ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Олег Нилов: в уходящем году нам сильно не хватало здравого смысла

28 декабря 2018

Как можно оценить значение основных событий 2018 года для страны и ее дальнейшего развития, как они отразятся на жизни российского общества в новом, 2019 году? На эти вопросы отвечает депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Олег Нилов:

– Олег Анатольевич, каково ваше общее впечатление от уходящего года? Какие настроения и эмоции он оставляет?

– Вы знаете, для меня главным индикатором в оценке результатов каждого проходящего года служат перемены в жизни наших граждан. Если в течение года произошло хоть что-то, что могло эту жизнь в какой-то степени улучшить, или дать реальные надежды на улучшение, то я могу считать этот год, что называется, не прошедшим даром. К великому сожалению, 2018-й таких ощущений практически не принес. Да, у нас прошли очередные президентские выборы, по результатам которых большинство принявших участие в голосовании высказалось в поддержку Владимира Путина, а значит, и в пользу политической стабильности в стране. С этой точки зрения фактор выборов Президента для дальнейшего развития страны недооценить невозможно.

Конечно, огромную роль для общенационального, патриотического подъема сыграл прошедший в этом году Чемпионат мира по футболу. Проведя ЧМ, как и Сочинскую Олимпиаду, на самом достойном уровне, мы доказали всю тщетность попыток установить блокаду России на спортивном фланге.

Безусловно, особым предметом нашей национальной гордости явилось возведение Крымского моста, который стал своеобразным символом воссоединения Крыма с Россией.

Но вот какого-либо ощутимого прорыва в области социальной, в плане улучшения жизни миллионов наших граждан уходящий год, мне кажется, так и не принес. И это тем более печально, если учесть, что в декабре мы отметили 25-летие российской Конституции, где наша страна провозглашается социальным государством. Мы видим, что, напротив, в этом году начала формироваться явная тенденция на отступление от принципов социального государства.

– Вы имеете в виду в первую очередь пенсионную реформу?

– Конечно, ведь именно вокруг закона о повышении пенсионного возраста развернулись основные дискуссии политиков, экспертов, общественности, социологов и т.д. Большинство социологических исследований выявило, что не менее 90% граждан страны обеспокоены пенсионной реформой и не ждут от нее ничего хорошего. Лично меня больше всего поражает  цинизм Правительства и партии власти, которые утверждают, что нет других источников для пополнения Пенсионного фонда. Мол, все испробовали – остается только такой выход. Но извините, а как же профицит бюджета, который по официальным прогнозам самого Правительства уже по итогам этого года может превысить 2 трлн рублей? И вообще, почему вопрос о повышении пенсионного возраста не возникал в "скудные" годы, когда цена на нефть падала на глазах, а возник в период очередного витка "тучных" лет, когда цена на нефть устойчиво держится на высокой отметке?

Тем не менее, закон принят, и с 1 января 2019 года пенсионная реформа поэтапно начнет действовать. Что можно сделать, чтобы минимизировать ее негативные последствия для граждан, для тех, кого отныне принято называть предпенсионерами?

– Как известно, вслед за решением о повышении пенсионного возраста парламент принял ряд поправок в трудовое законодательство, предусматривающих не только административную, но и уголовную ответственность работодателей за увольнение или непринятие на работу граждан предпенсионного возраста. Честно говоря, я не вижу ничего хорошего в том, что на бизнес предполагается возложить ответственность за абсолютно непродуманное решение властей по пенсионному возрасту. Нам как бы говорят: мы хотим снять со своих плеч нагрузку, которая ложится сегодня на пенсионную систему, мы ее с себя снимаем и перекладываем на граждан и на бизнес.

