Александр Ремезков о проекте федерального бюджета-2022 30 сентября 2021 Сегодня Правительство России внесло в Госдуму РФ законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов. Основные параметры нового трехлетнего бюджета охарактеризовал депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Александр Ремезков: - Проект бюджета сформирован на основании макроэкономического прогноза на 2022–2024 годы. И в нынешней ситуации неопределенности этот прогноз выглядит чрезмерно оптимистичным. Правительство России прогнозирует трехпроцентный рост ВВП, рассчитывая, что на него повлияет увеличение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ и ужесточение внутренней денежно-кредитной политики. Но в реальности мы видим лишь то, как Центробанк России поднимает ключевую ставку до 6,75%. Остальных условий для роста не наблюдается – угроза пандемии коронавирусной инфекции по-прежнему велика, а ситуация на мировом нефтяном рынке крайне нестабильна. Правительство планирует обеспечить рост ВВП за счет расширения потребительского спроса. Но непонятно как будет этот спрос расширяться, если уже в первой половине этого года реальные назначенные пенсии снизились на 0,2%, а размер индексации пенсий оказался ниже инфляции. Что касается инфляции, то тут реалистичность прогноза тоже под большим вопросом. В расчетах бюджета на 2021 год было заложено 3,7%, но уже в июне, по данным Счетной палаты, инфляция достигла пятилетнего максимума – 6,5% в годовом выражении. Однако Правительство как ни в чем ни бывало заявляет, что в ближайшие три года удержит инфляцию на уровне 4%. Будут ли достигнуты эти показатели, которые должны обеспечить достижение обозначенных Президентом России национальных целей, зависит от бюджетной политики. Тут-то и сосредоточены главные проблемы. При первом рассмотрении проекта бюджета 2022-2024 годов видно, что Минфин России в полной мере применил "бюджетное правило", от которого вынужден был сделать небольшие отступления в прошлом и нынешнем году. Это означает следующее – вместо того, чтобы стимулировать развитие экономики, власти собираются наращивать и без того огромную "кубышку" Фонда национального благосостояния. Объем финансовых накоплений в ФНБ за три года увеличится на 9,5 трлн рублей – с 16,5 трлн рублей в 2022 году до 23,3 трлн в 2024 году. Львиная доля этих средств будет лежать "мертвым грузом" – инвестировать планируется лишь ликвидную часть ФНБ сверх 7% ВВП. Неизменными остаются и другие бюджетные принципы, против которых всегда выступала наша фракция "СР". В составе расходов бюджета сохраняется формирование Резервного фонда Правительства и зарезервированных средств, а использование остатков прошлых лет по-прежнему будет осуществляться за пределами обсуждения параметров бюджета. Для того, чтобы изменить такое положение дел, необходимо вносить изменения в Бюджетный кодекс. И мы будем этого добиваться. "СР" из года в год обращает внимание на то, что в результате применения "бюджетного правила" огромный объем выделенных бюджетных средств расходуется неэффективно или вообще без движения оседает на бюджетных счетах. Так, на 1 января 2021 года, по данным Счетной палаты, общий объем неиспользованных средств федерального бюджета превысил один триллион рублей. Этот огромный ресурс. На эти средства без включения "печатного станка", без увеличения налогов и внесения изменений в бюджетное законодательство можно реализовать все инициативы, направленные на борьбу с бедностью и преодоление социального неравенства. Например, наша партия предложила повысить до 31 тысячи рублей размер МРОТ и уровень прожиточного минимума, пенсий и стипендий, проиндексировать пенсии работающим и неработающим пенсионерам, увеличить до 7% ВВП расходы бюджета на здравоохранение и образование. К сожалению, эти предложения остались за пределами объема расходов, запланированных в проекте бюджета на 2022-2024 годы. Да, расходы будут увеличиваться до 23,6 трлн рублей в 2022 году, 25,1 трлн рублей в 2023-м и 26,1 трлн рублей в 2024-м. И мы поддерживаем рост финансирования программ, направленных на лечение детей, строительство школ и кампусов, поддержку семей с детьми, ликвидацию к 2025 году аварийного жилого фонда, в котором проживают около полумиллиона россиян. СР постоянно выступала с подобными инициативами, равно как и с предложениями по прямой господдержке высокотехнологичной российской промышленности. Запланированное в бюджете 2022-2024 годов выделение средств на создание линейки новых гражданских самолетов, развитие электронной промышленности, на реализацию стратегических инициатив "Электромобиль", "Водородный автомобиль", "Передовые инженерные школы", "Чистая энергетика", "Новая атомная энергетика" – безусловно, очень важные и верные шаги. Но в стране есть деньги на то, чтобы сделать гораздо больше. Для этого нужно лишь задействовать огромные остатки неиспользованных средств 2021 года, сократить объемы зарезервированных средств, уточнить прогнозы по отдельным статьям доходов и перераспределить объемы расходов. Необходимо менять принципы бюджетной политики так, чтобы федеральный бюджет стал эффективным инструментом поддержки россиян, развития российской экономики и реализации национальных проектов.
|