Депутаты партийной фракции об отчете Счетной палаты за 2021 год 25 мая 2022 25 мая Государственная Дума приняла проект постановления об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году. Доклад представил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали депутаты Михаил Делягин, Валерий Гартунг, Олег Нилов, выступил Дмитрий Гусев. Михаил Делягин: - Вы как выдающийся государственный деятель довольно здорово расширили функции и задачи Счётной палаты. Например, сейчас это в том числе аудит результативности достижений стратегических целей социально-экономического развития, оценка эффективности управления федеральными ресурсами для обеспечения социально-экономического развития и другие, и сейчас они подразумевают в том числе и оценку социально-экономической политики, и рекомендации по её корректировке, потому что ведь аудит и оценка – это не только фиксация ошибок, но и неминуемые указания на пути исправления. Счётная палата в вашем лице первая справедливо указала на то, что сейчас сегодняшняя социально-экономическая политика обеспечивает глубокий экономический спад – 8%, а то и больше, худшая с 1994 года. Скажите, пожалуйста, какие именно рекомендации по исправлению социально-экономической политики и каким именно органам госвласти – Правительству или Банку России – дает Счётная палата сейчас, с какой периодичностью, как эти органы воспринимают ваши рекомендации? Потому что негативный прогноз есть, спасибо за это Счётной палате, а содержательной, так сказать, реакции на него как бы и нет. Хотелось бы знать в этих условиях, кто виноват, что и с кем именно по этому поводу делать. Спасибо. Алексей Кудрин: - Спасибо, Михаил Геннадьевич, за вопрос. У нас вся работа Счётной палаты идет строго в соответствии с законами и полномочиями, утвержденными законами. Больше того, вот сейчас после нашего обсуждения отчета пойдет снова закон "О Счётной палате" в части поправок и уточнения наших полномочий. Президент подписал все поправки, таким образом, ни у кого сомнений в отношении наших полномочий нет. Президент неоднократно в своих выступлениях говорил, что он ждет от Счётной палаты не только чисто финансовых проверок, финансового аудита, но и реального разбора факторов, связанных с выполнением национальных целей, национальных проектов, стратегий, государственных программ. Мы, и в данном случае у нас здесь полное взаимопонимание, ну и поскольку это всё включено в закон "О Счётной палате", мы здесь понимаем, что у нас есть взаимопонимание и с парламентом. По этому счету мы строго подчиняемся закону и тем полномочиям, которые прописаны. Все наши проверки, о которых я сказал, вот если взять все проверки, там из 340 примерно за прошлый год, я сказал, 230 – это бюджет, но это тоже каждое министерство и ведомство. Здесь, конечно, больше вопросов, связанных с аудитом достоверности, но там есть и оценки выполнения государственных программ. И вот по каждому ГРБС все рекомендации идут каждому объекту, то есть каждому министерству, ведомству или другому распорядителю бюджетных средств. В этой связи, кроме того, есть, как я сказал, около 100 тематических проверок, часть из которых вы же нам определили. Среди таких проверок есть мониторинг выполнения национальных проектов, достижение показателей национальных проектов, достижение показателей национальных целей. Таким образом, мы не всё покрываем поле на цели нацпроектов, но частично покрываем. Опять же по всем этим отчетам у нас идут рекомендации проверяемым органам, информационные письма Председателю Правительства, и в каких-то случаях – Президенту. Поэтому повторяю, отвечая прямо на ваш вопрос, мы направляем эти рекомендации органам Правительства или министерствам и ведомствам. Когда я сказал, что за прошлый год мы реализовали более 700 рекомендаций, каждая рекомендация была обращена точно к соответствующему органу, и там даже был всегда установлен рекомендуемый срок для выполнения этих рекомендаций. Опять же напомню, больше 500 рекомендаций за прошлый год было реализовано. Мы можем осуществлять наши рекомендации только в рамках аудита, то есть проверок. Мы не можем выходить за рамки предмета и программы аудита, в этом суть нашего аудита и нашей доказательности. Спасибо. Олег Нилов: - Алексей Леонидович, ни в докладе, ни в постановлении нет ни слова о специальной военной операции, тем не менее проблема есть, мы, в том числе депутаты Государственной Думы, участвуем в решении вопросов обеспечения то квадракоптерами, то беспилотниками, то тепловизорами. Есть целые организации, например, "Роснано", "Сколково", лидеры которых обещали нам золотые горы и выдающиеся разработки, но иных уж нет иль