Особый упор авторы пенсионной реформы делают на программах переобучения таких граждан, которые позволят им получить новые профессии. Но давайте, к примеру, представим, как может отразиться пенсионная реформа на высококвалифицированном хирурге. Ближе к пенсионному возрасту у него уже и руки не те становятся, и зрение. А Правительство говорит: нет, ты еще поработай, а если что, мы тебя переучим, подучим, и ты будешь сторожем шестого разряда, или ты будешь уборщиком десятого разряда. Вот это уже ни в какие ворота не лезет, господа хорошие! Будьте любезны, обеспечьте тогда такому человеку соответствующие компенсации. В противном случае это будет не иначе как принуждением к низкоквалифицированному и низкооплачиваемому труду.
На парламентских слушаниях по пенсионной реформе в связи с этим я задал министру Топилину примерно такой вопрос: а вы не опасаетесь того, что по этому поводу поступят многочисленные иски со стороны граждан, которые уже не смогут работать по своей основной профессии, но и не смогут получать пенсию, которая отодвинется на несколько лет? Считаю, что даже если человек в связи с повышением пенсионного возраста соглашается на низкоквалифицированную работу, он имеет полное право на компенсацию разницы между его предыдущей зарплатой и нынешней, которую он получает за этот свой вынужденный, низкоквалифицированный труд. А для начала я бы предложил принять закон, отменяющий НДФЛ для предпенсионеров, если их доходы не превышают 50 тысяч рублей в месяц. В свою очередь, работодателей можно было бы освободить от отчислений в Пенсионный фонд с заработных плат людей предпенсионного возраста, а также снизить им налог на прибыль, пропорционально работающему у них количеству людей такого возраста.

– Если не ошибаюсь, Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уже давно называет целый ряд реальных источников пополнения Пенсионного фонда?

– Совершенно верно. Причем, эти источники помогли бы не только решить проблему с дефицитом ПФР, но и найти необходимые средства для существенного повышения в стране зарплат, тех же пенсий, стипендий, социальных пособий. Понятно, что прежде всего речь идет о прогрессивной шкале подоходного налога. Сколько бы раз мы с этой идеей ни выступали, каких бы вариантов прогрессивной шкалы ни предлагали, Правительство и правящая партия одинаково воспринимают ее в штыки.

Еще один серьезный источник, на который я недавно обратил внимание, – это установление плоской шкалы страховых взносов. Сегодня, если зарплата человека составляет больше 80 тысяч рублей в месяц, – а такие деньги получают в том числе и многие госчиновники, менеджеры госкомпаний, депутаты, сенаторы, – страховые взносы за него платятся в размере 10%, а не 22%, как у остальных трудящихся. Это абсолютно несправедливая ситуация, поэтому нам нужна если не прогрессивная шкала страховых взносов, то хотя бы плоская, при которой за всех работников, вне зависимости от их заработных плат, перечислялись бы одинаковые 22% страховых взносов. Законопроект, где предусмотрена такая мера, мною внесен, но парламентское большинство и не думает его рассматривать.

И вот еще на что хочу обратить внимание. В стране есть наша доблестная Счётная палата, Следственный комитет, прокуроры, огромная армия силовиков. А что они сделали для того, чтобы вернуть триллионы, украденные через многочисленные обанкротившиеся банки? Триллионы рублей утекли в неизвестном направлении! ЦБ санирует банки, затыкает эти дыры, триллионы рублей уходят, – кто их возвращает?

Вот какие огромные средства могли бы еще пополнить нашу казну и Пенсионный фонд! А чтобы этого добиться, нужно персонально спрашивать с тех, кто в соответствии со своими должностными полномочиями обязан искать эти триллионы, возвращать их стране и наказывать виновных. Где хотя бы возбуждение уголовных дел? Почему эти лжебанкиры отделываются лёгким испугом, тогда как для них нужно вводить серьезную уголовную ответственность? Причем, несоизмеримо большую, чем для бизнесменов, увольняющих предпенсионеров. Здесь уже есть все основания приравнивать злодеяния к госизмене. Никакие санкции, никакая блокада, никакие шпионы не наносят такого вреда, как эти деятели, которые триллионы уводят, отделываются лёгким испугом, за редким исключением оказываются за решеткой, но потом все равно выходят по УДО и деньги не возвращают.

Так нет, и на эту вопиющую проблему Правительство и его партия закрывают глава, делая вид, что этой проблемы не существует вовсе. О чем все это говорит? О том, что Правительство не заинтересовано в приумножении сбережений нашего народа. Оберегаются капиталы крупного, зачастую спекулятивного, бизнеса, как священную корову защищают богатых и сверхбогатых. Кризис бушует, а их капиталы растут! И весь этот крен обеспечивается самой философией Правительства, его финансово-экономического блока. По-другому поступать они уже не могут, даже под давлением майского указа Президента. Поэтому выход здесь только один, и мы много раз об этом говорили. Это смена – и чем быстрее, тем лучше – данного Правительства, защищающего интересы абсолютного меньшинства. Очень хотелось бы, чтобы прозрение, понимание сути этого Правительства дошло, наконец, до абсолютного большинства граждан, чтобы они не сидели дома, а шли голосовать на выборы. Призывы к митингам, референдумам – это все "разговоры в пользу бедных". На митингах и референдумах ничего не решается, а на выборах решается все.

