Дмитрий Ионин об ответственности за неуплату за проезд по платным автомобильным дорогам 22 октября 2020 22 октября Государственная Дума приняла проект федерального закона № 875702-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог". Доклад представлен официальным представителем Правительства Российской Федерации, статс-секретарем – заместителем Министра транспорта Российской Федерации Дмитрием Зверевым. Задал вопрос и озвучил позицию фракции "СР" Дмитрий Ионин. Дмитрий Ионин: Дмитрий Станиславович, вот читаю вашу пояснительную записку, на самом деле это поэзия, очень красиво написано, думаешь, что этот закон прямо надо принять, он такой замечательный. Конкретно хотелось по формулировке спросить. Вы утверждаете, что введение административной ответственности, взимание штрафов будет отвечать общественным интересам. Вы уверены, что речь идёт об общественных интересах, а не о частных интересах концессионеров, которые, действительно, получат от этого финансовую прибыль? В чём здесь конкретно общественный интерес? В том, чтобы штрафовать автолюбителей? Дмитрий Зверев: Дмитрий Александрович, спасибо за вопрос. Дело в том, что основным принципом при подготовке данного законопроекта как раз и было разделить принцип гражданско-правовой ответственности, которая как раз направлена на восстановление нарушенных прав и интересов концессионеров или иных владельцев платных дорог и общественных интересов в виде административного правонарушения. Это было сделано путём введения новаций, когда постановление по делу об административном нарушении прекращается при оплате штрафа. Напомню, при оплате проезда штраф не оплачивается. Напомню, по ряду, например, направлений и участков дорог, скажем там, платных, она может составлять от 100 до 200 руб., при этом, проектируемая норма предусматривает штраф, начиная от 2,5 тыс. руб. Таким образом, права гражданина, с одной стороны, не будут нарушены с точки зрения многократности штрафа. С другой стороны, штраф не уплачивается при оплате платы за проезд. Далее. Штраф не уплачивается концессионеру, он направляется в федеральный дорожный фонд. Выступление Дмитрия Ионина: Коллеги, я ещё раз обращу внимание на пояснительную записку. Она, действительно, написана так, что, кажется, что это самый важный вообще законопроект, что его прямо срочно надо принимать. В частности, написано: разработан он в целях формирования в обществе культуры оплаты проезда. Ну, в принципе, давайте только переведём это на обычный русский язык. Формирование культуры оплаты проезда – равно увеличение поборов с автолюбителей, которых сегодня и так у нас достаточно. Автолюбитель – это вообще дойная корова, там и акцизы на топливо, транспортный налог, который обещают из года в год отменить и что-то забывают об этом, там утилизационные сборы, таможенные и так далее, можно перечислять очень и очень долго, что сегодня должен платить автомобилист. Нам говорят: надо принять ещё такой закон, чтобы карать, чтобы в обществе какая-то культура развивалась и так далее. Мы ставим телегу впереди лошади. Да, конечно, надо штрафовать за нарушение, в том числе, если там платная дорога, а пытаются воспользоваться бесплатно. Наверное, надо штрафовать, но вопрос альтернативных дорог, который сейчас коллега Старовойтов (депутат фракции ЛДПР – Прим. ред.) поднимал, мне кажется, важнее, чем вопрос взимания штрафов. Мне кажется, ими надо в первую очередь заняться. У нас есть 37 статья Федерального закона "Об автомобильных дорогах", где говорится, что обязательно бесплатная альтернатива должна быть. Есть ли они везде? Да конечно же нет. Но с этой трибуны рассказывали историю Ростовской области, где Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ достаточно долго билась за то, чтобы из Азовского и Кагальницкого района люди могли ездить бесплатно, потому что иной альтернативы, кроме трассы М-4 "Дон", у них нет. И спасибо нашим местным активистам, Михаилу Васильевичу Емельянову, тогда удалось сдвинуть этот вопрос, победить, по сути. Но как опять же? С людей собирали по 50 руб. за проезд, да, и получается, чтобы поехать на работу в Ростов, человек должен был платить 50 руб. туда, 50 – обратно. С Росавтодором начали разбираться, они говорят: да, неправильно, альтернативы нет, что-нибудь придумаем. В итоге придумали, но 50 копеек. Не бесплатно. Просто самый минимум поставили платы, а бесплатно нельзя – и альтернативы нет. И таких историй куча. Краснодарский край, да, тоже гремела этой зимой история, та же трасса М-4 "Дон" и так далее. У нас очень много таких случаев, когда платной дороге нет альтернативы. И почему-то государство потихоньку нас толкает дальше по этому пути. Я напомню, что в прошлом году здесь принимался один из худших, наверное, законопроектов за этот седьмой созыв, связанный с тем, чтобы разрешить безальтернативные платные дороги на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Это скользкий путь, по нему государству уже идёт дальше. И если кто-то не знает, Минтранс прогремел в сентябре этого года, представив проект транспортной стратегии, в которой вообще написано, что к 2035 году (есть такая мысль у нашего Министерства транспорта) вообще платными сделать все дороги, чтобы все дороги были платные! Серьёзно. Посмотрите, этот документ есть в открытом доступе. Этого нельзя допускать. Может быть, сам по себе этот законопроект с системой "Свободный поток", с постоплатой, в чём-то полезен. Да, он облегчает ситуацию тем, кто платит. Да, удобно, проезжаешь по дороге за деньги легко. Но в целом концепцию платных дорог поддерживать сегодня нельзя, пока мы не разобрались с бесплатными альтернативами. Поэтому фракция "СР" не будет голосовать за этот законопроект.
|