ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Федот Тумусов и Олег Шеин о повышении гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам РФ

06 февраля 2020

6 февраля Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 386-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями". С докладом и заключительным словом выступил Федот Тумусов. Позицию фракции "СР" обозначил Олег Шеин.

Федот Тумусов:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вашему вниманию законопроект, в основе которого две новеллы. Первая – это, как видно из названия, повышение гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. И вторая – вопрос совершенствования медицинских страховых организаций.

Законопроект внесен в октябре 2016 года, то есть почти три с половиной года назад. За это время много воды утекло, произошло много изменений в нашем законодательстве, у нас новое Правительство в Российской Федерации. И, тем не менее, актуальность данного вопроса никак не снижается. За это время, естественно, произошло много положительных изменений. Сегодня у нас есть национальный проект "Здравоохранение", есть национальный проект "Демография". Сейчас разрабатывается программа модернизации первичного звена здравоохранения. Это всё положительные факторы.

И, тем не менее, вчера Владимир Владимирович Путин на совещании с членами Правительства сказал о том, что мы собрали беспрецедентный объем средств, которых в ближайшее десятилетие не будет в нашей стране, и нам надо всем подключиться к тому, чтобы положительно решить те направления, которые взяты для развития нашей страны.

Но мы считаем, эта ситуация в здравоохранении за последнее время, за последние, например, шесть лет никак не улучшается, а наоборот ухудшилась. И об этом говорят упрямые факты. Вот, например, за последние шесть лет происходит прирост заболеваний населения и прирост в размере 1% на 1,4 млн заболевших каждый год увеличивается. На этом фоне обеспеченность врачами государственных муниципальных медицинских учреждений снижается. За шесть лет снизилась на 12%. И сегодня нам не хватает около 50 тыс. врачей.

И самая сложная ситуация складывается именно в первичном звене. У нас в соответствии с нормативами в полтора раза меньше врачей. И это только врачей. Мы не говорим о среднем медицинском персонале, там тоже есть цифры. И идёт снижение гарантированных государственных объёмов бесплатной медицинской помощи. Тоже факты. Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений за шесть лет снизилось на 12%, госпитализации – на 6%.

Мы считаем, что одна из главных причин – это хроническое недофинансирование здравоохранения. По оценкам некоторых экспертов – почти в два раза меньше мы финансируем из государства на душу населения. У нас сегодня новое Правительство Российской Федерации и, мы считаем, что есть два главных вопроса, которые они должны в ближайшее время срочно решить – ликвидация дефицита медицинских кадров путём создания единой для всей страны отраслевой системы оплаты труда и при этом реальное повышение заработной платы, не менее чем в полтора раза, медицинским работникам. Это потребует не менее 320 млрд руб. дополнительно к тому, что мы уже выделили.

Второе направление, главное, стратегическое – реализация программы так называемого "лекарственного страхования" или всеобщего лекарственного обеспечения. Потребует не меньше средств – около 300 млрд руб.

Актуальность нашего законопроекта заключается в том, что он нацелен на повышение гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и совершенствование вопросов медицинского страхования.

В Конституции написано, что гарантировано бесплатное медицинское обслуживание, чего на практике не соблюдается. И вот для того, чтобы обеспечить эти гарантии, определённые в Конституции, в законопроекте мы записали новое определение понятия "обязательного медицинского страхования". Новые понятия базовой программы медицинской помощи.

Второе, – дополнительной программы обязательной медицинской помощи. По страховым компаниям, вы знаете позицию нашей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы считаем, что это лишнее звено между Фондом страхования и медицинскими учреждениями, мы считаем, что фонды могли бы выполнять те функции, которые мы вменяем медицинским страховым компаниям.

Но, поскольку в разовом порядке это не удается убрать, мы предлагаем в данном законопроекте записать, что медицинские страховые компании должны иметь государственную форму собственности или хотя бы большая доля собственности должна быть государственной.

При одноканальном финансировании здравоохранения, которое сегодня применяется, у нас страдает собственно лечебный процесс. Мы знаем, что деньги, которые лечебные учреждения получают от Фонда медицинского страхования, они направляют, в первую очередь, на зарплату, на налоги и на жилищно-коммунальное хозяйство, и при этом собственно лечение, лекарства, питание финансируются в остаточном порядке. 