Отправка этого Правительства и партии, которая осуществляет все его "хотелки", на досрочную, непочетную политическую пенсию – это то, что вполне под силу сделать через голосование на выборах всех уровней большинству, интересы которого Правительство и правящая партия открыто игнорируют.

– Почему же этому Правительству удается так долго держаться на плаву и продолжать убеждать общество, что оно все делает правильно?

– Просто там все обставляют таким образом, чтобы невозможно было с них спросить, ссылаются на всякие бесконечные форс-мажоры, санкционные ветра. При этом там либо не понимают, либо не хотят понимать, что все эти санкционные ветра, массированное давление Запада на Россию будут становиться тем сильнее, чем слабее будет наша экономика, чем больше у нас будет расширяться пропасть между богатыми и бедными.

Все эти пресловутые американские "ястребы" – они же не просто так трещат крыльями и щелкают клювами. Их задача заключается не только в том, чтобы наращивать гонку вооружений и за счет этого обогащаться. Нет, помимо вот этих алчных интересов, они постоянно преследуют цель попытаться еще раз обрушить социальные устои государств-противников, т.е. Китая, Индии, России. Вызывая их на такую колоссальную гонку вооружений, они и зарабатывают деньги, и одновременно рассчитывают добиться каких-нибудь революций или "майданов" внутри этих стран, которые вынуждены будут урезать внутренние расходы, и в первую очередь на социалку. Вот в чем заключается их замысел в отношении нашей страны: расшатать нашу внутреннюю стабильность.

А что нужно делать нам? А нам нужно делать все возможное и невозможное, чтобы, невзирая на все эти атаки, блокады, санкции и т.д., доходы наших трудящихся и пенсионеров ни в коем случае не уменьшались, а увеличивались. Нужно снижать внутреннюю социальную напряженность между богатыми и бедными, делать так, чтобы бизнес преступный, коррупционный вытеснялся бизнесом светлым, с белыми зарплатами и благими целями. Вот таким образом, укрепляя тылы, мы подадим сигнал и знак, что все попытки и намерения американских "ястребов" в отношении нашей страны тщетны, что чем больше их давление, тем больше мы будем усиливать действия по решению своих внутренних проблем.

Не знаю, что в качестве ответных мер выберут Президент и Правительство, но я бы считал, что кроме армии и флота у нашей страны есть еще союзник в лице рабочего и колхозницы, инженера и ученого, врача и учителя. Вот этот союзник России не должен оставаться у государства, что называется, на заднем плане. Поэтому с бедностью и нищетой нужно не просто бороться – они должны быть побеждены. Коррупция должна быть минимизирована, и для этого необходимо предложить какие-то прорывные решения.

– А Правительство, выходит, на такие прорывные решения не очень способно?

  – Они все делают по принципу "как получится", а получается так, как происходит в последние годы. Ветер дует почему-то только в одну сторону: народ становится все беднее, а олигархи все богаче.

Вместо стремления реально развивать экономику и социальную сферу мы видим только готовность Правительства реализовывать какие-то вредоносные программы, которые согласовываются с международными финансовыми институтами.

Конечно, у наших экономических и социальных бед есть и объективные причины, в том числе затянувшийся кризис. Но есть и причины, которые зависят только от власти – местной, региональной, федеральной. И первое, что должна делать власть – это законодательно гарантировать реальное повышение доходов граждан. Зарплаты у людей должны быть на уровне от 50-70, а то и 100 тысяч рублей, в зависимости от возможностей регионов. Такие зарплаты должны быть гарантированы законом, и во всех развитых странах пресловутый МРОТ гарантирован именно на таком уровне, а не в размере 11 с небольшим тысяч, как у нас. Как-то с трибуны Государственной Думы я с горечью пошутил, что этих денег хватит разве что на прокорм ослика в зоопарке. И кто бы мог тогда подумать, что чиновница правительства Саратовской области, занимавшая на тот момент ответственный пост регионального министра труда и соцзащиты, осмелится не в шутку, а всерьез размышлять о возможности проживания на 3,5 тысячи в месяц! Хорошо, что у губернатора хватило мудрости отправить зарвавшуюся чиновную даму в отставку.

