ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Олег Нилов и Дмитрий Ионин о государственном обеспечении выплаты алиментов

05 февраля 2020

5 февраля Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 828623-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребенка на получение алиментов" (об установлении минимального размера алиментов, о государственном обеспечении выплаты алиментов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в период розыска родителей, уклоняющихся от их уплаты)", внесенный депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". От фракции "СР" с докладами выступили Олег Нилов и Дмитрий Ионин.

Олег Нилов:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемые коллеги.

Наш закон посвящен защите детей, причем не просто всех детей, которых, слава богу, наконец, мы сейчас будем всячески поддерживать материально. Морально всегда поддерживали. Речь идёт о самых незащищённых, самых обделённых детях, брошенных отцами и матерями, да ещё и находящихся в самом сложном материальном положении – без денег. Понимаете? Без любви родителей и без денег. И таких детей у нас миллионы.

Вот некоторые цифры. В 2019 году в Службе судебных приставов находилось 1,2 млн судебных дел по неплательщикам алиментов на общую сумму 167 млрд рублей. Находят немногих, заставляют платить ещё меньшее количество. И из этой суммы получается, что 100-миллиардная задолженность детям горе-родителями не возмещается.

Деньги не получают одинокие матери и отцы, а самое главное – дети. 800 тыс. человек избегают платить алименты. И из года в год статистика не меняется. Порядка 3 млн детей растёт в семьях, где алименты судом назначены, но не выплачиваются нуждающимся в них.

Нужно отметить, что для меня было шоком, что среди таких неплательщиков есть и женщины, и их немало. Я вам приведу эту статистику. 22% из 100% неплательщиков алиментов – это женщины. И 78% – мужчин. То есть 180 тыс. матерей бросили своих детей на произвол судьбы, на руки иногда не только отца, а бабушек, дедушек, попечителей, и занимаются своей жизнью.

Моё предложение, уважаемые коллеги, заключается в следующем. Есть решение суда. Тех, кто должен платить по решению суда не могут найти судебные приставы. Ищет полиция, ищет милиция – не находят. Давайте платить из средств государственного фонда. Нужен специальный фонд, из которого эти деньги в размере минимального прожиточного минимума по региону будут в обязательном порядке выплачиваться этим семьям.

Когда будут найдены родители, а это рано или поздно случится, неплательщиков нужно наказать полным рублём с процентами. Деньги будут взысканы: деньгами ли, имуществом, другими разными способами, принудительными работами, и возвращены обратно.

Речь не идёт о том, чтобы эти деньги раздать, выдать, выплатить – это возвратные средства. Я считаю, что это давно нужно сделать, я выходил с этой инициативой раньше, но она не была поддержана. Сейчас я вас призываю услышать  и понять правильную философию сбережения и приумножения нашего народа. Иначе получается, уважаемые коллеги, что если мы не заплатим деньги детям из этого фонда, то деньги будут выплачиваться им как малоимущим, малообеспеченным и вместо нерадивых отцов (матерей) будет платить бюджет, причём безвозвратно.

Для справки вам привожу исторический факт. Вот мы с Валентиной Владимировной Терешковой обсуждали этот вопрос, и она напомнила, а я нашёл в интернете, что по постановлению Совета министров, Алексея Николаевича Косыгина, такой фонд в СССР был учреждён постановлением Правительства. Он наполнялся государственными деньгами, ну а затем, естественно, на его счет поступали возвратные деньги и таким образом компенсировали бюджетные расходы.

С 1984 года такое постановление №134 действовало. Даже в советское время так называемых "бегунков" было тоже гораздо больше – 7 млн. Мы много приняли правильных решений за последнее время для того, чтобы ужесточить требования к этим отцам и матерям, мы ввели уголовную ответственность. Существует в законодательстве уголовная ответственность даже (статья 157), запрет на выезд за границу, запрет на продажу машины, запрет на пользование водительскими правами (конфискация имущества), но чего-то не хватает. Не хватает возможности, желания, прежде всего, исполнительных наших структур. А когда деньги из бюджета будут выплачиваться с условием их возврата, вот тогда и активность судебных приставов будет иной, потому что с них будут уже спрашивать за возврат бюджетных денег, а не просто за выполнение работы по поиску алиментщиков.

И речь идет не о том, чтобы не меньше прожиточного минимума составляла та выплата, которая определяется судом. Нет, суд определяет в соответствии с законом – 25%. Учитывает, есть ли инвалидность, есть ли иждивенцы. Я говорю для тех, кто убежал. Например, есть постановление суда платить 5 тыс. рублей, но человек не платит 5 тыс. рублей, скрывается. В этом случае за него платит региональный бюджет, а фонд помогает региональному бюджету. Да, такая возможность есть. Беспроцентный кредит любой регион может взять? Может взять беспроцентный кредит сегодня в Фонде национального благосостояния даже. Почему так не решить вопрос? Это беспроцентный кредит. А потом будет взыскивать с человека полную сумму, которую заплатит региональный бюджет.

