ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Андрей Кузнецов и Михаил Делягин о поправках в Бюджетный кодекс РФ

19 октября 2022

19 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 201622-8"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году". С докладом выступил официальный представитель Правительства РФ, Заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров. Содоклад представил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Андрей Кузнецов и Михаил Делягин, выступил Михаил Делягин.

Андрей Кузнецов:

- Уважаемые коллеги, очень много было сказано за это время относительно того, что та ситуация, в которой мы сейчас находимся, и международная, и внутренняя, предполагает нестандартные ходы как на поле боя, так и на экономическом фронте. Вот из того, что сегодня предлагалось, мы видим, что идет консервация неких старых методов, да, с небольшой модернизацией, хоть и говорит Андрей Михайлович, что это не совсем бюджетное правило, но это бюджетное правило с другими какими-то немножко параметрами.

Так вот, почему избрана такая тактика снова как бы ограничивать и не обращать внимания на то, что требуются нестандартные ходы для экономического роста, прежде всего? Потому что на самом деле мы ведь это проходили всё и это не дает нужного эффекта. То есть идеологический вопрос всё-таки, ну кто решит, ответьте, пожалуйста.

Андрей Макаров:

- Уважаемые коллеги, бюджетное правило предусматривало расчет предельной возможности расходования нефтяных доходов и говорило, что вот мы получим условно 100 рублей, а потратим из них, допустим, 80. Дальше шли расчёты из того, сколько мы можем продать нефти, сколько мы можем получить, за этой нефтью какая будет цена, и отсюда рождались эти вещи. Называть указание о том, что мы рассчитываем на то, что у нас будет восемь трлн доходов, и называть это правилом, я бы постеснялся. В данном случае это наше представление о том, какие доходы мы можем теоретически получить.

Но я по-моему уже несколько раз говорил с этой трибуны, об этом же говорили, что доходы, расчёты социально-экономического развития или в бюджете, когда мы рассматриваем прогноз социально-экономического развития, на сегодняшний день, доходы – это в значительной степени условное понятие по одной простой причине, хотя это параметр бюджета, мы не знаем, какие условия будут завтра.

Уже после внесения бюджета задавался на комитете вопрос, когда говорили: простите, а вот когда установили потолок по нефти, вот это в бюджете, – да нет, бюджет был внесён уже сюда, – а, простите, а как скажется установленный потолок по нефти на то, как мы сможем продавать тем странам, которые мы называем дружественными. Мне вообще не нравится в экономике понятие "дружественные" и "недружественные", в экономике действуют только интересы. Это мы просто очень любим дружить. Так давайте дружить бесплатно.

Ещё раз говорю, а бюджет – это то, что мы сказали: вот то, что нам необходимо, ведь доходы умножены не просто для того, чтобы провозгласить лозунг: "Мы получаем доходы", для того, чтобы мы могли прогнозировать расходы, которые мы можем прогнозировать.

И поэтому базовая цифра, о которой мы говорим о том, что нам даже при этих доходах уже не хватает средств, бюджет уже дефицитный. И эта базовая цифра нужна, чтобы понять, сколько, если у нас не будет хватать средств, нам придётся добавлять средств, и опять же два источника – внутренние заимствования, потому что на мировом рынке нам никто ничего не даст, и, естественно, средства Фонда национального благосостояния. Это что – правило? Это здравый смысл. А всё остальное – пустые политические лозунги.

Михаил Делягин:

- Уважаемый Алексей Михайлович, проект закона предоставляет право перечисления средств федерального бюджета 2022 года получателям за пределами Российской Федерации в условиях санкций и так далее, и так далее, и так далее. Вы не могли бы уточнить, что имеется в виду под этой замечательной конструкцией? Спасибо большое.

Алексей Лавров:

- Уважаемый Михаил Геннадьевич, ну, всегда указано, перечисляем средства, например, посольствам или другим подразделениям органов государственной власти, действующим за рубежом. В данном случае вообще ничего не меняется.

 

Выступление Михаила Делягина:

- Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые товарищи!

