Валерий Гартунг и Михаил Емельянов о Соглашении между РФ и Кипром 23 декабря 2020 22 декабря Государственная Дума приняла проект федерального закона № 1062979-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года". Законопроект представил заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Сазанов. Задали вопросы депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Валерий Гартунг и Михаил Емельянов. От фракции выступил Валерий Гартунг. Валерий Гартунг: У меня к представителю Правительства вопрос. Логика понятна, нужно поднимать ставку до 15%. Но непонятно мне, почему мы исключение из этой логики делаем для страховых компаний, пенсионных фондов и крупных акционерных обществ, у которых более 15% уставного капитала обращается на рынке. Вот поясните, почему мы для крупного бизнеса делаем такие исключения? И попадают ли под эти исключения госкомпании, которые открывают свои филиалы, зависимые общества, в офшорных юрисдикциях? Спасибо. Алексей Сазанов: Да, Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Госкомпании не попадают, потому что эти исключения касаются исключительно компаний, которые имеют реальное экономическое присутствие на Кипре, которые имеют фактическое право на доход. В части кредитов и выплат по облигациям эти исключения сделаны для того, чтобы не было удорожания для российских компаний финансирования от розничных европейских инвесторов. В части публичных компаний это касается исключительно кипрских компаний, которые являются публичными, у которых есть много розничных инвесторов, чтобы для них не произошло ухудшение условий по сравнению с моментом, когда они инвестировали деньги в Россию, также для них сделано исключение. Спасибо за вопрос. Михаил Емельянов: Уважаемый Алексей Валерьевич, предлагаемое Соглашение о повышении ставок до 15% решает проблемы офшоров, теперь нашим компаниям будет невыгодно уходить в офшоры или оно несколько просто ухудшает положение этих компаний, но всё равно будет экономически выгодно уходить в офшоры? Спасибо. Алексей Сазанов: Михаил Васильевич, спасибо за вопрос. Большое количество капитала, который заходит в Российскую Федерацию из Республики Кипр, имеет российское происхождение, и использовались схемы с кипрскими компаниями транзитными исключительно для того, чтобы минимизировать налоговое бремя при выплате из Российской Федерации. Как я уже отмечал, эффективная ставка налога составляла 2-3%, а сейчас мы повышаем ставку налогового источника до 15%. Поэтому, если это идёт выплата российским физическим лицам, которые стоят за кипрскими компаниями, то им выгоднее будет уплатить ставку НДФЛ 13% либо 15%, если будет прогрессивная шкала, а не создавать офшорные компании, в том числе на Кипре. Спасибо за вопрос. Выступление Валерия Гартунга: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает принятие этого закона о ратификации Соглашения. Мы понимаем, что это шаг в правильном направлении. Но мы считаем, что нужно будет подойти к этому вопросу еще раз. Понятно, что отменять уже достигнутое Соглашение не нужно, его нужно подписывать и ратифицировать, но нужно добиваться уменьшения возможностей для исключения из этого общего правила. Я вопрос задавал. Речь идет об акционерных обществах, которые фактически получают возможность платить по ставке 5%. Да, облигации, государственные облигации, мы согласны с этим, что здесь надо из-под этого выводить, потому что это фактически двойное налогообложение получается. Но вот эти изъятия из Соглашения нужно в дальнейшем будет "прикручивать" и убирать эти лазейки, потому что мы же понимаем, из объёма инвестиций, которые идут на Кипр, основную долю этих инвестиций осуществляют крупнейшие компании, и как раз они попадают в исключения. Поэтому, конечно же, это решение будет, видимо, вторым шагом. Ещё раз говорю, да, это хорошее предложение, мы его поддерживаем, это шаг вперёд, но это недостаточный шаг. И второе, на чём хотел заострить внимание. Перекрывая возможности для сокращения налоговой нагрузки через использование офшорных юрисдикций, мы фактически открываем свои внутренние офшоры на Дальнем Востоке и в Калининграде. Вот эта тенденция, она очень опасная. Я напомню, что мы, имея сегодня серьёзную социальную нагрузку, многие социальные обязательства перед гражданами сокращаем. Недавно в этом зале принимали решение о заморозке обязательств государства по индексированию пенсий, например, военным пенсионерам на 2% выше инфляции в год. И в то же время у нас остаются лазейки офшорные. Вот мне кажется, нужно в этом направлении идти для того, чтобы и внутренние офшоры тоже перекрывать. Спасибо.
|