ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" о комплексном развитии сельских территорий

30 сентября 2020

30 сентября в Государственной Думе состоялся "правительственный час" "О ходе исполнения государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в 2020 году и планах по ее дальнейшей реализации в 2021 году" с участием Министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрия Патрушева. Вопросы министру задали Федот Тумусов и Олег Нилов, от фракции "СР" выступил Вадим Белоусов.

Федот Тумусов:

– Уважаемый Дмитрий Николаевич! На встрече во фракции я поднял перед вами проблему сельских поселений в составе городских округов. Люди фактически ведут сельский образ жизни, но не могут воспользоваться льготной сельской ипотекой по причине того, что село входит в состав городского округа.

И в продолжение этой темы, есть региональные банки, которые стали важной составной частью финансовой инфраструктуры региона, но у них, естественно, не такой большой объём собственного капитала, как у крупных банков, хотя многие из них специализируются на работе со структурами агропромышленного комплекса и кредитные риски минимальные или вообще отсутствуют.

Есть разного рода предложения по исключению или корректировке требований к размеру капитала региональных банков с тем, чтобы они могли участвовать в кредитовании. Готово ли министерство ваше поддержать инициативы по расширению участия региональных банков в программах субсидирования, администрируемых вашим министерством – Министерством сельского хозяйства Российской Федерации? Спасибо.

Дмитрий Патрушев:

– Спасибо, Федот Семёнович. Да, тема известная, и очень многие банки хотят принимать участие, в том числе региональные, в льготном финансировании агропромышленного комплекса. При этом, доложу вам, что у нас на сегодняшний момент всего 36 уполномоченных банков, которыми подписано соглашение о том, что они реализуют механизмы льготного кредитования. При этом, де-факто осуществляют кредитование всего 29 банков, и по ряду причин семь банков не занимаются сейчас этим, хотя они имеют все полномочия.

Значит, в рамках работы по допуску большего количества банков мы предыдущие два года занимались анализом возможности увеличения количества банков, в том числе мы снижали требования к собственным средствам банковских организаций и такое решение было принято. Если раньше необходимо было иметь собственных средств не меньше 20 млрд руб., то на сегодняшний день эта цифра ограничивается 10 млрд руб.

Кстати, для Дальнего Востока у нас эта цифра снижена вообще до пяти млрд рублей. И, соответственно, дальневосточные банки в большей степени конкурентоспособны при рассмотрении вопроса о наделении их такими полномочиями. Но при этом количество лет, которые банк существует, должно составлять не менее 10, и этим тоже мы определённым образом ограждаем от опасности федеральный бюджет от нецелевого использования бюджетных средств.

И при этом, надо понимать, что, конечно, банки для того, чтобы могли осуществлять работу в рамках льготного финансирования, должны иметь достойную экспертизу и иметь возможность достойно анализировать проекты.

Ну вот, соответственно, с учётом тех решений, которые приняты, у нас и большее количество банков может попасть под механизм льготного кредитования, под его реализацию, и при этом мы обеспечим грамотное использование бюджетных средств, которые выделяются на это направление.

Спасибо.

Олег Нилов:

– Уважаемый Дмитрий Николаевич! Одной из, образно говоря, прививок от мировой пандемии, от экономического кризиса, мы считаем, должно быть ускоренное построение именно малоэтажной России, а не ее урбанизация. Вопросы индивидуального жилищного строительства, возрождения села не для десятков тысяч – для миллионов должны быть решены, и в ближайшее время. Но получение бесплатной, именно бесплатной земли остается большой проблемой даже для многодетных, инвалидов, пенсионеров и даже для селян. При этом десятки миллионов гектаров земли, в том числе пахотной земли, федеральной ли, частной ли зарастает просто, простаивает, пропадает. Как вы считаете, не пора ли принять решение Правительством, законом о передаче таких пустующих земель муниципалитетам и гражданам для распространения, например, схемы "дальневосточного гектара" и на другие регионы, например, Сибири, Центральной России или северо-запада. Соответствующий законопроект нами уже внесен, но лежит пока без рассмотрения. Спасибо.

Дмитрий Патрушев:

– Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Действительно, тема наболевшая. И мы с вами обсуждали, когда встречались в рамках фракции, эту тему. При этом надо понимать, что у нас сейчас есть механизм, у нас субъекты обращаются в министерство по поводу передачи земли им на баланс. И мы это делаем.

Ну, насколько я знаю, до конца не сформулированы все эти взаимоотношения. Я думаю, что надо повнимательнее посмотреть ещё раз на ваш закон. И мы, я думаю, проработаем и готовы будем поддержать.

Но в целом, на мой взгляд, правильная тема. Можно было бы всё-таки посмотреть, чтобы это не шло в разрез с действующим законодательством –передавать землю для тогоЮ чтобы и госпрограмма "Комплексное развитие территорий" проще реализовывалась. Поработать над этим.

