ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты "СР" задали вопросы Министру торговли и промышленности

10 октября 2018

10 октября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр торговли и промышленности РФ Денис Мантуров. Вопросы задали Олег Николаев, Олег Нилов и Дмитрий Ионин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Михаил Емельянов.

Вопросы

Олег Николаев:

– Уважаемый Денис Валентинович, несомненно, большой потенциал роста и возможность решения задач, поставленных Президентом, лежит в области взаимодействия науки и техники. Ряд хороших, успешных примеров вы уже привели, но мой вопрос лежит в области лёгкой промышленности. Недавно из-за океана пришла такая новость, что США делают ставку на умный текстиль. Небольшая компания из Нью-Гемпшира, как СМИ выразились, взорвала индустрию производством специализированных тканей с использованием полупроводников, керамики и стекловолокна. Область применения, естественно, это военные, полиция и, конечно же, гражданская защитная одежда. Как в этом направлении обстоит у нас в российской лёгкой промышленности, что на сегодняшний день уже сделано, какая поддержка вами будет предусмотрена, и какие перспективы? Спасибо.

Денис Мантуров:

– Олег Алексеевич, вы затронули важную тему. С одной стороны, когда мы начинали восстанавливать нашу лёгкую промышленность, над нами смеялись и говорили: послушайте, вы тяжёлую сначала восстановите, а потом беритесь за лёгкую. Но, на самом деле, это тот сектор промышленности, который обеспечивает рынок на сегодняшний день на сумму большую, чем автопром – это почти три трлн руб. Мы с вами каждый день сталкиваемся с этой отраслью. Но сегодня лёгкая промышленность – это не только то, что мы носим с вами, это как раз то, что вы сказали о тех инновационных материалах, которые используются в межотраслевом направлении.

Стройиндустрия сегодня уже не существует без тех материалов, которые производятся в лёгкой промышленности. Это обеспечивает увеличение объёмов, серийности, ни одной дороги сегодня не строится без дорожного текстиля.

Если мы говорим об обеспечении задач освоения Арктики, вся одежда, которая туда поставляется, производится российскими предприятиями. И если говорить о специальной одежде, за последние четыре года мы практически обеспечили на 100% независимость от поставок. Вы представляете, до чего доходило, что варежки для металлургов и электросварки закупались импортные. Сегодня это уже производится нашими кожевенными предприятиями. А на все конвейеры автопрома поставляется российская кожа, включая иностранные бренды, для того чтобы обеспечить тот уровень локализации, который прописан в рамках требований по промышленной сборке. Поэтому все направления, которые вы обозначили в части умных тканей, для того чтобы быть в тренде мировых направлений, мы работаем вместе с институтами отраслевыми, совместно с предприятиями промышленности, внедряем это на практике. И рассчитываем, что мы продолжим ежегодно демонстрировать рост по легпрому, как это происходит в последние три года.

Спасибо.

Олег Нилов:

– Уважаемый Денис Валентинович, во времена Советского Союза для повышения урожайности и борьбы с вредителями активно и эффективно использовалась сельхозавиация.

Совершенно понятно, что для борьбы с пожарами, для минимизации этой беды и для эффективной борьбы с вредителями лесов можно использовать помощь авиации и иногда только её.

Но как недавно мы выяснили в рамках лесного форума, сегодня в лесоохране из 27 имеющихся бортов, девять в строю.

Какие перспективы развития этого специфического сегмента авиационной техники? Какие программы, возможно, планируются? Какие средства для этого необходимо заложить в бюджет?

Спасибо.

Денис Мантуров:

– Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Очень важная тема, связанная с тем, что больше 15 лет, особенно это идет речь о 90-х годах, о нулевых, не использовалась сельхозавиация, а тем более, если мы говорим о лесоохране.

За последние несколько лет был разработан новый тип воздушного судна, это самолет Т-500. Буквально 6 сентября был вручен сертификат летной годности этому типу судна. Это компактный, небольшой, композитный самолет, который разработан и производится предприятием, входящим в Ростех, НПП "Технология" имени Ромашина в Калуге. Это одноместный самолет, то есть расходы на его эксплуатацию незначительные, стоимость абсолютно доступная для тех авиаотрядов, которые будут выполнять работу по орошению полей, сельхозугодий, и естественно мы рассчитываем на то, что и лесная охрана тоже будет приобретать эти типы самолетов.

