Александр Ремезков о внесении изменений в Бюджетный кодекс 14 сентября 2022 Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ" (в части совершенствования межбюджетных отношений на федеральном уровне при предоставлении и распределении отдельных видов субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам). О том, как эти изменения в бюджетном законодательстве помогут регионам в полной мере получить необходимую им федеральную поддержку, рассказал первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Александр Ремезков: - Эти изменения в Бюджетном кодексе позволят провести точечные корректировки системы распределения субсидий регионам, создать инструменты развития инфраструктуры в городских агломерациях. В данном правительственном законопроекте можно выделить пять ключевых новаций. Во-первых, вводятся два исключения в отношении конкурсных субсидий, которые регионы получают в виде целевых трансфертов, объем которых обусловлен поступлением доходов федерального бюджета. Отменяется требование распределять их на этапе принятия закона о федеральном бюджете и заключать до 1 января очередного финансового года соглашения между субъектом и соответствующим органом госвласти о предоставлении таких субсидий. При этом предоставляется возможность принимать решения об уровне софинансирования для каждого регионального бюджета. Ведь данные субсидии носят компенсационный характер и, можно сказать, в некотором роде являются поощрением. Во-вторых, аналогичное исключение в части требования о распределении в федеральном бюджете и сроках заключения соглашений между субъектом Федерации и соответствующим органом госвласти, это касается субсидий источником финансирования которых являются остатки бюджетных средств. В данном случае речь идет в основном о средствах дорожных фондов. В-третьих, дополняется перечень случаев и оснований предоставления иных трансфертов. Вводится положение о предоставлении средств для проведения субъектами РФ мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. В-четвертых, допускается, что общая сумма заимствований субъекта в отчетном финансовом году может превысить общую сумму средств, направленных на финансирование дефицита бюджета субъекта, объемов погашения долговых обязательств субъекта. Такое превышение возможно на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного года в связи с неполным использованием целевых межбюджетных трансфертов и целевых безвозмездных поступлений от организаций, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов, а также доходов, зачисленных в бюджет субъекта после последнего рабочего дня отчетного финансового года. Все это делается в целях повышения долговой устойчивости регионов. Пятая, крайне важная новация, – это инструменты для повышения роли городских агломераций в качестве территорий опережающего развития и точек экономического роста. Здесь предлагаются следующие меры. Субъекты федерации получают право устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципалитетов, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры. Устанавливается, что расходные обязательства субъекта и муниципального образования возникают в результате заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры. Для обеспечения реализации этих соглашений дается возможность предоставления "горизонтальных" субсидий между региональными и местными бюджетами. В целом мы поддерживаем этот законопроект, который позволит усовершенствовать межбюджетные отношения, сделать более эффективной поддержку федерального центра регионам и муниципалитетам. Однако мы считаем недопустимым исключение требования к главным распорядителям бюджетных средств направлять не позднее 20 августа проекты нормативных правовых актов Правительства с проектом распределения субсидий регионам. Эта норма закона направлена на улучшение бюджетного планирования в субъектах Федерации, так что ее необходимо сохранить. Думаю, ко второму чтению законопроекта этот вопрос будет решен. Процесс распределения межбюджетных трансфертов сложен и в нем не бывает мелочей. Работая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в составе комиссии ФС по перераспределению бюджетных ассигнований, я на личном опыте убедился, насколько важно для субъектов Федерации получить федеральную поддержку своевременно, в необходимом объеме и формате. Поэтому мы работаем и будем работать над совершенствованием бюджетного законодательства для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие каждого города и региона.
|