Депутаты партийной фракции о достижении целевых показателей в сфере строительства и ЖКХ 16 февраля 2022 16 февраля в ходе "правительственного часа" в Государственной Думе по теме "О мерах по достижению целевых показателей в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" выступил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Галина Хованская, Дмитрий Кузнецов, Андрей Кузнецов, выступил Александр Аксененко. Галина Хованская: - Спасибо. Уважаемый Марат Шакирзянович, вопросов много, но первый мой вопрос: как закон о комплексном развитии территорий позволит публичной власти выполнить обязательства перед очередниками на социальное жилье и обеспечить жилищные права граждан при его реализации, вот вы сказали о 19 регионах? Это первое. При принятии закона было очень много замечаний и предлагалось создание рабочей группы. На какой стадии находится вопрос ее создания? И я, честно говоря, удивлена, почему в вашем выступлении не прозвучала информация об исполнении 600-го указа Президента о строительстве наемных домов, о наемном жилье и о решении проблемы очередников, которые нуждаются и не могут претендовать на ипотеку, но тем не менее очень нуждаются в жилье. Это, как правило, работники бюджетной сферы. Марат Хуснуллин: - Давайте вернемся к истории. Мы очень бурно с вами обсуждали закон о КРТ многие годы. У нас был и первый подход к снаряду, да, когда мы приняли закон, но он не работал, надо открыто сказать. У нас был второй подход к этому КРТ в прошлом году, когда мы очень активно обсуждали и, наконец, приняли, он заработал этот закон. И вот те показатели, которые я сегодня озвучил, что у вас все регионы приняли, что мы видим потенциал порядка 150 млн квадратных метров, это начало активно работать. Но, поверьте мне, вот когда доходит до деталей, а я эти детали обсуждаю с регионами, я хорошо эту тему знаю, там очень много еще того, что нужно докрутить на законодательном уровне, нам еще много придется с законом по КРТ работать. Это первое. И мы внесем в ближайшее время предложения и поправки. Второе. Когда мы говорим про обеспечение аварийным жильем, да, и про обеспечение прав граждан-очередников, коллеги, ну, давайте тоже правде в глаза смотреть, надо, вообще, серьезно заняться очередниками. Могу рассказать свой личный опыт работы в Татарстане министром и работы в Москве заммэра. Когда мы начали проверять очередников, оказалось, что 20% очередников – не нуждающиеся, и что они стоят – один и тот же очередник – в разных программах. У нас, к сожалению, единой базы очередников нет. И мы в своих задачах, вот, в стратегии развития, мы себе эту задачу ставим с Минстроем: привести все-таки все наши льготные программы к порядку, к оценке. А сколько у нас очередников? По официальным данным у нас 20 лет средний срок ожидания в очереди. И когда мы, например, заходим в КРТ, вот прямо есть очень яркие примеры, когда в одном квартале есть аварийный дом, отселенный пять лет назад, стоит, не работает, потому что на этом кусочке построить ничего нельзя по современным нормам. Есть дома, которые попали до 1.01.2017 года, которые тоже еще не отселенные. И есть ветхие, которые через два-три года станут аварийными. И вот мы на этом примере по целому ряду регионов, по Кемерово мы так смотрели, еще по ряду регионов, мы очень серьезно посмотрели, какие есть проблемы. И здесь сказать, что просто бюджет будет эту проблему решать, и что мы, по каким нормам мы очередникам, которые в этих домах прописаны, будем давать квартиры, мы об этом задумались. У нас есть на это ответы? Пока нету. 32% аварийного жилья, которое мы на сегодняшний день имеем в аварийных домах, мы их по каким нормам будем расселять? Мы им дадим по нормам социальной аренды или мы им дадим по нормативам, положенным сегодня по другим, законодательным, по Жилищному кодексу? А это всё, в конечном итоге, деньги, это триллионы. Поэтому мы, действительно, в новой программе аварийного фонда, да, мы рассмотрели вопросы КРТ, и ветхое жильё, и подходы к очереди. Это большая и серьёзная работа, которой мы занимаемся, и вместе будем работать. Теперь, что касается рабочих групп. Коллеги, у меня убедительная к вам просьба. Вот большое количество рабочих групп, комиссий и прочего, всё это хорошо, но это размывает ответственность и время. У нас есть сегодня рабочая группа при штабе со всеми регионами, у нас есть форма Государственного совета, да. И если Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.) примет решения по особо острым вопросам, например, по дольщикам, если межфракционное решение принято, значит, мы придём и будем с вами там работать. Давайте определимся, где. А так, если у кого какие-то есть вопросы, пожалуйста, приходите к нам на штаб, пожалуйста, задавайте вопросы. Это темы, на которые можно собрание сочинений написать