Анатолий Аксаков об "антиотмывочном законе" Правительства 15 мая 2020 Основания, по которым финансово-кредитные учреждения имеют право блокировать счета и переводы клиентов, подозреваемых в отмывании доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, будут сформулированы более четко. Как стало известно, в Госдуму поступил соответствующий правительственный законопроект, рассмотреть документ в первом чтении депутаты планируют уже в мае. О том, каких законодательных новшеств следует ожидать, рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Анатолий Аксаков: Анатолий Геннадьевич, какие конкретно положения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" сегодня необходимо скорректировать? В первую очередь в соответствии с правительственным законопроектом надо проанализировать, насколько состоятелен пункт 11 статьи 7 закона. В нем содержится требование предоставлять необходимые документы при проведении банковской операции с тем, чтобы фиксировать информацию в соответствии с требованиями закона. Мы уже приняли ряд решений, позволяющих предпринимателям, скажем так, реабилитироваться. Банк России создал специальную Комиссию по рассмотрению обращений граждан и бизнеса, касающихся приостановки операций и тому подобного. И многие клиенты банков благодаря этому смогли возобновить проведение финансовых операций. Правительство предложило пойти дальше. Намечено определить исчерпывающий перечень способов получать информацию банками и другими организациями, чтобы идентифицировать клиентов и бенефициаров банковских операций. Если достоверно не удается провести идентификацию, то банк обязан отказать клиенту в обслуживании. Будет введена персональная ответственность за отказ в обслуживании отказное решение будет принимать только руководитель кредитно-финансовой организации. Очень часто банки не объясняют клиентам причины, по которым блокируют счета или не предоставляют банковское обслуживание, предлагая обращаться в суды. На этот случай вводится отдельная поправка, согласно которой банк или другая расчетная организация обязана в течение пяти рабочих дней сообщить клиенту информацию о времени и причинах отказа в банковском обслуживании или блокировке расчетного счета. Кстати, по операциям, связанным с блокировками карточных счетов, мы уже приняли соответствующий закон. Нередко, судя по судебным разбирательствам между банками и клиентами на предмет замораживания счетов, кредитные организации ссылаются на некую информацию, полученную от Центробанка, которая свидетельствует о неблагонадежности клиента. Росфинмониторинг, уполномоченный орган исполнительной власти по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и ЦБ, регулярно обмениваются информацией о подозрительных операциях. Эти данные собираются по разным каналам, в том числе и через отчеты кредитных и приравненных к ним учреждений по всей стране. А регулятор передает такую информацию банкам, которые на ее основе принимают запретительные или блокирующие решения. Теперь этот порядок Правительство предлагает изменить: информация, полученная от Центрального банка Российской Федерации, не может использоваться в качестве единственного основания при определении степени риска совершения клиентом операций с целью легализовать доходы, полученные преступным путем, или финансировать терроризм. Необходимы дополнительные и веские основания. Источник: Парламентская газета
|