Поэтому мы вносим в законопроекте структуру этих платежей и в законопроекте написали о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

Конечно, за 3,5 года много изменилось, но все те вопросы, которые возникают, – это предмет второго чтения. Поэтому мы и просим поддержать наш законопроект.

Спасибо.

Олег Шеин:

– Борис Давыдович (Менделевич, фракция "Единая Россия" – Прим. ред.), всё-таки чуть-чуть расшифруйте историю, связанную, как вы деликатно ее обрисовали, с вневедомственным контролем за отраслью и его эффективностью. Да, вневедомственный контроль – штука хорошая. Но означает ли всегда, что есть некое тождество между вневедомственным контролем самого государства через режимы Счётной палаты, контрольных органов и частным контролем за государственными деньгами.

Нам вот здесь коллеги из "Единой России" сказали о том, что в стране достигнут беспрецедентный уровень финансирования медицины.

Нет, ну конечно, если историю страны мерить только, начиная с 1991 года, то можно найти и не такие рекорды. Но все-таки история нашего Отечества имеет более глубокие корни. Поэтому, если мы посмотрим хотя бы чуть глубже, то мы увидим, что в Советском Союзе медицина финансировалась не в пример выше и в период золотого века СССР в 1975 году доля затрат на здравоохранение составляла 6,8% к национальной экономике, а сегодня мы говорим про 4%. То есть в Советском Союзе затраты на медицину были намного выше.

А, вообще, в современном мире мерят же не миллиардами долларов, евро или рублей, или юаней, или тугриков, а меряют именно соотношением затрат на то или иное направление, будь то оборона, здравоохранение, образование или инфраструктура, именно к той экономике, которую имеет страна. И в этом контексте такие сравнения крайне показательны. Самым ярким примером является средняя продолжительность жизни людей.

В царской России, где тоже были какие-то ведь и медицинские центры и какую-то систему здравоохранения пытались создавать, продолжительность жизни отставала от Франции, Швеции лет так на 10-12. В Советском Союзе этот разрыв сократили до 3-4 лет, не полностью, но сделали существенно меньше.

В современной России разрыв между продолжительностью жизни российского гражданина и европейца достиг тех же размеров, что было до революции 1917 года, то есть порядка 10-12 лет. Поэтому, где мы были 100 лет назад, там мы сегодня и оказались, и с тем подходом к расходам на здравоохранение к национальной экономике, которую сегодня мы демонстрируем, примерно то же самое и будет.

Расходы на медицину выше по отношению к экономике не только в странах ОЭСР, Евросоюза, во Франции 9%, в странах третьего мира: в Алжире порядка 5% к национальной экономике, в ЮАР – 4,5%, мы героически вышли на отметку в 4%, что ниже, чем в Южной Африке, включая чёрное население, не говоря уже о белом, что ниже, чем в Алжире, что ниже, чем в Восточной Европе, в Болгарии, в Польше, в Венгрии и так далее. Вот предмет национальной гордости возник в рамках сегодняшней дискуссии.

Кстати, происходящее имеет прямое влияние и на национальную экономику. Известная история, если корову много доить и мало кормить, то это ничем хорошим не закончится, но это же к людям относится.

Так вот, есть исследования, по которым жадность российских корпораций, которые не хотят платить налоги по эту сторону границы, сводится к тому, что российские работники уходят из жизни намного раньше.

Смертность в нашей стране, повторю, на 103-й позиции в мире из 200 стран, которые находятся на этой планете, и экономика ежегодно теряет порядка 12 трлн рублей. Я говорю уже не про гуманизм, не про отношение к людям, не про какие-то этические вещи. Даже если подходить к делу чисто с точки зрения прагматики и наживы, вот эта экономия на людях, она имеет на себе прямое отрицательное отношение к росту ВВП и к прочим показателям, которыми обычно жонглирует российское Правительство с этой трибуны вместе с правящей фракцией.

