Александр Ремезков о федеральном бюджете на 2022 год 11 октября 2021 Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Госдуме Александр Ремезков рассказал о сложностях формирования бюджета и о факторах, влияющих на бюджетную политику страны в будущем году: - Федеральный бюджет на 2022-2024 формируется в условиях неопределенности. Угроза пандемии по-прежнему велика, а ситуация на мировом нефтяном рынке крайне нестабильна. Макроэкономический прогноз, на основе которого сформирован проект бюджета, выглядит чрезмерно оптимистичным и вызывает ряд вопросов. Непонятно, каким образом в ближайшие три года Правительство будет удерживать инфляцию на уровне 4% – именно такой уровень заложен в проекте бюджета 2022-2024 годов. Бюджет-2021 сформировали в расчете на инфляцию 3,7%, но по факту уже в июле она достигла 6,5% в годовом выражении. Неясно, как будет исполняться прогноз трехпроцентного роста ВВП в 2022-2024 годах, который необходим для достижения поставленных Президентом России национальных целей. Основным фактором этого роста Правительство считает увеличение потребительского спроса. Но на деле россиянам не на что этот спрос увеличивать. Люди держатся, но денег нет. Назначенные пенсии снизились на 0,2%. Размер индексации пенсий оказался ниже реальной инфляции. Уровень реальных денежных доходов населения восстанавливается медленно после падения в пандемию. Бюджетная политика должна основываться на объективном и максимально обоснованном прогнозе всех макроэкономических показателей. Иначе все параметры бюджета становятся весьма условными. Именно в этом и заключается сложность формирования бюджета на ближайшую трехлетку. На 2022 год прогнозируется значительный рост доходов бюджета – более чем на 1,2 трлн рублей (с 23 782,3 млрд рублей в 2021 году до 25 021,9 млрд рублей в 2022 году). Планируется, что и в последующие два года доходы будут расти – до 25 540,2 млрд рублей в 2023 году и 25 831,8 млрд рублей в 2024 году. Фактором этого роста может стать увеличение поступлений табачных акцизов, налоговых поступлений от металлургической, угольной и химической отраслей промышленности, в целом – дополнительные меры по мобилизации доходов. Правительство считает, что в стране происходит восстановление экономической активности после пандемии и видимо полагает, что бизнес "выплывет" самостоятельно. Вместо того, стимулировать развитие экономики, предлагается наращивать и без того огромную "кубышку" Фонда национального благосостояния. Для этого при формировании проекта бюджета 2022-2024 годов в полной мере применили "бюджетное правило", от которого были сделаны небольшие отступления в 2020-2021 году. Планируется, что объем финансовых накоплений в ФНБ за три года увеличится на 9,5 трлн рублей (с 16,5 трлн рублей в 2022 году до 23,3 трлн в 2024 году). Львиная доля этих средств будет лежать "мертвым грузом" – инвестировать планируется лишь ликвидную часть ФНБ сверх 7% ВВП. В новом трехлетнем бюджете предусмотрен рост расходов на ряд программ социальной поддержки граждан и поддержки отдельных отраслей промышленности. Но этого недостаточно, чтобы создать реальные стимулы для роста производства и борьбы с бедностью. Ресурсы в стране есть. На 1 января 2021 года, по данным Счетной палаты, общий объем неиспользованных средств федерального бюджета превысил один трлн рублей. Нужно задействовать эти ресурсы, сократить объемы зарезервированных средств, обеспечить ритмичность и равномерность расходования бюджетных средств. Нужно менять "бюджетное правило", в результате применения которого огромный объем выделенных средств без движения оседает на бюджетных счетах. Федеральный бюджет должен стать эффективным инструментом поддержки россиян, развития российской экономики и реализации национальных проектов. Источник: Дума ТВ
|