Олег Нилов, Олег Шеин и Игорь Моляков об оказании первой медицинской помощи в школах 06 апреля 2021 6 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 426529-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях". С докладом выступила депутат Государственной Думы Алёна Аршинова. Содоклад – председателя Комитета по охране здоровья Дмитрия Морозова. От фракции "СР" выступил Олег Шеин, вопросы задали Олег Нилов, Олег Шеин и Игорь Моляков. Игорь Моляков: - Дмитрий Анатольевич, хорошее начинание, конечно. А когда подобный же закон будет принят в отношении учителей? Здоровый бугай в классе может обозвать учителя, может ударить его, может вышвырнуть куда угодно, ему-то кто будет первую помощь оказывать? Благодарю за внимание. Дмитрий Морозов: - Спасибо большое. Но, я думаю, если брать по ответственности, то как раз в той главе, которая касается ответственности родителей во время образовательного процесса, там перед нашей предлагаемой новеллой есть ответственность за уважительное отношение к учителю. Я думаю, эта ответственность прописана, а помощь окажет медицинский работник. Олег Шеин: - Дмитрий Анатольевич, по профсоюзной части. Подход правильный, потому что у преподавателя должна быть возможность без рисков оказать первую помощь. Более того, когда я учился в пединституте, нас даже учили этим правилам оказания первой медицинской помощи. Но вместе с тем возникает вопрос другого характера. Всё-таки учитель – он учитель, он не доктор, не фельдшер, не медсестра. Не будет ли ситуация, при которой погрешность при оказании медицинской помощи может быть впоследствии предметом преследования педагога за то, что он помощь оказал, но не так, как надо? Вот эта вот вещь, насколько мы можем её избежать, чтобы не было перекосов в другом направлении? Дмитрий Морозов: - Уважаемый Олег Васильевич, я бы тогда попросил вас, всё-таки неоднократно уже это звучит, давайте определимся в понятиях. Если речь идёт о первой помощи, то речь идёт о любом гражданине. Вот если мы перейдём к этой формулировке. И я продолжу ваш вопрос. А не может ли случиться такая ситуация, что любой гражданин, оказывая первую помощь, сделает это несколько некорректно и будет в чём-то обвинён? Такая ситуация. Да, такая ситуация теоретически возможна. Некоторые коллеги говорят: я ни разу не знаю, ни одного примера. Кто-то говорил, что он сталкивался с этим. И у нас есть уважаемый Николай Фёдорович Герасименко (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), который уже несколько лет разрабатывает и предлагает законопроект, который называется, условно, по-западному "О добром самаритянине", то есть избавление от любой ответственности, если ты оказываешь первую помощь. Сейчас мы в первом чтении приняли, и я надеюсь на вашу поддержку и поддержку Правительства, законопроект о расширенной первой помощи, и в том числе об использовании дефибрилляторов. И вот там к поправкам мы планировали, в том числе, возможность погрузить вот эту новеллу, о которой вы говорите. Но это касается первой помощи любого гражданина. Я бы педагогов здесь не выделял. Спасибо. Олег Нилов: - У меня и к Алёне Игоревне, и к Дмитрию Анатольевичу вопрос. Вот, смотрите, кроме медицинской помощи ведь случаются разные виды чрезвычайных ситуаций в школе: пожары, например, другие какие-то, вплоть до экстремистских и террористических ситуаций. И что? И нужно тогда по этой логике обучать преподавателей проходить какие-то курсы и первыми оказывать какую-то профилактическую помощь в этих чрезвычайных ситуациях. Но тогда действительно получается какой-то перебор. Вот всё делать на основе добровольной народной дружины, как раньше, хотя тогда даже за ДНД давали отгулы. Здесь к поощрительной какой-то схеме почему мы не приходим? Вот тогда будет какая-то логика: обязан, да, он получает поощрение. Дмитрий Морозов: - Уважаемый Олег Анатольевич, когда вы говорите о поощрении, вы знаете, что является поощрением для детского врача? Когда тебя утром встречает малыш, протягивает тебе яблоко, а вчера он был синий. Вот и всё поощрение. Это насчёт поощрений. Какие могут быть поощрения за возможность кого-то спасти – утопающего или задыхающегося? Это само по себе поощрение, вы можете рассказывать об этом детям, внукам и гордиться, что живёшь не зря. Вот и всё поощрение. В отношении пожарной, но мне здесь сложно судить. Если речь идёт опять же о нашем гражданском долге, то, конечно, каждого гражданина нужно учить вести себя в пожаре. Я своих детей научил вести себя в пожаре в три года: брать документы, выключать электрические пробки и выбегать в эту дверь. Выступление Олега Шеина: - Безусловно, инициатива правильная, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" её поддерживает, потому что в случае, когда у ребёнка в школе возникают неожиданные ситуации, предполагающие угрозу его жизни, здоровью, безусловно, у преподавателя должно быть право на оказание медицинской помощи. Повторю ещё раз, когда я сам учился в педагогическом институте, нас учили такую помощь оказывать. Но вместе с этим требуется как минимум регулирование двух задач. Одна из них заключается в том, чтобы такого рода квалификационные курсы регулярно проводились по линии институтов усовершенствования учителей. А знания, естественно, если они регулярно в практической жизни не востребуются, они, конечно, стираются из подкорки головного мозга, и преподаватель, который закончил учебное заведение много лет назад, он, конечно, эти вещи просто не помнит. Но вторая вещь, повторю, мне кажется принципиально важным норму о том, чтобы здесь мы избавили людей от угрозы преследования, чтобы мы её вшили в этот закон. И вот почему. Да, действительно хорошо, если это будут общие рамочные нормы. Человек, который оказывает первую помощь на дороге в ходе ДТП, человек, который оказывает первую помощь где-то на улице, если у гражданина случился сердечный приступ или эпилептический припадок, он, безусловно, такую помощь должен иметь возможность оказать без какой-то угрозы последующих уголовных и прочих преследований. Но есть некоторая разница между прохожим и преподавателем, и мы её хорошо понимаем, и внимание к преподавателям, в том числе со стороны родительского сообщества, оно куда более пристальное, чем к любому случайному прохожему, который просто встретился на улице. И мы, я считаю, не должны здесь ждать общего рамочного закона и формировать какие-то очередные риски никому не нужные. Такая позиция, с нашей точки зрения как фракции, мы сегодня это с утра обсуждали, она должна быть вшита во второе чтение закона. Потом, когда станет уже она общей рамочной, конечно, для данного закона она уже будет избыточной, ненужной, отсюда можно будет её убрать, но на данном этапе, конечно, надо, чтобы она была принята именно здесь. Мы голосуем за данный законопроект, но обращаем внимание на необходимость его доработки ко второму чтению.
|