Валерий Гартунг об импортозамещении в промышленности и в военно-промышленном комплексе 19 мая 2022 19 мая в Государственной Думе в рамках пленарного заседания от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Гартунг: - Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин – Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! Действительно, как сказал предыдущий докладчик, надо увековечить память наших героев и так далее, да, согласен с этим со всем. Но я немножко с другого начну. Для начала давайте мы наших героев обеспечим всем необходимым. Вот это будет, наверное, самое главное, то, что мы должны уже прямо сейчас сделать, и тогда, может быть, меньше памятников придется ставить. Я о чем говорю? Я говорю о ВПК, потому что сегодня реальная проблема с обеспечением наших военнослужащих. Мы с председателем Комитета по обороне пришли к выводу, что нам действительно нужно обсудить проблемы, которые сегодня существуют в ВПК. Понятно, мы не можем это делать в открытом режиме, я не могу всё здесь выкладывать. У нас для этого в прошлом созыве была комиссия по законодательному обеспечению деятельности ВПК, в этом созыве пока её нет, но поймите, мы сейчас в таких условиях находимся, что мы не можем ждать, откладывать. Вы, наверное, помните нашу поездку на Ковровский электромеханический завод, где было совещание с руководителями предприятий ВПК, где я поднял тогда проблему формирования цены на продукцию ВПК. И тогда все руководители промышленных предприятий поддержали и сказали, что, да, действительно есть такая проблема. Вячеслав Викторович, прошло четыре года, ничего не изменилось, проблема все та же. Поэтому я не буду сейчас детали здесь озвучивать, но на комиссии по ВПК, наверное, нам нужно будет это все обсудить. Дальше. Следующая проблема, с которой тоже ВПК сталкивается, это импортозамещение, и вся наша промышленность с ней сталкивается. Если говорить о той части, с которой сталкивается ВПК, то у нас сегодня есть импортные комплектующие даже в продукции ВПК. Почему? Да, потому что российские аналоги гораздо сложнее сделать, они дороже, потому что процедуры принятия их, скажем, одобрение при постановке в специальные изделия, они очень сложные. Если, например, компоненты используются китайские, то там просто принимаются сертификаты китайской стороны, там все гораздо проще, мало того, они субсидируют свой экспорт, и поэтому китайские аналоги просто в разы дешевле. Вот, собственно, и все, вот к чему мы пришли. Поэтому, учитывая, что сейчас нам объявлена экономическая война, блокада, многие западные страны ушли, то есть прервали связи, с этой иглы мы сейчас должны слезать, но ни в коем случае не сесть на китайскую иглу. Вот это очень важно и нужно, наверное, в специальных условиях обсудить, но, может быть, не в открытом режиме. Дальше. Конечно же, нужно профинансировать все российские аналоги, которые сегодня мы можем сделать, и дать им ценовые преференции. Дальше. Импортозамещение. Есть работающие механизмы, это СПИК ФРП. Я с предыдущим докладчиком не согласен, что их нужно отменять. Есть простой принцип: работает — не ломай. Вот программы ФРП, они работают. Другой вопрос, что объёмы финансирования выделяемые недостаточны. Упрощать процедуру запуска программ по финансированию через Фонд развития промышленности, согласен, да, надо. Специнвестконтракты – работающие инструменты, нужно выделять дополнительные деньги. Дальше. Гранты. У нас есть программы по грантам, да, но их не берут. Я с некоторыми разговаривал, они говорят, мы не хотим связываться с государственными деньгами. Мы сейчас возьмём гранты на разработку изделий, которые, действительно, не имеют аналогов в мире, а потом мы замучаемся ходить и объяснения писать в прокуратуру и так далее. Не берут гранты. Пожалуйста, это серьёзная проблема. Нет, понятно, есть те, которые берут, но потом они ничего не делают. С этими проблем, конечно, нет: мы потом их ищем везде. Антидемпинговые пошлины, конечно. Я сразу перехожу к тому, что нужно делать для того, чтобы решать эту проблему с импортозамещением. Конечно, нужно вводить антидемпинговые пошлины, какие-то барьеры, потому что сегодня с демпингом из Китая нужно бороться, иначе мы вернёмся к той же самой ситуации, что и была. Мы никогда из неё не вылезем. Следующее. Денежно-кредитная политика. Это я говорю о проблемах, с которыми столкнулась Россия сегодня и российская экономика. Вот давайте я для сравнения приведу. Ключевая ставка в России — 14%, инфляция — 17%, ну, там прогнозная. ФРС (Федеральная резервная система – США): ставка – 0,75-1%, инфляция — 8,5%. Евросоюз – ставка 0,25%, инфляция — 6%. Китай: ставка — 3,7%. Ну то есть получается, у нас самые дорогие в мире деньги. Ну откуда будет у нас финансирование? Ну скажите мне, пожалуйста, как у нас будет развиваться экономика, если у нас самые дорогие в мире деньги? Ну о чём мы говорим? Это при таких ставках. А теперь ещё про курс рубля посмотрите, да? У нас сейчас доллар – 63 рубля стал. Некоторые успокоились Подождите. Да, потому что нечего покупать стало. Курс рубля, он не отражает реального