ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" об отмене возврата НДС экспортёрам сырья

13 марта 2019

13 марта Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 493047-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части отмены налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте сырьевых товаров). С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил Валерий Гартунг. От фракции выступили Дмитрий Ионин и Олег Николаев.

Доклад Валерия Гартунга:

– Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Речь идет о законопроекте, который в случае его принятия может изменить вектор развития российской экономики, причём очень серьезно – с сырьевого пути на индустриальный. Это именно то, чего требует Президент и от нас, и от Правительства.

Принятие этого закона может действительно очень серьезно изменить ситуацию в российской экономике. В двух словах, о чем идёт речь? Мы предлагаем по примеру Китая отменить возврат НДС экспортерам сырья. Если вы помните, я с этой трибуны уже об этой инициативе говорил, показывал вам слайды, рассылал вам полную информацию о том, как это применяется в Китае на протяжении 30 лет, и к чему это привело.

В Китае применение этой нормы привело к тому, что за 30 лет отсталая аграрная страна превратилась в мирового лидера по высокотехнологичному экспорту. Подчёркиваю, по высокотехнологичному экспорту. У них структура экспорта изменилась ровным счетом наоборот: вместо сырья, в основном что они продавали за рубеж 30 лет назад, сейчас они продают продукцию высокотехнологичную. И, естественно, это привело к тому, что китайская экономика стала экономикой номер один в мире. Вот то же самое мы предлагаем в Российской Федерации.

В отличие от Китая у нас вся таблица Менделеева есть, у нас мировые запасы сырья самые большие в мире на душу населения, подчеркиваю. Не просто самые большие в мире, а самые большие в мире на душу населения. Именно нам как раз и нужно этот инструмент применять, в нашей стране, потому что в нашей стране этот инструмент даст наибольший эффект.

Что сейчас происходит? Давайте я вам опишу ситуацию. Давайте посмотрим, какова же рентабельность по ЕВIТDА добывающих компаний и высокотехнологичных компаний, я не буду брать в мире, давайте в Российской Федерации посмотрим.

Возьмите российские добывающие компании, даже с частичной какой-то первичной переработкой, те же, например, компании чёрной металлургии, цветной металлургии, у них рентабельность по ЕВIТDА от 40% и выше, но вот, например, "Норникель" теперь мировой лидер у нас по рентабельности ЕВIТDА, мы гордимся этим, 53%.

Но давайте посмотрим высокотехнологичные компании, которые производят продукцию с наибольшей добавленной стоимостью, где наибольшее число занятых – это автопром, но возьмите КАМАЗ, например. Рентабельность от 3% до 6%, то есть на порядок меньше, чем у добывающих компаний. ОАСК – Объединённую авиастроительную компанию, там тот же самый уровень рентабельности будет – от 2% до 8%, то есть на порядок меньше, чем в добывающих компаниях. Это нормально? Как вы считаете, при таком раскладе, что у нас будет развиваться? Очевиден ответ, у нас будет развиваться добыча сырья, сырьевые отрасли, что и происходит. Посмотрите на структуру нашего экспорта – 90% нашего экспорта это сырьё. Вот и всё, что требовалось доказать, потому что у нас выгодно добывать сырьё, то есть финансовые спекуляции, сырьевой сектор – это два сектора, которые выгодны сегодня, в которые выгодно вкладывать деньги. Они и развиваются, там самые высокие зарплаты, самые высокие прибыли и отдачи на инвестицию.

Принятие нашего закона позволит, во-первых, сохранить в бюджете до 2 трлн рублей в год. Это первое.

Второе. Это позволит уменьшить разрыв между рентабельностью сырьевых и обрабатывающих секторов. Почему? Как это будет действовать? Но если мы перестанем возвращать НДС экспортёрам сырья – это 20%, то рентабельность экспорта сырья уменьшится. И, соответственно, если мы применяем механизм, как у нас в нефтянке, равный доходности на экспорте и на внутреннем рынке, это автоматически приведёт к снижению цен на сырьё внутри страны. Это же очевидная вещь. Это значит, что рентабельность отраслей, которые перерабатывают сырьё, подрастёт, потому что мировые цены в любом случае одинаковые на сырьевые товары, они биржевые товары, это биржевые цены.

