ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Галина Хованская и Валерий Гартунг об уточнении обязанности по установке приборов учета потребления коммунальных услуг

23 сентября 2020

23 сентября Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 177651-7 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения обязанности по установке приборов учета потребления коммунальных услуг). С докладом и заключительным словом выступила председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, в обсуждении принял участие депутат фракции "СР" Валерий Гартунг.

Галина Хованская:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые депутаты!

Законопроект был внесён в 2017 году, с тех пор некие подвижки и нормы, которые мы закладывали в эту законодательную инициативу имеют место, то есть процесс пошёл в нужном направлении, но, к сожалению, далеко не все нормы, которые мы хотели отразить в этой законодательной инициативе, на сегодняшний день работают, то есть остаются проблемы у наших граждан. И мы поэтому предлагаем вам всё-таки эту законодательную инициативу очень внимательно посмотреть и принять, а корректировку мы сделаем. Ну, например, за вот этот период времени мы же предлагаем отменить повышающие коэффициенты к нормативам, а за это время уже по электроэнергии такая норма прошла, и она уже действует с этого года.

У нас осталась с повышающими коэффициентами вода. Значит, я вам могу сказать, что если по электроэнергии нормативы, бывало иногда, что они заниженные какие-то или, наоборот, завышенные, как правило, был разнобой, то по воде нормативы в 99,9% случаев завышены. Если мы возьмём Москву, так там вообще коэффициент этот – тройка. То есть выгодно ставить счётчик гражданам, понимаете.

Вот второй вопрос: могут ли все граждане поставить эти счётчики, есть ли у них на это средства? Поэтому в зоне, где не ставятся счётчики, в основном это категория граждан малоимущих. То есть там, где бюджет ставит за них счётчики, там всё хорошо. В Москве, например, общедомовые счётчики поставили, там есть и негативные моменты, но тем не менее.

Поэтому, на самом деле, я считаю, я лично считаю, что если бы кто-то пошёл в суд, естественно, в высшие инстанции судебные, этих повышающих коэффициентов уже бы не было нигде, потому что это необоснованное обогащение ресурсоснабжающей организации с учётом того, что я вам сказала, что, как правило, в подавляющем большинстве случаев норматив на воду завышен. Туда вкладываются все утечки, протечки и граждане за это должны платить, понимаете?

Я считаю, что это неправильно, некорректно. И почему мы должны обогащать ресурсоснабжающие организации, а не подумать о тех, у кого нет средств для того, чтобы установить индивидуальный счётчик на воду?

Мы также в своей законодательной инициативе предлагали не только в ветхих и аварийных домах исключить эту норму, чтобы она не работала, но и по тем домам, которые уже включены в программу капитального ремонта и где нормативные все сроки истекли. Состояние инфраструктуры такое, что давно уже все эти нормативные сроки истекли, а до капитального ремонта ещё жить да жить, то есть надо ещё подождать.

Поэтому установка счётчиков в таких домах приводит к тому, что возникает авария, протечки по всем этажам и потом, – ой, караул, надо денег на ремонт. Как же? Кто будет компенсировать? И так далее. Эта история вам, наверное, известна от ваших избирателей.

Теперь что я хочу сказать. Пишется заключение. Отзыв Правительства, он устарел с учётом того, что я уже сказала, что уже подвижки пошли в нужном направлении.

Пояснительная записка наша частично только устарела, но, если бы мы приняли эту законодательную инициативу, мы бы эти моменты, которые уже реализованы, естественно, исключили ко второму чтению. Ну что, будем ждать дальше.

Дело в том, что еще у нас одна позиция очень важная, ведь и сегодня можно исключить ситуацию, когда вы обязаны установить счетчик по 261-му федеральному закону, но для этого нужно обратиться к управляющей организации. Значит, эта управляющая организация в соответствии с документами, которые выпустило у нас профильное министерство, должна составить акт, в общем, там комиссия собирается и так далее. Это достаточно сложная процедура как раз для тех категорий граждан, о которых я сейчас говорю, то есть для престарелых, пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан, им эту процедуру не вынести и, с другой стороны, есть дома, где уже очевидно, что нельзя везде ставить эти счетчики, понимаете, там разводка и прочие дела.

И что у нас управляющая организация, ТСЖ и ЖСК не знают о том, что во всем доме нельзя счетчики ставить, почему мы должны гонять каждого своего избирателя, в том числе престарелого, для того, чтобы он этот акт составил и, наконец, в его платежке не появлялась цифра с применением повышающего коэффициента.

Давайте мы о людях вспомним все-таки. Я понимаю, что надо думать о ресурсоснабжающих организациях, но все-таки человек – это главное. Давайте, мы людям все-таки поможем.