состояния дел, поэтому, что нужно. Предложения. Первое. Резко снижать учётную ключевую ставку, дальше снижать как можно быстрее. И второе. Конечно же, ослаблять валютное регулирование, чтобы хоть как-то мы щупали, а где какой курс должен быть? Сейчас спроси в зале, какой должен быть курс? Вам 10 разных курсов назовут. Я считаю, что надо хотя бы вернуться к тому, который был до 24 февраля. Следующее. Спрос. Конечно, нужно поддерживать спрос. И как его поддерживать? Вчера у нас была дискуссия, а что делать, мы Правительству отдаём возможность самим распределять дополнительно собранные доходы. Только по марту месяцу примерно чуть больше двух трлн рублей. Коллеги, почему мы не проиндексировали зарплаты и пенсии на 20%? У нас Сергей Михайлович Миронов на встрече с Председателем Правительства и мы озвучивали это предложение. Обратной реакции пока нет. И вы озвучили. Нет обратной реакции. Давайте к этому вернёмся. Это не только справедливо по отношению к гражданам, но это и спрос на российскую продукцию. Они что, будут в Куршавеле эти деньги тратить? Конечно, нет. Тем более туда сейчас не пускают никого. Дальше. Затраты на сырьё. Да, я ещё про спрос скажу. Нужно, конечно же, увеличивать финансирование, госфинансирование транспортной инфраструктуры. У нас проблемы с транспортом, с логистикой, у нас перестраиваются транспортные коридоры. Пожалуйста, председатель комитета по транспорту вам 50 таких проектов сейчас назовёт, куда срочно нужно выделять деньги, финансировать. Пожалуйста. Нужно это увеличить. Причём, финансирование должно быть, но серьёзное, в процентах от ВВП страны, в процентах. Это, значит, в триллионах рублей. А они вот это там 20-30 млрд. Это вообще ни о чём, ничего оно не даст нам. Руками пробивали такого рода решения через Минфин, Минпромторг и в конечном итоге через решение правительственной комиссии. Надо упростить процедуру. Правительству необходимо точно в кратчайшие сроки это сделать. Поэтому необходимо дать больше полномочий субъектам Российской Федерации и, в частности, губернаторам. У них море ответственности: за инвестиции, за экономику, за уровень безработицы, ну и за многое, за многое другое, но руки связаны. Например, по системообразующим предприятиям, приведу пример, Владимирская область подавала на критерии системообразующих предприятий порядка 70 предприятий, в результате 30 согласовали, 40 — нет. Чтобы понимать, что это такое, для каждого субъекта это основа основ. Это как раз основа бюджета — эти крупные, средние предприятия. Невозможно получить ни одну форму дотации, а возможны предоставления как субсидирование ставки, так и получение гарантийных обязательств из коммерческих банков. Вот это огромная проблема. Необходимо государству определить чёткие критерии для того, чтобы высшее должностное лицо, губернатор, брал на себя ответственность и сам принимал решение, кого включить, кого нет. И эти документы, отправляясь в Правительство, проходили только согласование, но не принятие решения. Вот это крайне важный и нужный вопрос. Потому что сейчас идёт счёт у нас ни на дни, а порой даже на часы. Я отдельно, конечно, хотел бы остановиться на проблеме ”экономических малышей“ — это тема самозанятых. Конечно, это категория небольшого количества тех, кто сейчас работает. Но в преддверии того, что, возможно, будет увеличение безработицы, крайне важно говорить об этом. Сейчас тот уровень выручки, который предусмотрен у этих предприятий, 2,4 млн рублей в год. Слушайте, это копейки. Необходимо поднять до пяти-шести млн. Почему? Потому что цены изменились. И, второе, крайне важно включить туда новые направления сфер бизнеса. Например, торговля на маркетплейсах. Сейчас государство это разрешило. Почему этого сделать нельзя? Ну даже, не знаю, риэлтерскую деятельность. Сейчас те люди, которые, возможно, останутся без зарплаты, они придут и получат дополнительную финансовую поддержку, и будут кормить свои семьи. Дальше по порядку. Затраты на сырьё. Налоговая политика. Ну, я про этом много говорил, был целый доклад Торгово-промышленной палаты, там всё подробно написано, повторять не буду, одно только скажу, что я вам вчера же приводил пример, сколько литров бензина можно купить на среднюю заработную плату в каждой стране, сравниваю. Видели цифры, да? Комментарии излишни. Дальше. Пожалуйста. Наверное, в прессе все читали обращение главы Роснефти с тем, что, ну вот у нас издержки резко выросли, там многие, может быть, спорные предложения, но одно бесспорно — нужно снижать цены внутри страны, отвязывать их от мировых. Как это сделать? Нужно убирать НДПИ, убирать акцизы, ну или снижать НДПИ и убирать акцизы на ту же жидкую сталь, переводить их в экспортные пошлины. Я про это говорил в этом зале. Вот, что нужно делать, другого варианта нет. И последнее, бизнес-климат. Мы тут скоро будем рассматривать законы такие интересные, когда можно будет собственника любого предприятия отстранить, ввести внешнее управление. Ну так вот, в отношении российских граждан этого делать ни в коем случае нельзя, потому что там некому будет работать. Спасибо.
|