ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" об исполнении федерального бюджета за 2021 год

29 июня 2022

29 июня Государственная Дума приняла проект федерального закона № 132287-8 "Об исполнении федерального бюджета за 2021 год". С докладом выступил Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Валерий Гартунг и Михаил Делягин, выступил Александр Ремезков.

Валерий Гартунг:

- Уважаемый Антон Германович, вот очередной год мы подводим итоги исполнения бюджета, очередной профицитный год, 500 миллиардов мы собрали, не израсходовали, плюс еще 600 кассовое неисполнение, итого больше одного триллиона рублей. Но когда же у нас найдутся деньги на выполнение обязательств государства перед гражданами, а именно на восстановление индексации пенсий работающим пенсионерам, выплату внутреннего государственного долга, который мы признали, вклады в Сбербанке, которые были обесценены, а также обязательство государства по финансированию капитального ремонта домов, которые не были отремонтированы на момент приватизации, закон 91-го года. Уже более 30 лет прошло.

Антон Германович, когда наступит время, когда мы, имея деньги, начнем выполнять обязательства перед своими гражданами, причем помогать будем, прежде всего, самым бедным, а не олигархам.

Антон Силуанов:

- Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! Не могу согласиться с вашими тезисами. Почему? Потому что в прошлом году как раз мы помогали именно тем категориям людей, которые действительно нуждались в нашей помощи.

И вы прекрасно знаете, что это касалось и пенсионеров, это касалось и семей с детьми, это касалось и предприятий малого и среднего бизнеса, и так далее. То есть, это те люди и предприниматели, которым в условиях, когда еще пандемия была в достаточно активной фазе, требовалась государственная помощь. И такая помощь была оказана. И эта помощь более триллиона рублей. Об этом мы с вами говорили.

Поэтому, безусловно, все те вопросы, которые вы назвали, они требуют решения, но давайте их решать последовательно. Мы в прошлом году отреагировали на те вызовы, на которые срочно требовалась поддержка людям, и мы ее оказали.

Ваши предложения тоже требуют дополнительных ресурсов. Ну, давайте их смотреть в зависимости от, во-первых, наличия таких ресурсов и от тех приоритетов, с которыми мы с вами встречаемся каждый год.

Потому что в текущем году у нас новые задачи возникли, которые требуют денежных вливаний, и мы на это будем деньги выделять. Давайте всегда определять приоритеты, и те вопросы, которые вы подняли, давайте смотреть с учётом финансовых возможностей государства. Спасибо.

Михаил Делягин:

- Уважаемый Антон Германович, многолетним, уже привычным кошмаром наших бюджетополучателей является крайняя неравномерность выделения бюджетных средств: от месяца к месяцу и по разным статьям расходов. Ну, привычная ситуация, когда 11 месяцев в году Минфин задерживает, зажимает всячески выплаты, а в декабре проливается дождь. Так что декабрьские расходы превышают среднемесячные расходы предыдущих 11 месяцев, ну, от двух до трех раз. Надо сказать, когда вы стали Министром финансов, ситуация чуть улучшилась, но потом вернулась к кошмару вашего предшественника. Такая же неравномерность по статьям исполнения различных доходов. Как ни посмотришь, одни статьи на 20%, другие на 80%, и это вроде бы как бы и нормально.

Скажите, пожалуйста, считаете ли вы эту неравномерность проблемой? Как эта неравномерность изменилась с 2013 года и с 2020 года, в 2021 году? И что с этим собираетесь делать?

Антон Силуанов:

- Уважаемый Михаил Геннадьевич! Уважаемые депутаты! Действительно, наибольший объём расходов осуществляется в последний месяц года. И связано это не с тем, что Министерство финансов придерживает деньги до декабря. Министерство финансов, как только бюджет утверждается, сразу доводит годовые лимиты до соответствующих распределителей бюджетных средств – это министерства и ведомства. И эти министерства и ведомства имеют в январе, условно говоря, в первый рабочий день годовой бюджет. Они могут весь годовой бюджет использовать в течение января. У Министерства финансов нет никаких ограничений в использовании этих ресурсов. Поэтому траты бюджетные осуществляются министерствами и ведомствами, и которые передают бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям эти      деньги по мере необходимости. Зарплаты равномерно примерно финансируются.

Капитальные вложения – закрываются каэски и закрываются контракты в основном в декабре – вот в чём основная причина роста декабрьских расходов. Потому что стройки все, как правило, в конце года закрываются, и деньги на закрытие, на окончательные расчёты, требуются именно в конце года. Кроме того, целый ряд таких расходов, как, предположим, авансирование пенсий в счёт января следующего года осуществляется в декабре. Поэтому в декабре как бы идёт двойное финансирование такого рода расходов. И здесь не проблемы в Минфине. Здесь проблемы либо, а) как бы в равномерности расходов, исходя из закрытия контрактов, из закрытия тех решений, которые принимались и будут приниматься в течение финансового года, или, если мы выплачиваем какие-то двойные выплаты в конце декабря. Вот, собственно, в чём основная проблема. Это из года в год происходит.

И, ещё раз повторюсь, это связано с тем, что основные деньги требуются для закрытия вопросов финансирования именно в декабре месяце. Поэтому от года в год есть колебания доли расходов декабрьских в целом как бы в финансовом периоде, но это существенно не меняется. Что нужно? Нужно более равномерно использовать средства на стройке, то есть заключать контракты раньше, включать объекты с учетом готовых ПСД, авансировать, как в этом году мы, кстати говоря, и в прошлом году авансировали очень активно с тем, чтобы эти деньги не задерживались у профильных ведомств, а работали уже в экономике. Но тогда другая проблема – дебиторка, чтобы не росла. Поэтому предприятия и организации, получив эти деньги, должны быстрее их, условно говоря, осваивать, быстрее направлять на реализацию тех задач, которые ставит бюджет.