в десяти томах и так вот я за три минуты вам на них не отвечу. Это большая системная работа, которую мы готовы вместе с вами делать. Дмитрий Кузнецов: - Уважаемый Марат Шакирзянович, и снова про метро. Я с вами полностью согласен, с оценкой эффективности, в большинстве случаев наземный транспорт решает проблемы передвижения в городах, но есть исключения. Жители Нижнего Новгорода очень ждут развития именно метро, у города сложный рельеф и плотная историческая застройка, наземный транспорт развивать проблематично и очень затратно. На сегодня выделено финансирование на строительство всего лишь двух новых станций, что, конечно, крайне мало. Уточните, пожалуйста, при каких условиях Нижегородская область сможет рассчитывать на увеличение объема финансирования федеральным бюджетом? И еще, пользуясь возможностью, хочу спросить о том, какие меры предпринимаются для замещения мигрантов в строительной отрасли, потому что, конечно, ваши прошлогодние слова о необходимости пяти млн мигрантов воспринимаются гражданами с прискорбием и есть ли программа по созданию учебных заведений для подготовки специалистов строительного профиля в России? Марат Хуснуллин: - Ну, с метро. По Нижнему Новгороду, если я озвучу цифры, вам будет не очень удобно. Нижнему Новгороду принято решение по инфраструктурным бюджетным кредитам в 96 млрд, это самая комплексная программа развития города, у нас ни одной такой программы нет. Поэтому, дай Бог, Нижнему Новгороду 96 млрд выбрать и построить те запланированные две станции метро. Если будут успешно работать с кредитами, значит можно рассматривать дальше. И хочу отметить, что команда Нижнего Новгорода очень хорошо подготовила материалы и мы действительно приняли эту заявку комплексную, они и метро строят, и на сегодняшний день общественный транспорт развивают, и дороги, и благоустройство, и создание рабочих мест. Это хороший пример комплексной работы, и мы его поддержали, как пилот. Поэтому обещать, что мы еще что-то сейчас сделаем, пока в ближайшие годы – нет. Теперь, что касается мигрантов. Коллеги, я хочу еще раз пояснить, когда я говорю про пять млн трудовых ресурсов, это не означает, что это дешевая рабочая сила. Ну, давайте так, у нас сколько человек умерло за последних два года трудоспособного населения? У нас кто в стране будет работать? Я ставлю вопрос о том, что в перспективе нескольких лет нам надо определиться с трудовыми ресурсами, высокопрофессиональными, это и возврат наших соотечественников из-за рубежа, это и переобучение, которую программу мы готовим, это и, как нам неприятно, но это и дешёвая рабочая сила. Давайте открыто правде в глаза смотреть. Мигрант сегодня работает на 50% больше россиянина и получает на 30% меньше. То есть давайте примем решение – без мигрантов будем работать. Тогда давайте мы зарплату, средняя зарплата по стране сегодня 50 с лишним тысяч, а у строителей 40 с лишним, давайте доведём зарплату до средней, как минимум, а если хотим привлечь, увеличим тогда зарплату. Давайте повышать производительность труда, а это системные вложения и этим надо заниматься. Это всё в наших с вами руках. Вот как примем решение, так и будет. Поэтому я говорю о цивилизованной, организованной миграции под жёстким контролем, по жёстким правилам. Я всегда привожу в пример Дубай. Миллион арабов, восемь млн мигрантов и 12 млн туристов. Доходы от нефти 14% остались, всё остальное не нефть. Жёсткое законодательство. Давайте примем жёсткое законодательство, как нам себя обезопасить от всех негативных моментов, связанных с миграцией. Коллеги, это серьёзная тема, требующая большой проработки, и она очень многогранная. Я ещё раз хочу подчеркнуть, за всё в конечном итоге платит потребитель. И у меня есть предложение. А мы, как государство, мы тоже потребитель, мы потребляем рабочую силу, мы, как госзаказ, потребляем стройматериалы, мы такие же потребители, как и население. И у меня есть предложение, Вячеслав Викторович, вот, на мой взгляд, какая есть системная проблема? Мы очень много предлагаем хороших законов, очень много предлагаем нормативных актов, но экономические последствия этого не до конца досчитывают, надо более глубоко считать экономику каждого закона. А вот тема мигрантов, она очень тонкая. И здесь сказать, что я там за мигрантов, я против мигрантов. Я против, ну давайте тогда скажем, как мы будем решать эту задачу. Давайте вместе. Вот эта тема, которая требует, действительно, обсуждения Думой на законодательном уровне, давайте вырабатывать позицию. Спасибо. Андрей Кузнецов: - Уважаемый Марат Шакирзянович, вы уже начали отвечать частично на вопрос, который я приготовил, он касается инфраструктурных кредитов бюджетных. Но нас интересует здесь аспект, связанный все-таки с равенством доступа разных регионов, с равностью доступа к