Валерий Гартунг:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Постараюсь за три минуты всё объяснить.

С этой трибуны чего только не услышишь о законе, который мы сейчас принимаем. Но опровергну предыдущего докладчика (Павел Качкаев, депутат фракции "ЕР" – Прим. ред.), его заявление о том, что, дескать, проблема решена, которая поставлена в этом законопроекте, дескать, у нас же уже есть закон, где, если износ дома более 70%, то обязанности по установке приборов учёта нет. Да, но закон-то тут немножко о другом, читаю: требования настоящей статьи не распространяются на многоквартирные дома, в которых истёк нормативный срок эксплуатации инженерных систем и коммуникаций. Чувствуете разницу? То есть если у вас изношены инженерные системы и коммуникации, но дом ещё не признан ветхо-аварийным и износ его не 70%. Про эти дома идёт речь. Понятно, о чём речь?

Дальше. Что касается отмены повышающих коэффициентов. Нам говорят: да какие проблемы-то, повышающие коэффициенты, они же стимулируют гражданина ставить приборы учёта. В том-то всё и дело, что обязанность по установке приборов учёта по закону об энергосбережении лежит на ком? На ресурсоснабжающей организации, на том, кто является выгодоприобретателями неустановки приборов учёта, потому что есть повышающий коэффициент. Ресурсоснабжающая организация напрямую заинтересована в том, чтобы не ставили приборы учёта, потому что нормативы потребления завышены, как правило, а ещё и повышающий коэффициент – в два раза. Но они просто обогащаются, обдирают граждан. Понимаете? И вот это вот безобразие мы хотим убрать. Вот и всё, собственно говоря. Простой законопроект.

Теперь вы подумайте, на чьей вы стороне: на стороне граждан, у которых вообще денег нет на то, чтобы оплачивать услуги ЖКХ? Мы предлагаем, давайте ограничим предельный размер расходов семьи на услуги ЖКХ с 22% до 10%. У нас такой закон есть, вы же его не поддерживаете.

То есть, чтобы ограничить расходы малоимущих на оплату услуг ЖКХ, на оплачивание непомерных аппетитов ресурсоснабжающих организаций, которые не выполняют свои обязанности, которые возложены на них в силу закона, и ещё граждан наказывают. Граждане ходят за ресурсоснабжающими организациями: установите. Нет установок.

Я не знаю, вам, может, не жалуются, а мне жалуются люди и говорят: почему мне счета приходят сумасшедшие? Я столько не потребляю. При таком потреблении у меня ванна должна быть больше размеров моей квартиры.

Так что подумайте, надо за этот закон голосовать или нет. Спасибо большое.

 Галина Хованская:

– Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не перестаю удивляться цинизму. Вот единственное, хочу сказать спасибо Комитету по энергетике, они хотя бы написали, что – вы доработайте, потому что действительно некоторые нормы уже есть, действуют. То есть мы шли в правильном направлении, но мы шли три года и ещё никак не дойдём.

По воде никак не можем справиться с ситуацией. Действительно есть дома, в которых невозможно установить эти счётчики, технической возможности такой нет. Целый длинный перечень в правилах предоставления коммунальных услуг и описание: какой это должен быть акт и форма, и так далее. Далеко не всё, что тут звучало, препятствует установке счётчиков.

Теперь я хочу сказать, почему управляющая организация не может в доме, где нет возможности, например, из-за разводки соответствующей, сказать: не надо каждому пенсионеру-инвалиду ползти и организовывать эту комиссию по признанию невозможности в этой квартире устанавливать счетчики. Они (управляющая компания) должны прийти и организовать эту комиссию. Это же просто чистое издевательство над людьми, по-другому я это не воспринимаю.

И вы знаете, я не помню, в 2017 году Приходько (заместитель Председателя Правительства 2013-2018 гг. – Прим. ред.) тут подписывал официальный отзыв Правительства, я уже касалась качества этих отзывов, они не понимают, как лицо, ответственное за содержание общего имущества, обязано всё произвести. Это нормативные документы Правительства, это не предмет регулирования Жилищного кодекса.

Дальше. Они что считают, что органы жилищного надзора нам ставят в упрек, – непонятно, как органы жилищного надзора будут контролировать этот процесс. Слушайте, а у нас есть Административный кодекс, там все уже написано. И это отзыв Правительства. То есть, действительно, правы те, кто говорит, что это вымогательство денег из самой малоимущей категории граждан, вытягивание последних рублей.

Кстати сказать, в субсидию при расчете эти фокусы не входят, да, ни повышающие коэффициенты, ничего это не входит в субсидию, то есть люди платят еще сверх адресной помощи, которая и так не слишком-то велика – 22%.

Коллеги, вспомните про своих граждан!

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025