Более того, у нас появляется, в том числе и экспортный рынок. Буквально недавно проходил авиасалон в Геленджике по гидроавиации, в том числе будет использоваться летная единица на поплавках для выполнения этих задач.

Поэтому постепенно, по мере наращивания закупок этого типа самолетов, мы рассчитываем на решение общей задачи по эффективному освоению и лесных угодий и защите лесов для более эффективного использования в нашей стране.

Спасибо.

Дмитрий Ионин:

– Уважаемый Денис Валентинович, понятно, что депутаты представляют свои регионы, и конечно, для нас важно взаимодействие Минпромторга именно с региональными и отраслевыми министерствами и ведомствами.

Хотелось бы спросить, как министерство выстраивает свою работу с субъектами Федерации, в частности, как учитывается межотраслевой баланс при реализации программ создания новых производственных мощностей в регионах и как Минпромторгом оценивается программа "Федеральная практика", которая, в принципе, как раз обозначала, что направлена на укрепление работы с регионами.

Денис Мантуров:

– Дмитрий Александрович, спасибо за вопрос.

Мы пришли уже давно к выводу о том, что из Москвы управлять всеми отраслями промышленности невозможно. Поэтому без помощи и поддержки регионов, мы просто не справились бы, даже с теми задачами, о которых я сегодня докладывал с высокой трибуны.

Что касается механизмов взаимодействия, в рамках реализации закона "О промышленной политике" мы подписали со всеми 85 субъектами Российской Федерации соглашение о сотрудничестве, причем это не формальный документ, а документ, предусматривающий обязательное согласование при назначении кураторов промышленности на местах согласовывать кандидатуры с нашим ведомством. Я общаюсь лично с каждым министром, либо председателем комитета, либо начальником управления департамента в зависимости от того, как складывается структура власти в регионе, я сам лично встречаюсь, провожу собеседование. Мы проводим регулярно региональные стажировки. Раньше это было четыре раза в год, когда мы только начинали эту программу реализовывать. Сейчас уже не такая частая сменяемость, это два раза в год со всеми министрами, они приезжают к нам на неделю и погружаются во все направления, которые ведет наше ведомство. С приглашением институтов развития, с приглашением коллег из других направлений для того, чтобы более углубленно решать совместно задачи.

Мы внедряем сегодня государственную информационную систему в промышленность. Для чего это нужно? У нас с вами нет госплана, и мы, к сожалению, какое-то время назад, даже и не могли ориентироваться и понимать, что у соседнего региона происходит в том или ином секторе промышленности. Когда приходят губернаторы, у каждого обязательно есть желание построить у себя в регионе металлургическое производство, построить завод по производству автомобилей, но это невозможно. Нужно выстраивать отраслевые и межотраслевые балансы.

Государственная информационная система такую возможность предоставляет. У каждого региона есть личный кабинет, в котором формируется вся информационная повестка, есть возможность предприятиям на своем уровне получать информацию и выстраивать свои целевые прогнозы по целесообразности создания тех или иных мощностей. Поэтому наша задача не только строить заводы, создавать мощности, но и в том числе ориентироваться, а нужны ли эти мощности в таком объеме.

Вот что у нас произошло сегодня, например, с цементной отраслью? У нас перепроизводство в два раза, при этом даже в одном и том же регионе есть уже предприятия, при этом регион хочет дополнительных инвестиций от иностранных компаний по строительству ещё одного завода. Мы спрашиваем, зачем вы это делаете, если лучше модернизировать существующие мощности и загрузить их более эффективно? Поэтому такая межотраслевая работа сегодня ведется. Спасибо.

Выступление Михаила Емельянова:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемый Денис Валентинович, уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что в современных условиях безусловным приоритетом экономической политики должен быть экономический рост.