Спасибо.

Вадим Белоусов:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемый Дмитрий Николаевич, коллеги!

В этом году для многих краёв и областей сложились благоприятные условия получения хорошего урожая, большое количество зерна будет отправлено на экспорт, но при этом, надеюсь, министерство не забудет и о проблемах, имеющихся в регионах – районы Урала, Сибири, Алтая, Калмыкии очень сильно пострадали от природной стихии, пропала большая часть урожая.

И если крупные предприятия оформили все документы и страховки, то многие небольшие хозяйства могут разориться, гораздо сложнее им оформить документы, у многих из них нет страховки, она дорого стоит, да и не всегда можно было получить компенсацию в прошлые годы. Надеюсь, про них тоже не забудут.

В начале 2000-х годов, когда я работал директором производственного агрохолдинга, мы для работы покупали пшеницу твёрдых сортов как второго, так, бывало, и первого класса, её исторически выращивали в областях на границе с Казахстаном – это Саратовская, Оренбургская, Челябинская, Омская области, Алтайский край. Эти районы по климату удачно подходят для её производства, при этом конкурентами по скупке в первую очередь были представители Италии, которые очень хорошо разбираются в качестве зерна для производства макарон.

Но со временем качество упало и основным стал четвёртый и реже третий класс, цена на который гораздо ниже, на этом теряются большие деньги при экспорте. Думаю, надо усилить селекционную работу для возвращения былого качества зерна. Если у крупных холдингов стало гораздо меньше проблем, то фермеры и малые предприятия до сих пор испытывают проблемы с льготными кредитами, реализацией своей продукции и доставкой её потребителям.

Сейчас перевозки продукции на экспорт по железной дороге для предприятий сельхозпереработки дотируются применением льготного тарифа, а по перемещениям внутри России этого нет, поэтому, например, с Алтая сложно и дорого везти продовольствие в центр России, на Дальний Восток и Север. Возможно, что-то можно сделать в этом направлении.

Главное в сельском хозяйстве – это люди, а их в деревнях, к сожалению, становится всё меньше. Особенно много уезжает молодых и перспективных, они не видят себя на селе. В первую очередь, низкая зарплата, значительно ниже городской, нет коммунальных удобств, школы рядом, нормального водоснабжения, магазинов, хорошей медицинской помощи, если вдруг что случится.

Например, прошлым летом в Челябинской области, в сельском районе, райцентр которого находится всего в 12 километрах от областного миллионного центра, фермер, который разводил лошадей, вывел коней на водопой и там его укусила змея, гадюка. Заметьте, это не африканская мамба или ещё какая-нибудь редкая гадина, а, подчёркиваю, гадюка обыкновенная. Он пришёл в районную больницу, но там не оказалось противоядия. Пока решали проблему, фермер скончался. В день похорон привезли сыворотку. И я не уверен, что сейчас она есть во всех медпунктах на селе. А тем более сейчас с распространением COVID я не знаю, как будут лечить в сельских медпунктах COVID и проводить диагностику.

С такой медициной немного останется желающих жить и работать на селе. Надеюсь, эти бытовые проблемы тоже не будут забываться, чтобы в итоге на селе не остались работать одни вахтовики и мигранты. Правда, последние больше тяготеют к проживанию и работе в крупных городах.

В связи с падением курса рубля возможен резкий рост цен на продовольственную пшеницу, так как она является экспортным товаром и котируется на бирже. Минсельхозу следует внимательно отслеживать цену на муку, чтобы не допускать резкого роста цен на хлебобулочную продукцию, так как зарплата и пенсии не привязаны к курсу валют в отличие от зерна.

И в заключение хотел обратиться к вам, Дмитрий Николаевич, с предложением. Считаю необходимым вам выйти на премьер-министра с вопросом о передаче в ведение Минсельхоза торговых сетей, где продовольственный ассортимент составляет более 50% от оборота или номенклатуры. В случае передачи сетей в Минсельхоз вы сможете, наконец, решить проблемы фермеров, малых и средних предприятий, региональных производителей сельхозпродукции, попадания продуктов на полки сетевых магазинов.

В вашем министерстве есть большой опыт работы с этими производителями. Уверен, это значительно облегчит труд этих людей, ведь главное не только вырастить и переработать, но необходимо это всё продать. Я думаю, вас поддержат в этом вопросе многие депутаты, знакомые с данной проблемой, а также сами сельхозпроизводители.

Надеюсь, Дмитрий Николаевич, на решение этой проблемы. Мне кажется, в финансовом плане это не очень обременительно для бюджета. Многие будут вам благодарны. Это очень большой вопрос на сегодня. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024