Александр Ремезков: изменения в бюджетном и налоговом законодательстве совершенствуют механизмы господдержки граждан и экономики 17 апреля 2020 Госдума окончательно приняла законопроекты об изменениях в Бюджетном и Налоговом кодексах, которые совершенствуют механизмы государственной поддержки в ситуации экономического кризиса и пандемии коронавируса. О том, какую помощь и гарантии государства смогут получить граждане и предприниматели, рассказал первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков: Принятый законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" расширяет перечень мер господдержки хозяйствующих субъектов и граждан в условиях распространения коронавирусной инфекции. В него включены положения об освобождении от НДФЛ тех выплат, которые по поручению главы государства получат врачи, работающие с больными коронавирусом. Нельзя допустить, чтобы государство одной рукой давало материальные стимулы тем, кто сегодня "на передовой" пандемии спасает жизни людей, а потом часть выплат забирала обратно в виде налогов. И теперь есть необходимый для этого инструмент. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержала этот законопроект и считает необходимым расширить меры поддержки врачей. Лидер нашей фракции Сергей Михайлович Миронов предложил увеличить зарплату и обеспечить страхование жизни и здоровья всех российских врачей и медперсонала, участвующих в борьбе с коронавирусом. Надеемся, что эти инициативы будут поддержаны Правительством и парламентом. А пока что, помимо выплат врачам, от НДФЛ освобождаются государственные субсидии, полученные предпринимателями, которые работают в отраслях, наиболее пострадавших в условиях распространения коронавируса, и включенных в соответствующий перечень Правительства РФ. Помимо этого, изменения в налоговом законодательстве позволят при исчислении налога на прибыль отнести "на прочие расходы" деньги, потраченные компаниями на приобретение средств индивидуальной защиты, тест-систем и медицинского оборудования для диагностики и лечения коронавирусной инфекции. Речь идет о тех компаниях, которые приобретали все это не для дальнейшей продажи, а для защиты своих сотрудников, клиентов и партнеров или для передачи в помощь другим организациям. Такое же освобождение по налогу на прибыль получат плательщики единого сельхозналога, предприниматели на упрощенной системе налогообложения, которые понесли расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты на своих предприятиях. Таким образом, мы уменьшим нагрузку на бизнес, проявивший социальную ответственность и внесший свой вклад в борьбу с распространением коронавируса. Все принятые нормы закона будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержала эти решения, равно как и правительственный законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2020 году". Из БК РФ исключаются положения об отзыве и неисполнении государственных (муниципальных) гарантий по кредитам из-за того, что принципал не предоставил обеспечение регрессных требований гаранта. Это позволит сохранить баланс интересов и соразмерное распределение рисков между всеми участниками государственной гарантийной поддержки. Предоставляется возможность досрочно исполнить государственные гарантии в случае, если арбитражный суд примет решение о признании банкротом принципала – основного должника по обязательствам. Отозвать госгарантии теперь можно будет лишь в случае нецелевого использования средств кредита, обеспеченного этой самой гарантией, несогласованного с гарантом изменения основного обязательства. Предлагается установить такие же меры воздействия на принципала за неисполнение обязанности по восстановлению обеспечения регрессных требований, какие сегодня применяются за неисполнение денежных обязательств перед публично-правовым образованием запрет на предоставление бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий. В Бюджетном Кодексе сохраняется норма, запрещающая предоставлять государственные гарантии офшорным компаниям, но расширяется перечень исключений. Теперь госгарантии смогут получить экспортеры не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Предлагается ряд других преференций. Например, возможность использовать госгарантии зарубежных государств при регрессивных требованиях, исполнять гарантии в валюте, отличной от валюты ключевого обязательства. Это позволит значительной степени снизить спрос на иностранную валюту и будет способствовать переходу на расчеты и финансирование экспортных контрактов в рублях. В нынешней ситуации нестабильности на мировых рынках эти меры по поддержке экспорта своевременны и необходимы для сохранения российского промышленного и сельхозпроизводства. В связи с кризисной ситуацией в 2020 году Правительство РФ наделяется правом осуществлять внутренние заимствования и предоставлять государственные гарантии с превышением показателей верхнего предела государственного долга Российской Федерации. До января 2021 года приостанавливается действие нескольких положений БК РФ и тем самым снимается ряд ограничений по бюджетным кредитам. В частности, о том, что одним из условий размещения государственных ценных бумаг субъекта федерации и муниципалитета является получение ими кредитного рейтинга не ниже уровня, устанавливаемого Правительством РФ, и о том, что бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юрлицу, которые не имеют просроченной задолженности перед соответствующим публично-правовым образованием, неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. В условиях кризиса эти временные послабления оправданы и необходимы. При этом создается стимул к финансовой взаимовыручке регионов возможность в 2020 году предоставлять из бюджета одного субъекта РФ другому субъекту бюджетного кредита на срок до трех лет. В целом, принятые изменения в бюджетном законодательстве совершенствуют механизмы господдержки, повышают доступность государственных гарантий, способствуют решению приоритетных задач по поддержке экономики России.
|