И что это даст, если у нас рентабельность обрабатывающих секторов вырастет? Это даст, естественно, дополнительные инвестиции, потому что сейчас они не идут. Второе – это даст дополнительные рабочие места. Обрабатывающие сектора займут большую долю на российском рынке. И, соответственно, это приведёт к тому, что структура российского экспорта будет меняться в пользу высокотехнологичной продукции. Соответственно, приняв этот закон, мы создадим механизм для реализации целей и задач, поставленных в Послании Президента. Без этого механизма пока у нашего Правительства ничего не получается. Мы уверенно идём к провалу. У нас экономика не растёт. У нас доходы граждан падают. Социальные программы сворачиваются, потому что не хватает денег. Мало того, из-за того, что у нас не хватает денег в бюджете, мы принимаем решение по повышению пенсионного возраста, по заморозке индексации пенсий работающих пенсионеров, по повышению НДС.

Это всё можно было бы не делать, если был бы принят наш законопроект, который позволит, ещё раз хочу сказать, и поднять рентабельность добывающих секторов, и изменить структуру нашего экспорта, и в то же время получить дополнительные доходы на выполнение социальных обязательств государства перед гражданами. Это универсальный механизм, который показал свою эффективность в Китае. Поддержите нас.

Спасибо.

Выступления Дмитрия Ионина:

– Коллеги, мы рассматриваем законопроект со сложным названием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части отмены...) и так далее. Но когда сегодня, после заседания, наши избиратели спросят, что мы рассматривали, я отвечу просто: мы рассматривали вопрос о том, будет ли Россия мировым сырьевым придатком, или нет. В случае принятия этого закона мы перестанем быть мировым сырьевым придатком, об этом говорили коллега Гартунг, коллега Коломейцев (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.), и, я думаю, что ещё ряд других коллег с этой трибуны об этом скажут.

На самом деле, это законопроект о том, что мы экспортёров ресурсов хотим превратить из "священной коровы" в корову дойную и заставить их работать, нормально работать. У нас сегодня в повестке дальше стоит вопрос по ценам на бензин, ценам на топливо. И это связанные вопросы, вы прекрасно понимаете, потому что сегодня мы мотивируем гнать на экспорт нефть, газ и так далее. Мы говорим: идите на экспорт, вы получите 20% обратно. Если вам вдруг взбрело в голову заняться переработкой и из нефти делать бензин, вы эти 20% не получите, деньги не отобьёте в том объёме, в котором вы их отбили бы, если бы гнали за рубеж, и, соответственно, зачем вам это надо. И мы приходим к тому, что тут много уже раз говорилось, о том, что на самом деле у нас тема цен на бензин, она не рыночная, потому что, по сути, из-под палки заставляют по остаточному принципу олигарха говорить: ребята, бензин стране всё-таки нужен, вы его сделайте, а потом начинаются эти пляски с бубнами вокруг цен, как это было в мае, когда Правительство вынуждено было собирать и о чём-то договариваться с ними. Так вот, если убрать эту мотивацию: гнать за рубеж наши природные богатства, необходимость в этом отпадёт, и те самые рыночные механизмы заработают на внутреннем рынке, и каждому из нас с вами скажут спасибо за то, что ситуация с ростом цен на бензин стабилизировалась и роста цен на бензин больше не будет.

Посмотрите с этой точки зрения на аргументацию данного законопроекта, а также на тот самый пример Китая, о котором говорил коллега Гартунг. И, к сожалению, от уважаемого Айрата Закиевича (Фаррахов, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) я не услышал контраргументов, почему мы не можем взять этот успешный путь законотворчества с точки зрения отказа от возврата НДС при экспорте, и идти по этому пути. Всё уже до нас изведано, и мы просто предлагаем взять практики, которые доказали свою эффективность.

Спасибо.

Выступление Олега Николаева:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, данный законопроект хотя и имеет концепцию дифференцированного отношения к возврату НДС при экспорте, на самом деле глобальная его цель, конечно же, это как раз добиться ускоренного развития экономики, как уже говорил Валерий Карлович, диверсификация экономики, создание высококвалифицированных рабочих мест, и достижение многих-многих задач через развитие сильной конкурентной экономики.