многие далече. Может быть, их надо как следует спросить за эти обещания? Это первое. А второе, не считаете ли вы, что специальную инспекцию Контрольно-счётной палаты надо бы создать иногда с участием аудитора ВПК и почаще им бывать, например, в Донецке? А, может, и постоянно этой инспекции поработать сейчас в Донецке для того, чтобы не было вот таких проблем у нашей армии, которые бы решали депутаты, волонтёры. Алексей Кудрин: - Уважаемые коллеги, у нас самое большое подразделение – это анализ государственного оборонного заказа, поскольку он самый большой даже по объёму. И мы хорошо и точно знаем ситуацию, которая сегодня в этом секторе, в том числе в оборонной промышленности. Она, конечно, здесь, на территории России, и мы знаем все проблемы. У нас есть ряд предложений, которые мы в соответствующем порядке направляем. Но в любом случае я вам могу ответить утвердительно на ваш вопрос. У нас есть такая инспекция, которая строго следит за этими вопросами. Валерий Гартунг: - Уважаемый Алексей Леонидович, я внимательно слушаю ваши ответы, и вы сказали, что вы мониторите антисанкционные меры, которые принимает Правительство, скажите мне, пожалуйста... Кстати, мы с Правительством здесь расходимся во многих вещах. И, в частности, вот сейчас нам предсказывают темпы падения экономики на 8-10%. Мы считаем, что у нас есть потенциал для того, чтобы смягчить это падение. Хотелось бы узнать, как это видит Счётная палата? Какие предложения у вас есть для того, чтобы смягчить падение и, может быть, даже удержаться на траектории роста экономики? И второе. У нас идёт много лет подряд падение доходов населения. И в этом году, к сожалению, тоже будет наблюдаться это. Мы считаем, что нужно уже индексировать зарплаты, пенсии, пособия на 20%. Правительство пока не даёт ответа, но вот идёт информация о том, что будет меньше. Позиция ваша, что вы предлагаете? Какие у вас предложения? Спасибо. Алексей Кудрин: - Валерий Карлович, мы, конечно, сегодня, скорее, отчитываемся о нашей работе за прошлый год и проверки этого года, которые касались бы вот этих антикризисных мер, анализа этой ситуации, они нами начаты, но проведены ещё не в полном объёме. Поэтому у нас сегодня нет такого плана, как вы бы хотели, чтобы мы сказали, вот как можно потенциальное падение на 8-10% предотвратить и даже не допустить. Конечно, я вполне не вижу сегодня таких мер. Но просто повторяю, мы ещё и недостаточно глубоко проанализировали происходящие процессы. Мы сейчас находимся в процессе. Я, скорее, думаю, что действительно можно существенно смягчить падение жизненного уровня или реальных доходов. Здесь те меры, которые сейчас были приняты, например, выплаты нуждающимся семьям на детей с семи до 17 лет, это очень мощная мера. Она стоит больше 400 млрд рублей. Это очень существенный ресурс, абсолютно своевременный. И то, что я сказал, мы в том числе со Счётной палатой участвовали в подготовке этих мер. Открою вам секрет, они должны были бы чуть позже вводиться, но поскольку они были готовы, их ввели прямо буквально в марте. Такого рода меры действительно сразу закрывают больше половины всех возможно нуждающихся у нас в стране. Они раньше были нуждающимися. Потому что в этих семьях, с детьми от восьми до 17, были семьи, где доход на душу населения, на душу семьи, был меньше прожиточного. Вот теперь мы с учётом этой меры там, где есть хотя бы один ребёнок до 17 лет, все семьи закрываются. Это может снизить вопрос нуждаемости или бедности просто на проценты. Но и соответствующий масштаб сумм. Мне вот уточняют, 608 млрд потребуется на эту меру, включая и на тех, которые до этого уже выплачивались, до этой даты. Таким образом, я считаю, что Правительство действует абсолютно своевременно, быстро, используя максимальные ресурсы, в том числе в связи с отменой бюджетного правила. Ресурсы сейчас на это направляются. На мой взгляд, я здесь вижу абсолютную своевременность этих мер. И другие меры нужно разрабатывать. Например, Счётная палата считает, что это пока не затрагивает несемейных. Потому что есть тоже такие, и одиночки, и граждане, и в том случае оставшиеся безработными, в условиях кризиса неспособные найти работу. В отношении них будет действовать частично пособие по безработице. Дмитрий Гусев: - Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Счётная палата – главный инструмент по парламентскому контролю в руках Государственной Думы, наше сверхзвуковое оружие по поражению взяточников, воров и коррупционеров в органах государственной власти. Вот от того, как мы настроим работу палаты, будет зависеть, будет ли это оружие гиперзвуковым или будет оно каким-то