И крайне важно, чтобы за решение задач сбережения и приумножения народа у нас была установлена персональная ответственность каждого руководителя – села, района, города, региона. Если где-то население либо уезжает, либо вымирает, либо не рождается, и если это не связано с такими причинами, как цунами или землетрясение, значит общая оценка работе руководителя сразу должна даваться неудовлетворительная. Значит, неправильно были расставлены приоритеты, неправильно тратились ресурсы, деньги, рабочее время. И реакция на это должна быть не как в школе: садись, два, а два – и до свидания!

В стране есть собственные деньги, причем огромные, которые складываются у нас в т.н. кубышку. Вот и давайте пускать эти деньги на решение прорывных задач и суперзадач, таких как вхождение России в пятерку наиболее развитых стран. Давайте не размещать наши многомиллиардные средства в ФНБ, в ценных бумагах, в акциях и т.д., а думать о том, как эффективнее вложить их в нашу экономику, чтобы потом эти средства оказались удвоены и даже утроены, чтобы повысилась безопасность страны: экономическая, социальная, продовольственная.

– Ну, а совсем недавние выступления Медведева и ключевых федеральных министров, подводивших итоги года, – они вселяют надежду, что в следующем году будет проведена определенная работа над ошибками?

– К сожалению, в этих выступлениях пока не прозвучало ответа на вопрос о том, имеется ли у Правительства подробный, конкретный, с дорожными картами, план реализации "майских" указов Президента.

Как мы знаем, указы Президента распространены на шестилетку. Год практически уже прошел, и хотя бы за этот год нужно было четко расписать, с точностью до каждого квартала, полугодия и года, вот эту плановую кривую. Ну, например, нам необходим план мероприятий по строительству жилья для миллионов россиян. Он должен предусматривать не просто увеличение метража строящегося жилья. Должна быть конкретная привязка, чтобы эти миллионы новых квадратных метров попадали именно тем, кто реально в жилье нуждается.

И по строительству дорог, и по развитию здравоохранения, и по многим другим направлениям, – везде должны быть четкие планы действий. Помните, была реклама, где звучал вопрос: сколько вешать в граммах? Так вот, мы ждем от Правительства ответов на вопросы, сколько по всем направлениям президентских указов будет "отвешено в граммах", и кому. И самое главное, кто будет нести за это персональную ответственность, какие конкретно вице-премьеры, министры или их замы? Что будет с теми, кто не выполняет вот эти дорожные карты продвижения из точки А в точку Б в течение шести лет?

И еще очень хотелось бы услышать о том, где Правительство намерено брать деньги на реализацию всех этих амбициозных суперзадач. За счет кого будут пополняться бюджеты Дорожного фонда, Минздрава, Минобра? Уж не опять ли за счет трудящихся, за счет придумывания для них новых налогов, "оброков" и т.д.? К сожалению, есть опасения, что Правительство, его социально-экономический блок именно так и будут поступать, оберегая при этом сверхдоходы тех же сырьевых компаний. Вот они-то, как мы видим, пока остаются неприкосновенными.
Или, скажем, берем задачу повышения продолжительности жизни россиян до 80 лет. Правительство также должно представить план достижения этой цели по годам, определить ответственных за его реализацию и объявить, где и за счет чего оно намерено брать для этого деньги. Но в первую очередь оно обязано представить план, ответственных лиц и источники финансирования, необходимые для достижения главной цели, обозначенной в майских указах – сбережения и приумножения народа.

Прорыв в экономике, который нам всем обещан, мы хотим не просто воспринимать на веру. Мы хотим видеть планы: с четкими цифрами, с графиками, с персональной ответственностью.

– Олег Анатольевич, а случалось ли в течение этого года что-нибудь такое, что вы могли бы отнести в том числе и к своим личным профессиональным успехам, как депутата и как политика?