Наше Правительство, судя по последним действиям, так, видимо, не считает, у него другие приоритеты. В этой связи я хотел бы в выгодном свете подчеркнуть деятельность Министерства промышленности и торговли. Это министерство остается, пожалуй, последним и единственным ведомством, которое обеспокоено экономическим ростом, которое предпринимает реальные конкретные шаги по обеспечению экономического роста, причем в несырьевых отраслях, в которых сложнее обеспечить рост, вследствие того, что они находятся под жестким внешним санкционным давлением.

Прямо скажем, политика Центрального банка и финансово-экономического блока Правительства не слишком комплементарна к этим отраслям. И вместе с тем мы видим экономический рост, почти 4%, о чём сказал министр, это значимый рост, мы его высоко оцениваем, учитывая те сложные условия, о которых я сказал. И достигнут этот рост опять же благодаря усилиям Министерства промышленности и торговли. Благодаря тому, что своевременно были разработаны и внедрены современные институты и формы поддержки промышленности, и сейчас они грамотно используются. Это и Фонд развития промышленности, и специальный инвестиционный контракт, и те программы импортозамещения, которые реализуются в 22 отраслях нашей промышленности и дают вполне конкретный результат.

Денис Валентинович не очень много говорил об этих формах поддержки, только в одном, в ответе на один из вопросов он упомянул про 420 проектов, которые прошли через Фонд развития промышленности и дали почти 95 млрд руб. Но есть сопутствующие цифры. Потому что кроме этих 95 млрд руб. почти 140 млрд руб. позволило привлечь дополнительно из внефондовых средств. Это позволяет создать 20 тыс. рабочих мест, что существенно для наших условий. Налоговые отчисления благодаря этому в бюджеты разных уровней будут составлять 130 млрд руб. Это практическое проявление той промышленной политики, о которой мы говорим, СПИК.

Фракция активно поддерживает специальные инвестиционные контракты, имея отношение к продвижению этой формы института. И нам приятно констатировать успех работы по этому направлению. Только начали работать по СПИКам, но уже 25 федеральных СПИКов подписано в десяти отраслях. Количество новых рабочих мест будет порядка 10 тыс. Инвестиции в промышленность составят 460 млрд руб. Я привожу эти цифры не только для того, чтобы похвалить Министерство промышленности, но и как аргумент, споря с теми либерально настроенными экономистами, и с либерально настроенными членами Правительства, которые принципиально выступали и по-прежнему выступают против промышленной политики, которые считают, что промышленная политика в рыночных отношениях, в конкурентной экономике в принципе не может быть. Это не так. Эти цифры подчёркивают важность, актуальность развития именно промышленной политики в нашей стране, которая позволит развиваться высокотехнологичным отраслям. Хотя и далеко не все благополучно с использованием этих фондов.

Например, фонд "Развитие промышленности". В том бюджете, который мы будем принимать через некоторое время, он увеличится вроде бы на 50%. Но абсолютная цифра ничтожна по сравнению с масштабами нашей экономики. Всего 28 млрд руб.

Для сравнения. Министерство финансов и Министерство экономики собираются создать фонд "Инфраструктура". Этот фонд будет, сумма его средств, которыми он будет располагать, будет 3% от ВВП, то есть огромные деньги. Мы не против развития инфраструктуры. Мы видим, что у нас даже мосты падают, как карточные домики. Но надо как-то синхронизировать развитие нашей отечественной промышленности и крупные инфраструктурные проекты, сбалансировать расходы на них, потому что если мы будем развивать крупные инфраструктурные проекты, но у нас не будет промышленного обеспечения их развития, не будет технологий, то те огромные деньги, которые будут вложены в них, пойдут на развитие зарубежных компаний, а не отечественной промышленности. Мы понимаем, что эти фонды, имеют разную природу, разную организационно-правовую форму, разные принципы деятельности, но они в какой-то степени показывают приоритеты Правительства. А эти приоритеты, к сожалению, не в пользу нашей промышленности. Но когда я говорю "Правительство", я имею в виду финансово-экономический блок нашего Правительства.

