сторонних организаций? Сергей Кравцов: - Спасибо. Юрий Иннокентьевич, у нас, согласно правилам предоставления и распределения субсидий, четко определены те нормы и те требования, в том числе по стоимости питания. И, либо школа готовит самостоятельно, у нас 50% школ готовят самостоятельно, примерно 25% школ используют механизм аутсорсинга, здесь ничего не должно меняться. И если в каких-то регионах это происходит, обязательно нужно сообщать и нам, и в правоохранительные органы, чтобы эту ситуацию исправить. Деньги в бюджете есть, правила, требования установлены, и от любого механизма здесь не должны страдать дети. Поэтому, если есть такие сигналы, обязательно нам сообщайте. И будем разбираться точечно. Спасибо. Выступление Яны Лантратовой: - Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Государственной Думы РФ – Прим. ред.), уважаемый Сергей Сергеевич, уважаемые коллеги! Известные высказывания: "Если хочешь победить врага – воспитай его детей" и "Войны выигрывают не генералы, а приходские священники и учителя" сегодня обретают особую актуальность. Дети – будущее нашей страны, и именно за их умы и происходит сейчас сражение. Министерством просвещения за последнее время проводится колоссальная работа. Вообще, после начала специальной военной операции очень многое стало меняться. Мы наконец-то приняли закон о едином образовательном пространстве, и теперь министерство становится ответственным за всё, что происходит в школах: за содержание и качество учебников, за содержание программ образования. Мы 30 лет с этим жили, но наконец-то всё стало меняться. Сегодня задача министерства, получив этот инструмент в свои руки, правильно им распорядиться, установив такие стандарты, чтобы наши дети, это им должно помочь гармонично развиваться. Также большая работа проводится министерством и на вновь присоединённых территориях по интеграции образовательных программ, по повышению квалификации педагогов и сотрудников образования, я это лично вижу, когда работаю на этих территориях. Вместе с тем в сфере образования есть очень много нерешённых вопросов, которые волнуют нашу общественность. Мы перед правительственным часом в рамках фракции провели пятичасовое совещание с экспертным сообществом – это педагоги, родительское сообщество, 75 выступающих высказались по вопросам образования. И, уважаемые коллеги, хочу отметить позицию фракции по ряду вопросов. Наша фракция неоднократно поднимает вопрос престижности статуса педагогического работника и оплаты труда. В связи с низким размером оплаты труда увеличивается дефицит кадров, особенно в сельской местности. По разным оценкам, от 200 до 500 тысяч учителей не хватает. Молодежь не идет работать на низкие зарплаты, и лямку на нескольких ставках тянут те, кто уже работает в школах. У нас законодательно не существует ограничения по минимальному окладу педагогического работника, оклад ограничен только МРОТ, и это неправильно. Поэтому наша фракция считает, что нужно установить единую тарифную сетку по всей стране. Размер оклада должен быть не ниже 60% от общего содержания, и средняя заработная плата педагога на одну ставку – не менее 200%. Также наша фракция уже много лет говорит о важности отмены ЕГЭ. К сожалению, это зазубривание материала. И вообще – образование становится услугой, доступной для обеспеченных людей. Если у родителя есть возможность взять двух-трех репетиторов, то он их оплатит. А как жить тем семьям, которые не могут оплатить? Уважаемые коллеги, важный вопрос бесплатного горячего детского питания. Об этом мы неоднократно говорили. По нашему мнению, бесплатным горячим питанием должны быть обеспечены все категории детей. Взрослые дети тоже хотят кушать. И спасибо Вячеславу Викторовичу, вопрос финансирования детского питания – через систему закупок. Посудите сами, вот когда мы заправляем машину бензином, мы какой бензин выбираем? Который пусть подороже, но зато он качественнее, чтобы машина лучше функционировала. А тендеры выигрывают компании, которые устанавливают меньшую цену. Так это здоровье наших детей, это функционирование детского организма. Ну, неужели для нас машины важнее, чем наши дети? Уважаемые коллеги, важный вопрос – необходимость модернизации инфраструктуры организации детского отдыха для детей. Важный вопрос – это отдых учителей. Мне многие учителя в регионах говорят: до середины месяца учителя привлекаются к принятию экзаменов, к ЕГЭ, к ОГЭ. Мы развели столько резервных дней и волн в государственной итоговой аттестации, в августе оставшийся месяц лета учителя тратят на то, чтобы в соответствии с новыми ФГОСами к каждому уроку подобрать так называемые ИОРы и ЦОРы и внести их в "Конструктор рабочих программ", потому что от этого зависит рейтинг. А когда им отдыхать? Учителя и так очень сильно выгорают. Конечно, очень много вызовов стоит перед системой образования, но их предстоит решать нам вместе с Министерством просвещения. И правильно сказал Вячеслав Викторович, в этом есть ответственность очень большая и у депутатского корпуса. Поэтому понимаю, какие задачи стоят перед образованием сегодня, и какие объёмы приходится решать, поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Министра просвещения и всю его команду. И я уверена, что мы вместе сумеем обеспечить достойное будущее наших детей. Спасибо.
|