Я хотел бы коснуться такой темы, о которой говорили коллеги, прежде всего из комитета, затрагивая тему рентабельности, Валерий Карлович, по-моему, в своем докладе четко отметил, что эти отрасли на сегодняшний день очень высокорентабельные, при том, что у нас обрабатывающая отрасль имеет в разы меньше рентабельность. И поэтому данное исключение возврата НДС на самом деле только слегка снизит рентабельность этих отраслей, с одной стороны, с другой стороны, заставит пересмотреть, может быть, эти компании своё отношение к непрофильным активам, о чем говорил как раз коллега Олег Нилов. То есть на сегодняшний день возможно нашим национальным компаниям придётся пересмотреть финансирование зарубежных футбольных клубов или иных моментов.

Ещё один момент. На мой взгляд, данным законом достигается как раз рачительное отношение к тем несметным богатствам, о которых говорилось докладчиками и содокладчиками с этой трибуны. Если мы имеем такие несметные богатства, которые наши предки своим трудом, своим отношением к жизни добились и создали нам и, конечно же, как раз через налогообложение, на наш взгляд, государство должно регулировать использование этих ресурсов прежде всего для внутреннего потребления, и соответственно, для дальнейшей пользы для каждого гражданина нашей страны.

Переходя к цифрам. Если мы с вами посмотрим итоги экспорта за девять месяцев прошлого года, то получится такая картина. Хотя за последние годы мы отмечали рост по докладам Правительства так называемого несырьевого экспорта, в прошлом году за девять месяцев этот несырьевой экспорт на два процентных пункта снизился. Это с одной стороны. С другой стороны, сама структура несырьевого экспорта, уважаемые коллеги, очень интересна в этой части. Хотя мы говорим, что есть достаточно большая доля несырьевого экспорта, чуть более 50%, но это официальный доклад, 45-45,1% – это нижний передел экспорта товаров в рамках несырьевого сектора. 24,1% – это продукция среднего передела. Таким образом, получается, что почти 70% несырьевого экспорта – это продукция достаточно низкого передела, и лишь 30% – это продукция принадлежит к тому сегменту, который называется продукцией высокого передела.

За прошлый год, если мы посмотрим опять в структуре несырьевого экспорта, именно продукция нижнего передела выросла более сильно, то есть на 24%, продукция среднего передела выросла на 20%, а верхний передел вырос лишь на 5%.

Эти цифры лишний раз показывают то, что именно система налогообложения никак не стимулирует развитие такого несырьевого экспорта, который имеет высокотехнологичный характер, который имеет высокий уровень передела и высокую добавленную стоимость. Соответственно, само налогообложение никак не стимулирует развитие, а именно создание рабочих мест в этих важных сегментах экономики, которые как раз играют очень важную роль для рывка, о котором нам говорит Президент.

Ещё одна цифра, если по прошлому году взять, есть у нас рост экспорта, но при этом 87% общего роста экспорта дали такие продукты, как топливо и металлы, то есть 77% дало топливо, 10% роста дал металл. Опять же это та продукция, которую никак нельзя назвать продукцией высокого передела или продукцией с высокой добавленной стоимостью.

Поэтому, на наш взгляд, уважаемые коллеги, принятие такого подхода налогообложения в отношении экспорта позволит реально получить, с одной стороны, на первом этапе прямой бюджетный эффект, о цифрах Валерий Карлович говорил. А эти деньги, конечно же, мы можем направить на данном этапе на реализацию национальных проектов, которые инициированы Президентом, и, соответственно, добиться реального изменения структуры экономики, её диверсификации, создания рабочих мест. Соответственно, это опять дополнительные доходы, которые будут появляться буквально уже со следующего года и будут вносить дополнительный эффект. И, соответственно, за счёт этого мы с вами добьемся реального изменения ситуации и улучшения качества жизни населения нашей страны.

Поэтому, уважаемые коллеги, есть предложение поддержать данный законопроект. Мы согласны с тем, что его надо дорабатывать ко второму чтению, и это все возможно при желании и совместной работе. Спасибо большое.

Заключительное слово Валерия Гартунга:

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!

Честно говоря, я думал, что наши оппоненты получше подготовятся к этому выступлению, но, к сожалению, видимо, аргументов вообще нет, даже если поискать, не найти аргументов против этого закона. Во-первых, по тому, что было сказано, развею несколько мифов.