– Да, слава Богу, был поддержан как ряд моих собственных инициатив, так и инициатив нашей фракции, в которых я выступал соавтором. Ну, наверное, одним из наиболее запоминающихся решений стало принятие закона об отмене национального роуминга, согласно которому абонент, где бы он в России ни находился, платит за связь по одним и тем же тарифам. Соответствующая законодательная инициатива была внесена на рассмотрение Госдумы еще в июне прошлого года группой депутатов от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" во главе с Сергеем Михайловичем Мироновым. Мы давно указывали на то, насколько неправильно и несправедливо вынуждать людей, приезжающих в другой регион страны, платить за мобильную связь по более дорогому тарифу. Тем более, что на момент внесения нашего законопроекта для граждан европейских государств подобный роуминг перестал действовать на территории всего Евросоюза.

– Совсем недавно стало известно об официальной поддержке другой инициативы "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – о возможности тратить средства материнского капитала на приобретение дачного дома…

– Соответствующий законопроект мы внесли в Думу еще полгода назад. Он предусматривает использование средств материнского капитала на покупку, строительство или расширение дачного дома на садовом земельном участке. Мы считаем, что это даст очень хорошую дополнительную возможность для решениях жилищных проблем молодых семей. А в декабре мы действительно узнали, что на одной из встреч с гражданами премьер Медведев назвал вполне обоснованным расширение возможностей использования материнского капитала в том числе для жилищного строительства на земельных участках в садовых товариществах. Надеемся, что теперь наш законопроект, рассмотрение которого переносили от заседания к заседанию, наконец-то обсудят и примут.

Жаль, что было отвергнуто другое наше предложение – разрешить россиянам тратить маткапитал на покупку автомобилей отечественного производства. Об этом неоднократно просили многодетные семьи, особенно те, кто проживает на селе. Для семей, у которых есть дача за городом, или для тех, кто постоянно проживает на селе, автомобиль просто необходим. И тем самым мы бы не только поддержали многодетные семьи, но и мотивировали отечественного автопроизводителя. Соответствующий законопроект мы также подготовили и внесли в Госдуму. Но у парламентского большинства оказалось свое видение того, как поддерживать семьи с детьми. Мол, автомобиль – роскошь, а не средство передвижения. В результате наш законопроект был отклонен в первом чтении. Вот и получается, что многодетные семьи партия власти лишает возможности приобретать недорогие отечественные автомобили, а своим чиновникам в региональных органах власти позволяет держать за бюджетные деньги целые автопарки из дорогих иномарок!

– Зато в этом году была услышана и поддержана ваша собственная инициатива – о проведении широких народных слушаний по вопросам использования и сбережения лесных ресурсов. Почему эта тема вам небезразлична?

– Наверное, я не открою Америки, если скажу, что леса у нас нещадно эксплуатируются, вырубаются. В период с 2000 по 2010 год лесоповал увеличился вдвое. И сейчас темпы нарастают, а доходы от лесной отрасли остаются на прежнем мизерном уровне. Ежегодно вся отрасль приносит в бюджет немногим больше 10 млрд рублей, тогда как сбор только одного транспортного налога в Москве приносит в бюджет города более 20 млрд!

Достаточно привести в пример Ленинградскую область, где в результате проверок Счетной палаты было выявлено сокращение лесов в 36 раз, и где 90% лесов находится на сегодняшний день в частном пользовании. А недавно газета "Коммерсант" сообщила о чудовищной ситуации в Смоленской области, где экологами была обнаружена самая масштабная черная рубка в России. В связи с тем, что лесные участки там незаконно были переведены в категорию земель сельхозназначения, под топор пошло около 600 га леса! Это побудило "Гринпис России" обратиться в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку по фактам сплошных рубок в регионе.

Наша древесина за бесценок уходит за рубеж. Получается, что мы, как дружественные соседи, буквально снабжаем экономику соседних стран. Между тем, в Китае в некоторых районах вообще запрещено заниматься лесодобычей.

Беда в том, что после развала Советского Союза лесничества были безответственно отданы безответственным арендаторам. Лесная отрасль стала "кормушкой" для отдельных лиц. Арендные же платежи просто смехотворны. 3 тысячи рублей платит арендатор с гектара в год, а 3 тысячи рублей – это 1 кубометр леса. Вот что мы получаем с этих арендаторов! Сегодня всё говорит о крайне неэффективном порядке использования лесов в России, о нещадном эксплуатировании лесного массива не в интересах нашей страны. Такая ситуация в нынешних экономических условиях не может сохраняться. Лесная отрасль как отрасль, осваивающая природные ресурсы, имеющиеся в России в колоссальных объемах, должна приносить бюджету доходы на порядки больше, нежели в настоящий момент.