возможностям поддержки инфраструктурного развития. И коммерческий подход в этом смысле. Права регионов – здесь неравны силы у богатых регионов и у дотационных, и вот с этой проблемой что-то нужно делать. И хотелось бы понять, какие новые инструменты вы можете здесь предложить. Правильно коллеги предлагают и ссуды, и всё остальное, ну потому что проблема есть, это несправедливо. И второй вопрос. По программе "Безопасные и качественные дороги" речь идет о радиусе 50 километров по агломерационному принципу, а что делать с муниципальными дорогами, внутри муниципалитетов, есть решение здесь или нет? Потому что крупные города еще справляются, а в малых городах никакого развития дорожного строительства внутри муниципальных дорог нет. Спасибо. Марат Хуснуллин: - Что касается инвестиционных бюджетных кредитов, у нас было очень много споров с Министерством финансов, по какой формуле деньги делить. Я предложил формулу банально простую – по количеству людей. Первые 500 млрд разделены исключительно по количеству людей. Но могу вам сказать, что даже по этому принципу (вот многие говорят, что не хватает денег) у нас четыре региона не смогли оформить заявки. То есть, оказались не готовы. Сейчас вот мы с Иреком Энваровичем (Файзуллин, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства – Прим. ред.) каждую неделю заслушиваем каждый регион (проектно-сметная документация, освоение). 15-20 регионов буксуют, не подтверждают сроки освоения. Заявки написали, а теперь физически не могут справиться. Поэтому вот этим надо заниматься. Когда выработаем механизм, подходы, либо дальше по душевому принципу, либо по отдельным каким-то решениям, это будем докручивать. Потому что, например, Нижнему Новгороду мы дали денег больше, чем по душевому принципу, с отдельными решениями, потому что у них комплексная программа. Это мы будем дорабатывать. Это первое. Второе, про муниципальные дороги. Коллеги, я напоминаю, может, не все об этом знают, что у нас было принято решение, что мы до 2024 года 25% средств дорожного фонда оставили на федеральном бюджете, а 75% – на региональных бюджетах. Мы поставили задачу, то, о чем я в своем докладе говорил, на 85% достигнуть нормативного состояния дорог. Мы до 2024 года, имея эти деньги, в том числе и как рычаг управления для того, чтобы сделать не кусками дорожки – где-то латать, а сделать комплексный ремонт всей опорной сети, мы до 2024 года даем деньги из федерального бюджета, и мы каждый год добавляем минимум по 100 млрд, а то и больше, а с 2025 года эти все дорожные фонды – полностью в составе регионов. Поэтому я сейчас прошу от регионов пятилетнюю программу и перспективу до 2030 года. И я думаю, что вот там надо за счет тех денег учесть вопросы, в том числе и с муниципальными дорогами. Я хочу сказать, кстати, контрактация трехлетняя, даже не пятилетняя, а трехлетняя идет пока плохо, пока из трехлетки у нас только 28% регионов имеют трехлетние программы, и они законтрактованы на три года вперед. И мы из года в год, вот у меня январь начинается со штаба, кто, сколько законтрактовался на этот год и на последующий. И в "Светофоре", кстати, который мы делаем, там тоже это подробно учитывается, кто, как контрактуется по регионам. Александр Аксененко: - Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Марат Шакирзянович! Уважаемые коллеги! Сфера жилищно-коммунального хозяйства и строительства охватывает огромное количество направлений. С оптимизмом смотрю на дальнейшее взаимодействие депутатского корпуса с Правительством, на достижение целей и задач, поставленных перед нами Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Но в своём выступлении я сегодня хочу остановиться на особо актуальных проблемах, которые волнуют наших с вами избирателей и нуждаются в скорейшем разрешении. Первое, на что стоит обратить внимание – это повышение тарифов и модернизация коммунальных сетей. Мы не забываем индексировать тарифы, формируем новые ценовые зоны теплоснабжения, идём на поводу у ресурсоснабжающих организаций и заключаем новые концессии, представляя им субсидии, возмещаем утраченную прибыль. Национализация убытков и приватизация прибыли – это слова Сергея Михайловича Миронова, и они очень точно характеризуют современные реалии. Почему инфраструктура ЖКХ – это сфера забот бюджета государства и кармана граждан, а доходы и оказание услуг ЖКХ – это сфера интересов частных компаний? Износ теплосетей уже донельзя критичен. Приведу в пример родной Новосибирск. В прошлом году количество повреждений выросло на 20%. За последние 16 лет уровень износа стабильно 75%. При этом в 2021 году во всем Новосибирске капитально отремонтированы лишь два километра теплотрасс. Почему так мало – спрашиваем мы, отвечают – потому что денег мало платит население, дайте нам денег из бюджета