Ещё очень важное направление – развитие инжиниринговых компаний. Если мы говорим об импортозамещении, то нам важно создавать и стимулировать появление крупных инжиниринговых компаний, потому что крупные проекты сейчас могут реализовываться только крупными зарубежными инжиниринговыми компаниями. Наших инжиниринговых компаний, которые могут обеспечивать такие проекты, очень мало. А что получается? Если это импортная инжиниринговая компания, то уже на стадии проектирования закладывается импортное оборудование, и наши производители оказываются в дискриминированном состоянии. Поэтому одна из задач – это стимулирование создания дееспособных крупных компетентных российских инжиниринговых компаний.

Мы очень высоко ценим деятельность министерства по развитию высокотехнологичных отраслей, в частности, авиации. При этом было отрадно услышать от министра, что новое Правительство будет поддерживать программу развития МФ-21, что не будет свёрнута программа Ил-114, что наконец-таки появится наш самолёт для малой авиации для того, чтобы соединять малые населённые пункты между собой, потому что, честно говоря, определённая тревога по поводу этого направления, есть.

Совсем недавно в Высшей школе экономики был озвучен доклад, согласно которому, оказывается, России вообще высокотехнологичные производства не нужны. Нам надо развивать примитивный передел, средний передел, а высокотехнологичные товары нам надо импортировать из-за рубежа. Но, конечно, отдельно в скобках заметим, удивительно, что такие доклады звучат в институте, который получает серьёзные дотации и субсидии из госбюджета, и который должен был бы по идее заботиться о развитии отечественной промышленности. Но проявляются и последствия этого. Мы знаем, что Счётная палата уже озвучила данные по проверке программы МФ-21, где она нашла какие-то нарушения и превышение затрат на развитие этого проекта. Но хотелось бы спросить Счётную палату, а как можно было не превысить затраты, когда мы попали под такие санкции? И почему Счётная палата во главе с Кудриным взяла в качестве одной из первых проверок именно авиапром, а не другие отрасли, где порядка значительно меньше, чем в авиации. По крайней мере, то, что наш министр твёрдо отстаивает высокотехнологичные отрасли, в частности, авиационную промышленность, мы поддерживаем.

По производству сельхозмашин. В последние годы был значительный рост в этом сегменте производства, сейчас ситуация стала более сложной. Учитывая потребность нашего сельского хозяйства в новой технике, учитывая необходимость обновления наших фондов в сельском хозяйстве, конечно, хотелось бы, чтобы этот направление поддержки не было свёрнуто и дополнительные средства выделялись нашим производителям сельхозтехники для того, чтобы обеспечивать качественной сельхозтехникой наших аграриев.

Вопрос экспорта. Безусловно, экспорт очень важен. Хотя опять же не могу не сказать, что в Министерстве экономики совершенно неоправданно противопоставляют импортозамещение и экспорт.

Недавно Министр экономического развития Максим Орешкин вдруг заявил, что с импортозамещением всё у нас уже нормально, это не актуально, а надо развивать экспорт. Очень странное заявление, учитывая, что в некоторых отраслях зависимость от импорта по-прежнему критическая. Но как можно вообще развивать экспорт, если мы не можем побеждать конкурентов даже на внутреннем рынке? Я не думаю, что эти задачи нужно противопоставлять, но надо создавать специальные институты по стимулированию экспорта, давать дополнительные средства на это.

И ещё одна проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, стимулирование производства так называемых простых вещей. Согласитесь, позор для нашей страны, когда мы импортируем гвозди, ножи, перчатки и прочую мелочь, тратя на это миллиарды долларов. Возможно, что необходимо как-то стимулировать регионы, их фонды развития промышленности для того, чтобы они вкладывались в импортозамещение, в том числе и тех простых вещей, которые вполне может производить малый бизнес в регионах. Мы обеспечим и занятость людей на территориях, но и в то же время миллиарды долларов не будут уходить в чужие экономики.

В заключение хочу сказать, что высоко оценивая деятельность Министерства промышленности и торговли, хотелось бы, чтобы и другие ведомства, прежде всего, Минэкономики и Минфин, тоже озаботились развитием отечественной промышленности и созданием благоприятных условий для её развития. Одного Министерства промышленности, несмотря на титанические усилия, которые ведомство предпринимает для обеспечения экономического роста, естественно, недостаточно, нужна согласованная работа всего Правительства.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024