Я напомню, сегодня для бегунков суровая ответственность уже есть – 0,1% за каждый день просрочки. Так что мой вариант не самый страшный. Если посчитать пени, а бегают, я вам говорю, годами, суммы задолженностей есть и 500 тыс., и 800 тыс., и так далее.

Самая главная цель, еще раз акцентирую внимание, с момента принятия закона сделать так, чтобы ни один ребёнок, брошенный родителями, не оставался без хлеба и молока. А вы думаете и о папе, как в его положение входить. Нет у меня сейчас ответа, как в его положение входить, это очень сложный вопрос, их миллион сегодня бегает, и они все разные. Поэтому цель одна – давайте решим вопрос о детях брошенных, у которых нет ни копейки.

Вы знаете, какие истории есть? Мать выбросилась из окна с детьми – то ли с ума сошла не от хорошей жизни, от того, что денег, скорее всего, нет. Бросают, подкидывают куда-то детей, в основном причина – нищета.

Давайте вот эту задачу решать, это миллионы детей, которые сегодня не получают денег. Почему? Потому что государство не смогло поймать папу, взыскать с него деньги. Не смогло – за это дайте беспроцентный кредит. Речь идёт о том, что не просто так эти деньги будут даны, это беспроцентный кредит. Когда найдёте, взыщите полным рублём и с пенями.

Ещё раз скажу, здесь речь идёт только о тех родителях, которые обратились в суд, получили судебное решение, и оно не выполняется.

Дмитрий Ионин:

Уважаемые коллеги, все признают, что есть проблема, все абсолютно. И все говорят, что надо с этим что-то делать, надо куда-то нам двигаться, надо какие-то решения разрабатывать. Ну, давайте все-таки придерживаться того, что мы действуем из принципа: критикуя, предлагай.

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла соответствующий законопроект, практически вся фракция. Олег Анатольевич его доложил. К нему есть претензии, есть вопросы? Да. Вы говорите, концепция правильная, надо реализовывать, только как бы по-другому. Как? Понимаете, уже много лет этот вопрос висит, проблема есть.

Сегодня с утра я ходил на пресс-подход от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". И когда я выступил, мне по итогам прямо там журналисты говорят: "Подождите, не уходите. Скажите, почему уже несколько лет не принимается подобный закон? Почему так долго его не вносили в повестку?" Мне что на это ответить? То, что Государственная Дума не торопится принимать такие законы, не торопится принимать меры?

Мы несколько лет ждали, наконец, мы в повестке, теперь нам говорят: "Ну, неплохо, неплохо, но надо как-то по-другому". А как, нам не говорят. Вы понимаете, это же не только журналистов волнует, это же волнует сегодня всех, потому что речь идет об алиментах. Это не карманные деньги, это не деньги на мороженое, это не дополнительный доход. Это вопрос выживания конкретного ребенка.

Региональная неделя, два примера выписал специально без фамилий, только имена. Юля, город Алапаевск, на алименты подала в 2009 году, ребёнку уже 17 лет – ни копейки, больше миллиона цифра. Сания, живёт в Екатеринбурге, отец ребёнка – в Новосибирской области, приставы искали, искали, искали, говорят: мы его нашли, сейчас мы у него всё арестуем. Она говорит: это не он, вы какого-то другого мужчину нашли. Да? – сказал пристав и пропал, перестал брать трубку. Да, можно сказать, что это вопрос плохой работы службы судебных приставов, конечно, и с этим тоже надо что-то делать, но мы предлагаем интересный, адекватный механизм: пусть государство заплатит вперёд, а потом эти деньги взыщет, потому что государству гораздо проще взыскать деньги с неплательщика, чем матери-одиночке. Давайте не будем отрицать это. Когда государству что-то надо, оно найдёт и вывернет наизнанку и заберёт то, что ему надо, а мать-одиночка не вывернет и не заберёт.

Тамара Васильевна Плетнева, выступая от комитета, сказала: тут не этим надо заниматься, надо заниматься воспитанием. Поздно воспитывать тех, кто не готов, не думает о своих детях, не занимается их содержанием, не занимается вопросами их выживания, тут нужны конкретные меры. И наше предложение здравое, рациональное. Коллеги, если вы считаете, что в таком виде не работает закон, предложите, в каком он должен работать, но проблему с алиментами надо решать, и пока почему-то предлагает это только оппозиция, а нам говорят: как-то не так, ну как-то еще подумайте. Мы так далеко не уйдём.

Мы предлагаем поддержать данный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025