Выступление Александра Ремезкова:

- Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич! Антон Германович! Уважаемые коллеги! Рассматриваемый сегодня законопроект – это, по сути, утверждение отчёта о кассовом исполнении бюджета 2021 года. Но, анализируя этот документ, мы можем понять, насколько были эффективны предлагаемые Минфином инструменты и методы бюджетной политики.

И именно "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" при принятии этого проекта бюджета ставила под сомнение точность прогноза и обоснованность использования базового сценария развития российской экономики. В 2020 году при принятии бюджета в очередной раз была использована модель экономической стабилизации. Это привело к крайне осторожному прогнозу всех макропоказателей и заниженным оценкам основных параметров бюджета. В ней не предусматривалось    интенсивное восстановление российской экономики, восстановление деловой активности и, как следствие, значительного роста доходов и социальных расходов бюджета, а опять же, соответственно, роста реальных доходов населения.

В очередной раз как спасательный круг в основу бюджета заложили бюджетное правило, которое, прежде всего, привело к жесткому ограничению расходов, стерилизации дополнительных нефтегазовых доходов и увеличению объема так называемых заначек, который по отношению к расходам составил на тот момент 60% бюджета, или почти 14 триллионов рублей. При таком колоссальном резерве заложили дефицит в 2,7 триллиона рублей. Рассматривая сегодня отчет за 2021 год, можно с уверенностью отметить, что итоги его исполнения кардинально отличаются от принятых прогнозных параметров бюджета. Необходимо, конечно, отметить, что в ходе исполнения бюджета Правительство оперативно реагировало на вызовы 2021 года, отказываясь от устаревших, неэффективных бюджетных норм и ограничений, по сути, на ходу уточняя бюджетную политику, отказываясь от догм модели экономической стабилизации, то есть всё то, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" предлагала при рассмотрении проекта бюджета, и нам отказывали как ненужное, всё-таки было принято на вооружение Правительством в критической ситуации.

Благодаря введению таких новаций прирост ВВП в 2021 году составил 4,7% против прогнозируемых 3,3%. Несмотря на всё это и восстановление спроса, и ослабление курса рубля, серьезным вызовом для экономики стал безудержный рост цен: промтовары – 24%, продовольственные – 10,6%, непродовольственные – 8,6%. К тому же инфляция в России к 2021 году разогналась до официальных 8,4% при прогнозе 3,7%. Это всё сразу же отразилось на кошельках наших граждан.

Значения параметров, утвержденных в законе о бюджете, по факту не стали основой исполнения бюджета, а превратились в предлагаемые направления движения в 2021 году. В очередной раз напрашивается вывод: настало время отказаться от модели экономической стабилизации и принять модель экономического роста как основную стратегию. Все это даст возможность оперативно реагировать на изменения экономической конъюнктуры и возникающие вызовы.

Несмотря на значительный рост объемов доходов и расходов в 2021 году, Правительству так и не удалось решить ряд застаревших бюджетных проблем, на которые мы ежегодно обращаем внимание.

Я остановлюсь на некоторых. Так и осталась нерешенной проблема неравномерного финансирования. Опять на четвертый квартал перенесено 34% расходов. Из общей суммы межбюджетных трансфертов приходится на субсидии бюджетам субъектов 39%, а на иные межбюджетные трансферты – 47%.

Дело в том, что ежегодно в законе о бюджете первоначально утверждаются примерные объемы трансфертов, а потом они уточняются, перераспределяются, и только в конце года осуществляется так называемое финансирование потребностей. Регионы не успевают осваивать эти средства, оставляя недостроенными детсады, школы, больницы и так далее.

По ФАИП те же проблемы из года в год. Из 292 объектов введено только 156. И лишь 53%. В список незаконченных попали крупные объекты здравоохранения, культуры, образования, автомобильные дороги. И никто за это до сих пор не понес персональной ответственности.

И сегодня, конечно, одним из ключевых вопросов новой бюджетной политики становится выбор, сохранить или отказаться от бюджетного правила.  "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" считает, что в ближайшие годы нефтегазовые доходы должны работать на экономику и на людей, о бюджетном правиле нужно забыть.

Процитирую руководителя партийной фракции Сергея Михайловича Миронова: "Замораживать надо не резервы, а само бюджетное правило. Пора тратить резервы на решение тех задач, которые Президент вновь обозначил на Петербургском форуме: преодоление бедности, модернизацию инфраструктуры, достижение социальной справедливости и технологический суверенитет". Этих задач не решить, запирая деньги в рублёвую кубышку.

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" считает, что нужно избавиться от избыточной фискальной нагрузки, отменить, например, транспортный налог, курортный сбор, НДФЛ на доходы до 20 тыс. рублей и другие. Ну, и наконец-то пора направить средства на индексацию всех пенсий и пособий на 20%, индексацию пенсий работающим пенсионерам, ввести Справедливый базовый доход для семей с детьми, увеличить расходы до 7% ВВП на образование, здравоохранение, до 3% на культуру, запустить масштабную кредитную амнистию.

У нас таких предложений достаточное количество, учитывая недостаток времени, все назвать не могу, но каждый год при рассмотрении очередного проекта бюджета мы предлагаем это.

К слову, все поправки, предлагаемые к этому бюджету, где были, в том числе и эти предложения, были отклонены. Главный аргумент – денег нет. Из этого отчёта бесспорно очевидно, что это совсем не так, деньги есть, и большие, была бы воля Правительства к этому решению, её пока нет.

Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" будет голосовать против.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024