аналогом. У Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ есть конкретные предложения, как усилить эффективность Счётной палаты. Прошу эти предложения внести в постановление Думы, которое будет готовиться по итогам сегодняшнего нашего рассмотрения. Предложение первое – ключевые показатели эффективности или KPI, или КПД. У нас КПД, KPI есть у министерств, есть у губернаторов, есть у нас, у депутатов Государственной Думы. В прошлом году мы ввели их для Комитетов Государственной Думы, а у Счётной палаты ключевых показателей эффективности пока нет. Что это могут быть за показатели? Но мы все с вами знаем, что эти показатели активно влияют на нашу работу, позволяют нам быстрее двигаться, заставляют нас эффективнее и лучше работать. Что это могут быть за показатели? Ну, во-первых, количество возвращённых денег в казну. За прошлый год Счётная палата пять млрд вернула. Кстати говоря, при том, что бюджет самой Счётной палаты 4,9 млрд. Второй показатель может быть доведение результатов проверок Счётной палаты до логического конца или как говорит наш Президент: "где посадки?" Ну вот коллега Олег Нилов уже говорил сегодня, ну были такие обещания некоторых наших органов, ну почему Счётной палате не проверить эту деятельность? Ну, наверное, будут посадки. Поэтому предлагаем в постановлении Государственной Думы поручить Комитету по контролю разработать такие ключевые показатели эффективности и принять их Государственной Думой. Второе наше предложение – это то, о чём говорили депутаты Михаил Делягин и Валерий Гартунг. Счётная палата разработала прогноз социально-экономического развития в условиях санкций, но никаких конкретных предложений мы пока не увидели. А это важно. Если прогнозируется падение экономики на 10%, то нужны предложения. Поэтому предлагаем поручить Счётной палате разработать такие меры, антисанкционные меры, и предложить их в месячный срок на рассмотрение Государственной Думы. Третье наше предложение о принятых нами мерах. Мы приняли несколько пакетов антисанкционных мер. Принимали их быстро, потому что того требовало время. Вопрос. Те меры, которые мы приняли вместе с Правительством, они как отразились на экономике, они как сработали -эффективно или нет? Уверен, что здесь есть что подкорректировать. И поэтому предлагаем поручить Счётной палате оценить антисанкционные меры, которые были приняты Государственной Думой, и выработать решения и предложения по их корректировке, если это необходимо. Следующий пункт, о котором тоже уже сегодня говорилось. У нас идёт военная операция, и каждый из нас, каждый из депутатов к этому имеет отношение. Мы помогаем беженцам, мы занимаемся гуманитарной помощью. Этим занимаются депутаты всех фракций. И все общаются, конечно, с нашими военными. Поэтому вопросы. А у нас всё там нормально? Все ли военные вовремя получают довольствие? Как осуществляется снабжение нашей армии? Есть ли проблемы в военно-промышленном комплексе? Эти вопросы есть у депутатов. Конечно, это нужно рассматривать в закрытом режиме. Но мы предлагаем поручить Счётной палате сделать анализ того, что происходит у нас в Вооруженных Силах и ВПК и в закрытом режиме доложить депутатам Государственной Думы, что происходит, и что нужно срочно подкорректировать. Сроки здесь должны быть самые сжатые. Следующий пункт. Закупка у взаимозависимых лиц. Известная проблема. В 2018 году появилась возможность делать закупки у взаимозависимых лиц без проведения конкурсных процедур, без 223 закона. Минфин говорит о том, что практика существенно растёт. А насколько это эффективно? Есть потери в экономике? Экономически это оправдано или нет? И что здесь нужно подкорректировать? Считаем правильным поручить Счётной палате проверить вот эти вот закупки и внести предложение сделать анализ об эффективности этих закупок у взаимозависимых лиц. И последний пункт наших предложений. Это пожары, про которые на заседании Государственной Думы уже говорили некоторые наши фракции. Пожары каждый год, одно и то же каждый год мы слышим, что лесное ведомство отчитывается, что они сажают деревьев больше, чем сгорает. Предлагаем тоже сделать здесь проверку Счётной палаты и доложить на заседании Государственной Думы. Уверен, что если эти меры будут приняты, то Счётная палата будет более точным, более поражающим недостатки нашей финансовой системы оружием, и это отразится на жизни всей нашей страны. Мы знаем, что наши предложения, фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", слышат. Мы знаем, что их учитывают. Поэтому будем поддерживать отчет Счётной палаты. И желаем, чтобы все те меры, которые мы сейчас предложили в постановление, были реализованы. Спасибо большое.
|