Александр Ремезков о правительственном проекте бюджета-2021 30 сентября 2020 Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы РФ законопроект о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. Основные параметры бюджета и макроэкономического прогноза, на основании которого он построен, охарактеризовал первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков: Прогноз социально-экономического развития России и бюджет на 2021-2023 годы формировались в ситуации неопределенности. Угроза второй волны коронавирусной инфекции по-прежнему висит над нами дамокловым мечом. Но последствия развития событий по такому сценарию не учтены ни в базовом, ни в консервативном вариантах макроэкономического прогноза. Правительство России рассчитывает на то, что уже в 2021 году показатели экономики возвратятся на докризисный уровень. Прогнозируется рост ВВП на 3,3%, сдержанный рост цены на нефть 45,3, 46,6 и 47,5 долларов за баррель в 2012-2023 годах соответственно, а также умеренное ослабление курса рубля в течение трех лет – 72,4, 73,1 и 73,8 руб. за доллар. При этом федеральное Правительство планирует в течение трех лет удерживать инфляцию на уровне 3,7-4%, обеспечить рост реальных заработных плат на 2,5%-3%, а уровень безработицы поэтапно снизить с 5% до 4,6%. Останутся ли эти показатели благими намерениями или станут выполнимыми задачами зависит от того, какие новые инструменты бюджетной и налоговой политики будут использованы для достижения заявленных целей. Проект федерального бюджета только внесли на рассмотрение парламента, и нам еще предстоит его детально изучать. При первом же рассмотрении видно, что общая конструкция бюджета несколько изменилась, но при этом Правительство придерживается бюджетного правила и формирует огромную "кубышку" объем финансовых накоплений в ФНБ к концу 2021 года достигнет 66% доходов бюджета. На всю трехлетку сформирован дефицитный бюджет. Его объем составит в 2021 году 2,8 трлн, в 2022 году 1,3 трлн руб., в 2023 году 1,4 трлн руб. Необходимость покрытия дефицита приведет к росту государственных заимствований и потребует мер по мобилизации доходов и оптимизации расходов. В 2021-23 годах ожидается рост госдолга России соответственно до 23,5, 25,8 и 28,3 трлн руб. И это при том, что в 2020 году государственные заимствования могут достичь 2,9 трлн руб., поставив рекорд за 15 лет! Правительство РФ считает, что увеличение госдолга до 21% ВВП в ходе трехлетки не является критическим для российской экономики. Но все же в кабинете министров есть понимание, что наращивать госдолг более высокими темпами и объемами недопустимо. Предлагается реализовать Программу мобилизации доходов, которая должна обеспечить поступление в бюджет более 1,8 трлн руб. за 2021-2023 годы. Речь идет о так называемой точечной налоговой донастройке, при которой снижение до 15% страховых взносов для малого бизнеса и уменьшение фискальной нагрузки для IT-отрасли компенсируется за счет увеличения налогообложения ряда высокодоходных отраслей и групп населения. Программа мобилизации включает в себя модификацию параметров режима налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, корректировку механизмов НДД и НДПИ в нефтяной отрасли, повышение в 3,5 раза ставки НДПИ на руды, повышение до 15% налога на доходы в виде дивидендов и процентов, перечисляемых из России в пользу нерезидентов. Законопроекты с соответствующими изменениями в налоговом законодательстве сейчас находятся на рассмотрении Госдумы. В программу Правительства входит введение с 2022 года НДФЛ на процентный доход с депозитов и вложений в облигации на сумму свыше одного миллиона рублей. Делается первый шаг к введению прогрессивной шкалы НДФЛ, которую в течение многих лет предлагала ввести "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Повышение до 15% ставки подоходного налога для граждан, годовые доходы которых превышают 5 млн руб., позволит дополнительно получить 60 млрд руб., которые будут направлены из бюджета на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, медицинских изделий, на проведение высокотехнологичных операций, в том числе и за рубежом. При этом должны быть сохранены все действующие федеральные и региональные программы лечения детей, расходы на лекарственные препараты. По расчетам федерального Правительства, совокупный эффект всех этих изменений в налоговом законодательстве и реализации Программы мобилизации доходов составит 513,8 млрд руб. в 2021 году, 656 млрд руб. в 2022-м и 664,6 млрд руб. в 2023 году. Эти средства позволят покрыть часть бюджетного дефицита. Кроме того, в 2021 году планируется приоткрыть "кубышку" ФНБ, средства которого до сих пор расходуются крайне консервативно. В нынешнем кризисном году ожидается расходование примерно 350 млрд руб. этого резерва, в "посткризисном" 2021 году использование 91,1 млрд руб. на финансирование дефицита бюджета. И это при том, что объем Фонда национального благосостояния на конец 2020 года составит 12 447,5 млрд руб., на 2021 год 12 487,3 млрд руб., а две трети этих средств будут мертвым грузом лежать на счетах Банка России. Что касается расходов бюджета, то в качестве приоритетов Правительство России заявило развитие экономики страны и социальную поддержку населения, борьбу с бедностью. В проекте бюджета в 2021 году расходы на "Национальную экономику" увеличиваются на 19% впервые за семь лет они превысят расходы на оборону. Но на план восстановления экономики на 2021 год резервируется всего 739 млрд руб. Значительно увеличивается финансирование нацпроектов: в 2021-м по сравнению с текущим годом на 15%, в 2022 году на 20%, в 2023-м на 40%. Но суммарно расходы бюджета сокращаются в 2021 году на 1,428 трлн руб. На 10% сокращены все расходы, не связанные с публичными расходами и социальными обязательствами. Единственный плюс здесь в том, что на 2021 год отменяется ежегодная индексация зарплат чиновников. То есть наконец-таки будет сделано то, чего несколько лет добивалась "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". В проекте бюджета на 2021-2023 годы нашли отражение и такие предложения нашей фракции как продление программы и увеличение размера материнского капитала, увеличение ежемесячных выплат на детей дошкольного возраста, организация бесплатного горячего питания для школьников младших классов. Но при этом федеральное Правительство отказалось от индексации пенсий работающим пенсионерам в 2021 году. Как заявил Председатель нашей партии Сергей Михайлович Миронов, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" обратится в Конституционный суд с требованием проверить законность этого решения. Всего три месяца назад миллионы наших граждан проголосовали за поправки в Конституцию России, прежде всего за ту, что предусматривает ежегодную индексацию пенсий и пособий. В обновленной Конституции нет деления пенсионеров на работающих и неработающих. И мы будем добиваться того, чтобы кабинет министров не нарушал Основной закон. Кроме того, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддерживает предложенную Правительством РФ новую методику расчета МРОТ, поскольку по ней минимальный размер оплаты труда увеличится только на 5,5%, а прожиточный минимум и вовсе упадет на 4,4%. С такими методиками на бумаге можно отчитываться об успехах в борьбе с бедностью в России, но по факту значительная часть населения по-прежнему будет жить в нищете. Мы не можем с этим согласиться и будем добиваться увеличения до размера не ниже прожиточного минимума стипендий студентам и пособий по безработице. Ведь сейчас минимальный размер этих выплат не обеспечивает даже простого физического выживания. Все эти и другие предложения "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" еще в январе 2020 года направила новому Председателю Правительства РФ. Наша фракция будет вносить поправки в предложенный кабинетом министров проект федерального трехлетнего бюджета, а также традиционно подготовит "Альтернативный бюджет" на 2021 год. Мы настаиваем на том, чтобы расходы бюджета были эффективными, бюджетные ассигнования в первую очередь направлялись на решение насущных проблем граждан, на поддержку регионов и реального сектора экономики.
|