Вы знаете, сердце обливается кровью в прямом смысле слова. Хороший законопроект, нужный законопроект, правильный законопроект, что с нами не всегда бывает, своевременный. А приходится голосовать против, причём в первую очередь по политическим причинам. Потому что этот законопроект, который внесён от имени Правительства Российской Федерации, чудовищным образом дискредитирует, что бы вы думали? Само Правительство Российской Федерации.

Здесь много говорилось про бюджетное правило, оно по сути, по духу, вот формальное, мы его не признаём. В пояснительной записке говорится чёрным по белому о модифицированном бюджетном правиле.

Спрашиваю я на заседании официально у Министра экономического развития глубокоуважаемого Максима Геннадьевича Решетникова, а что у нас там с сутью бюджетного правила, с запретом использовать деньги Российской Федерации на благо Российской Федерации? И Министр экономического развития, глядя в глаза, честно, искренне, отвечает при людях и под запись, что никакого бюджетного правила не будет, всё отменено. Может там, в 25-м году что-нибудь там исправим, а так нет, всё на развитие, всё на нужды модернизации Российской Федерации. Этот законопроект полностью опровергает позицию Правительства Российской Федерации, которую официально от его имени высказал Министр экономического развития. Коллеги, как можно голосовать за дискредитацию Правительства нашей страны, которое, я думаю, мы все здесь глубоко уважаем?

Дальше. Этот закон носит по своей сути в основном временный характер, и тем самым он дискредитирует уже нас. С этой трибуны сказано бесконечное количество раз, уже здесь скоро будут дырки протёрты от рук, которые здесь жестикулировали, что законы нужно принимать надолго, не надо принимать закон на две недели, не надо принимать закон до конца следующего года. И Андрей Михайлович здесь говорил это, Минфину говорил это тысячу раз, я думаю, и не только с трибуны. А на нас смотрят как на новые ворота, и опять мы должны принимать закон, который будет действовать годик, а потом мы его будем продлевать. Коллеги, я понимаю, что нам всем хочется обратно в ковидный 2021 год, который кажется комфортным и благословенным, это я понимаю. Я понимаю, что хочется верить, что санкции отменятся. Но это не санкции, это новые правила, они долгосрочны, и мы должны законы принимать, исходя из реальности, а не наших с вами, так сказать, мечтаний и желаний.

Дальше. Закон носит кусочно-разрывный характер. Очень много правильных мест, в которые упакованы вещи абсолютно неприемлемые. То же самое, например, содержательные бюджетные правила.

Повторюсь, это запрет использования денег России на развитие России. И сама логика этого законопроекта подразумевает непонимание самой возможности и самой сути использования денег государства. Использование денег государства – это не траты. Бюджетные расходы сегодня нами с вами должны, так сказать, так оркестрироваться, чтобы они завтра вели к росту доходов, в крайнем случае, к снижению расходов. Деньги, которые мы сегодня не закладываем на школы, завтра мы сэкономим на тюрьмах. Понимаете? Это касается всех сфер. Поэтому развитие – это главный инструмент стабилизации России и стабилизации бюджета, это не траты, это не расточительство, это инвестирование в нашу страну и в наше общество. За исключением, конечно, коррупции, это инвестирование в чужие страны, враждебные нам.

И нам нужно переходить от бухгалтерского к инвестиционному способу мышления, нам нужно переходить из логики 35 лет национального предательства, ориентированной на финансовые спекуляции, когда давайте мы деньги заморозим в бюджете лишь бы они не доставались нашей стране, к логике, ориентированной на промышленность, на рост добавленной стоимости, на развитие технологий. Потому что абсолютно необходимая нам сегодня мобилизация экономики – это и есть развитие, это есть переход от разграбления советского наследства к созиданию и к преображению России.

В отличие от обычной мобилизации, мобилизация экономики повышает и доход, и свободу абсолютного большинства граждан и не граждан России, потому что свобода – это избыток инфраструктуры, то есть это плод развития, а не подавления развития в рамках бухгалтерского сознания, выражением которого, причем предельно циничным, служат некоторые части данного законопроекта.

Еще раз, сердце мое обливается кровью, но "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вынуждена голосовать против этого законопроекта, потому что этот законопроект продолжает порочную практику блокирования развития России на институциональном уровне.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024