Первый миф о том, что если мы не станем возвращать НДС экспортёрам сырья, то наши сырьевые товары на мировых рынках станут неконкурентоспособными и место наших экспортёров-сырьевиков займут другие. Не займут, и цены не снизятся, не изменятся, это биржевой товар, напоминаю вам всем. Это абсолютно очевидная вещь. И человек, который говорит обратное, либо лжёт, либо не разбирается в предмете.

Второй миф. Если мы перестанем возвращать НДС экспортёрам сырья, то они станут убыточными. Коллеги, вы, что, с цифрами не дружите? Они в открытом доступе, вообще-то. Посмотрите. Возьмите сырьевой сектор, возьмите нефтегазовый сектор. Ожидаемая прибыль нефтегазового сектора за прошлый год – 6 трлн рублей. Максимальный возврат НДС, который мы не вернём из бюджета, это два трлн. Считать умеете? Если из шести вычесть два, то останется четыре, но никак не минус. Понятно?

Следующее. Дескать, у нас же есть международные обязательства, что мы на годы вперёд сейчас проговорили здесь, мы договорились с нашими партнёрами, что мы на 20 лет вперёд будем наше сырье гнать за рубеж, прямо там, по той стороне границы построим нефтеперерабатывающий завод, и там они будут перерабатывать. Коллеги, а кто мешает по эту сторону границы этот нефтеперерабатывающий завод поставить? Это что не наша юрисдикция, что ли? Наш закон как раз будет стимулировать компании не по ту сторону границы строить нефтеперерабатывающие заводы, а по эту сторону границы, и все акцизы, и все налоги будут здесь.

И, кстати, ещё один миф, что если мы отменим возврат НДС экспортёрам сырья, то это снизит рентабельность наших сырьевиков и они вынуждены будут поднять цены на внутреннем рынке, ничего подобного. Вот как раз наоборот всё происходит, чем больше вы возвращаете НДС им, тем больше у них рентабельность на внешнем рынке, а у нас работает инструмент.

Это Правительство продекларировало, что цена на внутреннем рынке на товары и услуги этих естественных монополий формируется, исходя из доходности на экспорте. Это Правительство им прописало. Но это даже если бы Правительство не прописало, они бы всё равно так действовали, потому что всегда бизнес будет продавать туда, где выгоднее.

Нашим законом мы сделаем выгоднее переработку внутри страны. И хотят они этого не хотят, но они будут это делать, они будут строить нефтеперерабатывающие заводы.

Тот же "РУСАЛ", например, если бы он не первичный алюминий туда гнал, а делал здесь всю переработку. Кстати, сейчас, когда "РУСАЛ" фактически вышел из-под контроля России, задумались, оказывается, надо же делать колёса из алюминия, понимаете, много чего можно делать.

Давайте посмотрим, а что из нашего алюминия делается за рубежом? Мы же всё это можем здесь делать и у нас мощности есть, просто выгоднее гнать сырьё за рубеж, чем перерабатывать. Этим законом мы ситуацию меняем.

Я вам привёл пример "Норникеля" – 53%, мировой лидер по ЕВITDА на данный момент. Молодцы, хорошо работают. Но почему бы эту ЕВITDА им не заработать на переработку внутри страны, не создавать производство здесь по переработке, по глубокой переработке? Готовы предприятия делать, "АВИСМА", пожалуйста, есть у нас. Поэтому, коллеги, особенно злободневен этот законопроект в нынешней ситуации антироссийских санкций. Нашим сырьём торговать никто не мешает, не запрещает. Они ведь что нам не дают делать? Они нам высокотехнологичную продукцию запрещают поставлять, они наш комплекс сейчас возьмут за одно место, потому что вся продукция, все оборудование, которое там используется, оно импортное. Мы что не можем его здесь сделать? Можем, но это невыгодно сейчас.

Принятие нашего закона сделает это более выгодным и, соответственно, изменится структура российской экономики. Мало того, я уже не говорю о том, что 2 трлн рублей останется в бюджете. Мы сколько решений здесь приняли? Еще раз напомню, подняли пенсионный возраст. Для чего? Чтобы сэкономить деньги. Подняли НДС, чтобы деньги в бюджете остались. Этого можно было не делать, если бы приняли наш закон.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024