ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Виктор Леухин о региональной бюджетной политике Вологодской области

26 ноября 2021

24 ноября на сессии Законодательного Собрания Вологодской области руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в ЗСО Виктор Леухин выступил с докладом о региональной бюджетной политике в 2022 году:

- В своем докладе я акцентирую ваше внимание на проекте областного бюджета 2022 года, поскольку ближайшая перспектива следующего года более понятна для осознания реальной ситуации. Учитывая непростую ситуацию в нашей стране, загадывать на три года – дело рисковое.

Мы видим, что при верстке бюджета 2022 года был применен консервативный подход, за счет которого бюджет сбалансирован с дефицитом в размере 3,5 млрд руб. Однако бюджетный баланс – не основной показатель развития региона.

Как известно, главной целью финансового документа области является решение социально-экономических задач региона, для чего требуется достойное финансирование.

Чтобы развеять иллюзии, я хотел бы обратить ваше внимание на реальную ситуацию, которая не выглядит радужно. Если говорить в целом, то в нынешнем бюджете заложено несколько мин замедленного действия: здесь и немалые выпадающие доходы, и недофинансирование здравоохранения, и дорожной деятельности, и других сфер.

Основная причина проблем – политика федерального центра по отношению к Вологодской области. Из проекта бюджета видно, что львиная доля сокращения доходной базы происходит за счет уменьшения финансирования из федерального бюджета. Говоря проще, федеральное Правительство все проблемы свалило на регион, сократив региону финансирование на образование, культуру, здравоохранение, социальную сферу и прочие нужды. И лишь благодаря значительному заделу областной казны в 2021 году и ожидаемому росту собственных доходов региона в 2022 году удалось сохранить в будущем году финансирование этих направлений на уровне нынешнего года.

Впрочем, особо радоваться здесь нечему, учитывая высокую инфляцию, которая, к сожалению, не учтена в проекте нынешнего бюджета. Напомню, прежде планировали инфляцию в 4%, а она оказалась намного выше. Этот момент тоже следует учесть. К примеру, известно, что дефицит средств на здравоохранение составляет в нынешнем году 1,5 млрд рублей. А мы оставляем финансирование на прежнем уровне, что вызывает тревогу.

Непростая ситуация в сельском хозяйстве. И вот почему. Бюджетное финансирование этой отрасли хотя немного и подросло, но все же вызывает, говоря мягко, недоумение у наших аграриев. В частности, молочные животноводы уже сейчас сетуют на трудности ведения бизнеса в связи с возросшими затратами.

Большие проблемы с муниципальными дорогами, часть которых не соответствует нормативному состоянию. В это же время, мы видим в проекте нынешнего бюджета сокращение финансирования дорожного хозяйства на четыре млрд руб. Тот же федеральный центр сократил региону финансирование дорог на 1,5 млрд руб. И при этом забрал акцизы на нефтепродукты на 1,3 млрд руб. Если учесть ожидаемые субсидии в 2022 году из федерального бюджета в размере 1,2 млрд руб., то получается, что нехватка средств по дорожному хозяйству в конечном итоге составит порядка трех млрд руб. В итоге, финансирование дорожного хозяйства ушло в большой минус.

Тревожит рост выпадающих бюджетных доходов. По некоторым подсчетам, этот показатель составит порядка четырех млрд рублей. В частности, регион, повторюсь, недополучит акцизы на нефтепродукты в объеме 1,3 млрд руб., который забрал федеральный центр. Напомню, что ранее федералы умыкнули у региона 1% от налога на прибыль.

Странная ситуация для областного бюджета складывается с акцизами на жидкую сталь. В результате нововведения регион получит, с одной стороны, дополнительные доходы в размере 1,8 млрд руб. С другой стороны, через уменьшение налога на прибыль изымается из областного бюджета эта же сумма. В итоге получается, что областной бюджет недополучит от акцизов на жидкую сталь в размере 1,8 млрд руб.

Мы видим, что составители бюджета постоянно пытаются перестраховаться, занижая в начале года доходную часть бюджета. А в конце года, как водится, появляются многомиллиардные дополнительные доходы, которые, подчеркну, далеко не всегда расходуются на нужды региона. Все мы помним, как несколько дополнительных миллиардов рублей преждевременно были перечислены в федеральный центр на погашение госдолга, хотя этого и не требовалось.

Вошло в практику распыление дополнительных бюджетных средств на несколько лет вперед. Вот и выходит, что ради перестраховки складываем деньги в "кубышку", вместо того, чтобы эти средства использовать на неотложные нужды. И сегодня большую часть дополнительных доходов, полученных в конце года, планируется растянуть на три года. И в это же самое время недофинансируются социально важные отрасли! Было бы целесообразно использовать большую часть задела 2021 года в будущем году для решения неотложных социально важных вопросов.

Я не против перестраховки, но она должна иметь экономическое обоснование.

Обращаю ваше внимание на нынешний прогноз социально-экономического развития региона на 2022-2024 годы от областного правительства. Складывается такое впечатление, что составители этого документа и верстальщики областного бюджета идут параллельными курсами. В прогнозе практически по всем показателям наблюдается подъем. Мы видим рост потребительской активности, промышленного производства, отгруженной продукции. Словом, имея нормальную доходную базу, мы занижаем ожидания, складываем деньги в "кубышку" и говорим, что денег в бюджете не хватает, оставляя на уровне 2021 года финансирование социально важных сфер и отраслей без учета значительно возросшей инфляции. В том числе и по этой причине в регионе возрастают негативные процессы.

Чтобы остановить рост деструктивных процессов в социально-экономическом развитии региона необходимо в бюджет 2022 года влить еще 8-10 млрд руб. Если федеральный центр не поможет с деньгами, то у нас остается лишь два варианта.

Первый – увеличить на эту сумму дефицит бюджета, погасить который можно, используя в будущем году весомый задел нынешнего года, либо за счет бюджетных кредитов. Говоря проще, нам не имеет смысла растягивать этот задел 2021 года на последующие три года.

Исходя из вышесказанного, фракция в таком варианте не может поддержать областной бюджет и воздержится при голосовании за его утверждение.

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" предлагает:

- для преодоления негативных тенденций областному правительству совместно с депутатами Госдумы от Вологодской области усилить работу с федеральным центром по увеличению безвозмездного финансирования по крайней мере до уровня нынешнего года – шести млрд руб.;

- решить вопрос с федеральным центром по выпадающим доходам в размере четырех млрд руб.

- увеличить финансирование социально важных отраслей с учетом инфляционных процессов и недостающих средств.

Фракция рекомендует областному правительству:

- увеличить объем дефицита на сумму до 10 млрд руб.:

- предусмотреть компенсацию дефицита на 2022 год из средств переходящего остатка нынешнего года.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024