или еще поднимите тарифы. И это при том, что концессионные соглашения подписаны, а тарифы регулярно индексируются. Дальше принято решение перевести город на ценовую зону теплоснабжения, что позволит дополнительно получить 15 млрд рублей за 10 лет. По факту, эти инвестиции могут быть получены путем увеличения тарифной нагрузки сверх планируемой ежегодно, то есть снова за счет кошелька граждан. Но раз поставщики обосновывают повышение модернизацией теплосетей, то пусть это повышение станет целевым, чтобы эти миллиарды не пошли и не были направлены по другим статьям расхода. Затем отчитайтесь перед своим главным соинвестором – гражданами России. Население должно четко понимать, на что идут их деньги и как они фактически использованы. Другого пути к возврату доверия населения и понижению градуса недовольства граждан я не вижу. С чем же в действительности хорошо справляется РСО? Это функция сбора денег. А по результату наши граждане имеют услугу, которая не отвечает главному требованию – качеству. Второй вопрос. Сложная ситуация в госконтрактной и строительной отрасли из-за роста цен на стройматериалы. По данным Росстата в 2021 году их стоимость выросла на 19,5% за год. Только вдумайтесь в эти цифры. За 2021 год в России расторгли пятую часть госконтрактов в сфере строительства, ремонта и реконструкции, не реализовано 39 тыс. проектов общим объемом более одного трлн рублей. А ведь это капитальный ремонт школ, строительство детских садов, больниц, модернизация инфраструктуры ЖКХ. Один из ярких примеров – это Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, который находится в 1,5 километрах от нас. Общая стоимость проекта – 32 млрд, дефицит финансирования с 2021-го по 2024 год близится к девяти млрд, из них 270 млн возникли вследствие удорожания стройматериалов. И это только по двум заявленным объектам, после анализа других проектов она явно дальше увеличится. Нельзя допустить долгостроев. Мы должны решить проблему не временным механизмом, а доработать 44 федеральный закон с учетом текущей ситуации на рынке строительных материалов. Третье. Не менее важная тема – это комплексное развитие территорий. Принятый еще в 2020 году закон КРТ так еще и не заработал в полную силу из-за недостатков, имеющихся в законе, которые, с одной стороны, препятствуют регионам в ее реализации, а с другой стороны, создают значительные риски нарушения прав граждан. Регионы отмечают нехватку инструментов для конструктивного диалога с собственниками ИЖС. Для освоения территорий ИЖС нужно учесть интересы как самих жильцов, так и городов, которые хотят повышения качества городской среды и социальной инфраструктуры. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" предлагает вернуться к обсуждению нашего законопроекта о реновации, который в прошлом созыве прошел широкое обсуждение в регионах, на парламентских слушаниях, законопроект получил поддержку региональных властей, поскольку максимально защищает права и интересы граждан. Отдельно стоит обратить внимание на образовавшийся государственный долг перед детьми-сиротами. Сегодня об этом очень долго говорили, не буду вдаваться в подробности, 290 тыс. детей-сирот, 321 млрд рублей на сегодняшний год задолженность и к 2024 году она может вырасти до 490 млрд. Вместе с тем, при рассмотрении проекта бюджета в прошлом году профильный Комитет Госдумы предложил Правительству увеличить объем ассигнований федерального бюджета для решения этой проблемы с 10 до 20 млрд рублей ежегодно, но эти рекомендации не были учтены. Впереди нас ждут корректировки бюджета. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" настаивает на увеличении бюджетного финансирования на эти цели. Также просим обратить внимание на альтернативные варианты решения этого вопроса, например, введение государственного жилищного сертификата. Хотелось бы напомнить, что решение жилищного вопроса россиян – это основная задача, которую Президент России ставит перед строительной отраслью, для многих россиян пресловутый квартирный вопрос продолжает оставаться открытым. В рамках решения жилищного вопроса наша фракция предлагает Правительству обратить внимание на индивидуальное жилищное строительство и распространить механизм "дальневосточного гектара" на всю страну, механизм, при котором семья получит возможность на безвозмездной основе получить земельный участок, где сможет построить собственный дом. Ну, и в завершение хотелось бы отметить работу Правительства, Марат Шакирзянович, вашего личного участия в части реализации крупномасштабных строительных проектов, которая сейчас осуществляется в субъектах Российской Федерации. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы нивелировать существующий инфраструктурный разрыв между регионами и федеральным центром. Спасибо большое.
|