Поэтому нам нужно как можно быстрее возрождать министерство лесной промышленности и, внося соответствующие изменения в Лесной кодекс, стремиться к тому, чтобы лесничества были не на кормлении у арендаторов, а в достаточной мере финансировались из госбюджета. Для начала наша фракция предлагает принять разработанный нами законопроект, предусматривающий обязательное страхование лесных участков пользователями или арендаторами леса. Хочешь получать прибыли и сверхприбыли – застрахуй леса от пожара, тогда и государство не будет нести такие колоссальные убытки. Ответственность у арендаторов будет иной. А сегодня ее нет вообще, и мириться с этим нельзя.

И конечно, я благодарен Вячеславу Викторовичу Володину за то, что он услышал мою февральскую инициативу о проведении широких народных слушаний, и в результате 14 сентября в Госдуме прошли слушания  "Проблемы и перспективы законодательного регулирования многоцелевого использования лесных ресурсов". В них приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители министерств и ведомств, региональных органов власти, общественники и ученые. Я очень надеюсь, что такие слушания будут проводиться у нас ежегодно, и на них будет формироваться и дополняться реальная дорожная карта развития и реформирования всей нашей лесной отрасли.

– Олег Анатольевич, в завершение невозможно не задать традиционный вопрос, который часто звучит при подведении итогов уходящего года: что вы ожидаете от нового, 2019 года?

– Мне очень хотелось бы, чтобы год грядущий принес в нашу страну больше здравого смысла, которого нам сильно не хватало в году 2018-м. В принципе, с отсутствием здравого смысла мы, депутаты от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", сталкиваемся постоянно, когда слышим подчас маловразумительные и плохо аргументированные отрицательные ответы на наши инициативы. Скажем, в этом году нам так и не смогли внятно разъяснить, почему у нас продолжают складывать дополнительные доходы бюджета в кубышку, а не направляют их прежде всего в нашу экономику, высокодоходные отрасли. Те отрасли, которые гарантированно дадут не 0,5% годовых, а десятки процентов, и помогут стране обезопасить себя от поставок из-за рубежа продуктов, лекарств и техники. Нам так и не ответили толком, почему все-таки понадобилось принимать решение о повышении НДС, влекущее увеличение финансовой нагрузки отнюдь не на бизнес, а на рядового покупателя. Бизнес у нас никогда и нигде крайним не был и не будет. Крайним всегда оказывается потребитель, покупатель услуг, товаров и всего, что производит бизнес. Поэтому любые аргументы в пользу повышения НДС, даже при сохранении льготной его ставки, – это все от лукавого. Нам объявили, что нужен прорыв в социально-экономическом развитии, а трудящиеся в итоге получат прорыв своих карманов, кошельков и последних штанов!

И вот таких решений, которые не то что никакого развития не обеспечивают, а противоречат элементарному здравому смыслу, самой логике нормального экономического развития, принималось в этом году великое множество.

Поэтому главное, чего я ожидаю от приближающегося нового года – это разворот нашей государственной власти в сторону здравого смысла и в сторону интересов нашего народа. А от народа тоже хотелось бы видеть побольше проявлений здравомыслия. Вы спросите – в чем? Да прежде всего в отношении к своему конституционному праву выбирать и быть избранным. Ведь именно это право дает гражданам возможность продвигать на ответственные участки в органы власти тех честных и достойных людей, которых они действительно хотят там видеть – вместо коррупционеров разных мастей, вместо обнаглевших чиновников, призывающих россиян садиться на "макаронную диету", вместо безответственных политиков, убеждающих народ в том, что денег в стране нет, и поэтому "надо держаться".

К счастью, поводы надеяться на такое вот электоральное здравомыслие наших граждан сегодня понемногу появляются. К примеру, я даже не ожидал, что в ряде регионов на минувших губернаторских выборах результаты окажутся не в пользу действующих администраций, и что представителям власти при всем их мощном административном ресурсе не удастся их подтасовать, сфальсифицировать, и т.д.
С одной стороны, как заметила недавно глава ЦИК Элла Памфилова, в этом можно видеть и некое оздоровление избирательной системы. Но я вижу тут больше другое: начавшийся процесс преодоления апатии избирателей, выздоровления общества с точки зрения его политической активности. От этого выздоровления зависит дальнейшая судьба всей нашей страны и каждого из нас.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019