Следующая вещь. Почему так происходит? Вот нам говорят, основа всего – это страховая медицина. При этом, правда, 20 лет назад российских работников загнали совершенно в рабское положение, когда человек чем-то недоволен, его сразу можно спокойно выкинуть с работы, когда запрещены забастовки, когда резко ограничены в своих правах профессиональные союзы, и в итоге огромная часть российских работников вымыта в неофициальную занятость. И государство это никак не компенсирует из своего бюджета.

Возьмём фонд медицинского страхования на 2020 год. Доля тех вкладов, которые в фонд ОМС идут со стороны российских работников, составляет 1,3 трлн. При этом в стране проживет 146 миллионов, а людей работоспособного возраста, грубо говоря, порядка 76 млн, вычитая безработных. Казалось бы, если 1,3 трлн дают официально российские работники в фонд ОМС, то за неработающее население тоже должен прийти 1,3. Но приходит не 1,3 трлн, а приходит 700 млрд рублей, в два раза меньше. То есть государство вдвое недодаёт денег за неработающее население. А при этом надо иметь в виду, что по оценкам актуарного отдела Пенсионного фонда, а где Пенсионный фонд, там понято, медицинский, официально отчисления регулярно, ежемесячно в страховые фонды проводят не более, чем 45 млн человек. Потому что ещё миллионов так 30 выкинут либо целиком в чёрную занятость, либо в условия, когда человек официально получает этот гигантский минимальный размер оплаты труда – 12 тыс., остальное в теневую.

То есть, фактически затраты на здравоохранение в стране качественно недофинансируются. Да, население отчасти это недофинансирование оплачивает из своего кошелька. Но здесь же есть классовая разница. Человек, у кого заработная плата 20-25 тыс. рублей, не в состоянии платить в том числе и за здравоохранение. Люди погружаются в кредиты, и сумма кредитов достигла отметки уже почти в 17 трлн рублей. Но людям начинают активно отказывать в кредитах. Порядка 60% заёмщиков уже получают от банков отказы. И когда здесь нам говорят о том, что частично эти затраты люди компенсируют за счет собственных доходов, компенсирует верхушка, которая не хочет, конечно, стоять в этих очередях неделями, месяцами к профильным специалистам, и которая поэтому что-то делает за счет собственных доходов. Обычные люди не в состоянии это делать.

Огромное недофинансирование системы здравоохранения повлекло за собой дефицит кадров. Даже по оценкам Правительства Российской Федерации, а конкретно Голиковой, в прошлом году в стране 250 тыс. специалистов не хватало, 40 тысяч врачей и свыше 200 тыс. среднего и младшего медицинского персонала. И, кстати, очевидно ведь, что необходимо президентский указ о заработной плате относить и к младшему медицинскому персоналу, не только к врачам и среднему медперсоналу.

Очевидно, необходимо обратно возвращать медсестер из технических сотрудников, куда их всех загнали, обратно в категорию медсестер. Это требует качественно другого финансирования. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает с очень простым законопроектом, раз российское государство не хочет и не может заставить бизнес легализовать занятость, обеспечивая тем самым полноценное насыщение Фонда ОМС, государство обязано профинансировать здравоохранение как действительно свое полноценное обязательство в полном объеме, исходя из того, что делалось в Союзе, делается в развитых странах мира, и делается за счет бюджета. И, разумеется, при этом надо отсекать частные фирмы от любых финансовых проводок между бюджетными деньгами и государственными поликлиниками и больницами. Это к теме частных медицинских страховых компаний, которых в отрасли быть не должно.

Поэтому предлагаемый законопроект – это позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Заключительное слово Федота Тумусова:

– Уважаемые коллеги, я прежде всего хотел бы поблагодарить за заинтересованное и профессиональное обсуждение нашего законопроекта, и как бы парадоксально это ни звучало, правящая партия, конечно, будет по-своему голосовать, но данный законопроект свою роль в какой-то степени выполнил. Когда три с половиной года назад мы заострили внимание на проблемах здравоохранения, а сегодня проблема здравоохранения – это проблема номер один для страны, и пошли уже другие движения со стороны руководства страны, поэтому мы считаем, что актуальность данного законопроекта никак не исчезла, а те замечания и предложения, которые сегодня прозвучали, и у коллег есть, они могут быть во втором чтении отрегулированы.

Поэтому еще раз подчеркиваю, что предлагаю поддержать данный законопроект. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024