ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" об исполнении федерального бюджета за 2017 год

27 сентября 2018

27 сентября Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 514334-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2017 год". С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства РФ, Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ Антон Силуанов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Олег Николаев, Олег Шеин и Валерий Гартунг, выступил Валерий Гартунг.

Вопросы

Олег Николаев:

– Уважаемый Антон Германович, у меня вопрос будет в продолжение коллеги Щапова (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.). То есть помимо тех показателей, о которых коллега говорил, не выполнен ряд и других показателей. Такие как достижение уровня заработной платы в области образования и здравоохранения во многих регионах, это переселение из ветхого и аварийного жилья также в значительной части регионов. И вот Контрольно-счётная палата, и Андрей Михайлович Макаров (депутат фракции "Единая Россия"Прим. ред.) в своём выступлении указывали на то, что в принципе сами цели не были учтены при реализации государственных программ. Скорее всего, это следствие всего даного процесса. В итоге за отчётный период снизились реально располагаемые доходы граждан.

В связи с этим, как Андрей Михайлович говорил, всё-таки кто-то наказан или предполагается наказать? И всё-таки более конкретно, как вы собираетесь реализовать в рамках нового указа Президента те масштабные задачи? Надеюсь, это будут не такие предложения, как повышение пенсионного возраста? Более конкретно хотелось бы услышать.

Спасибо.

Антон Силуанов:

– Уважаемый Олег Алексеевич, уважаемые депутаты!

Как мы будем реализовывать задачи, поставленные в указе?

Первое. Мы определили объём ресурсного обеспечения этих задач, определили инструментарии реализации этих задач в рамках нацпроектов. Сегодня мы рассматриваем на Правительстве основные направления деятельности Правительства, где будут определены конкретные меры по реализации основных целей национального развития, которые определены в указе Президента.

Поэтому вопрос с инструментарием и реализацией, я уже говорил, мне кажется, он является ключевым и от того, насколько, как мы настроим процесс выполнения этих задач – это половина успеха, а ресурсное обеспечение есть.

Поэтому с учетом мер и правительственного контроля, и парламентского контроля, я думаю, что мы все вместе здесь будем заниматься выполнением тех задач, которые поставлены Президентом.

Проект бюджета на предстоящую трехлетку – это первый шаг на предстоящие три года по исполнению этих задач. Но одних ресурсов мало, надо еще и добиться такого мониторинга, инструментария выполнения и над этим будем все вместе работать. Спасибо.

Олег Шеин:

– Уважаемый Антон Германович, мы очень часто, и сегодня тоже в зале слышим от Правительства о недостатке бюджетных средств, об ограниченности ресурса, этим, в частности, объясняются известные диалоги о повышении пенсионного возраста. Сегодня уже звучал ответ на вопрос про детей-сирот.

Но по отчёту Счётной палаты, в прошлом году дано налоговых льгот и преференций на 11 трлн руб. – это 11% ВВП, рост – плюс 1,5 трлн по сравнению с предшествующим годом.

Я поначалу хотел спросить: не запуталось ли Правительство в предоставлении этих льгот? Потом подумал, что так будет невежливо и решил вопрос переформулировать. А где можно посмотреть методику эффективности предоставления этих налоговых льгот, ознакомиться с соответствующим нормативным документом и посмотреть отчёты профильных министерств и ведомств об эффективности в рамках данной методики предоставления данного рода преференций тем или иным сегментам российского капитала?

Спасибо большое.

Антон Силуанов:

– Уважаемый Олег Васильевич, уважаемые депутаты! Абсолютно справедливый вопрос. И Правительство Российской Федерации тоже его ставит перед Министерством экономики и перед Министерством финансов.

Это касается не только федеральных льгот на федеральном уровне, но касается это льгот и на уровне регионов, потому что регионы также предоставляют соответствующие преференции.

Поэтому для оценки региональных льгот мы подготовили целую методику оценки эффективности этих льгот, которая будет применяться в рамках наших межбюджетных отношений.

Что касается оценки эффективности льгот на федеральном уровне, то действительно, я согласен, это большие объёмы, большие ресурсы, потому что это взять только льготную ставку по НДС, да? Мы её, несмотря на то, что повысили основную ставку, ставку льготную оставили, что абсолютно справедливо.

У нас льготы большие в сырьевом секторе, большие льготы в сельском хозяйстве и так далее. И мы такую работу, это непростая работа, мы её сейчас начали проводить с учётом, действительно, такой методики. Проект методики мы, к сожалению, ещё не утвердили на Правительстве Российской Федерации такой акт, который говорит о том, что как считать эффективность льгот на федеральном уровне.

Проект такой методики сейчас разрабатывается в экономических ведомствах Правительства. И, я думаю, что в ближайшее время мы его примем, примем и обсудим вместе с парламентариями. На основании этой методики оценим и те льготы, которые сегодня предоставлены.

Согласен с вами, что значительная часть из них не работает, не являются эффективными и может быть по ним принято решение о ликвидации этой льготы. Спасибо.

Валерий Гартунг:

– Уважаемый Антон Германович, я напоминаю, что у нас сейчас не принятие бюджета на следующий год, а отчёт об исполнении бюджета.

Так вот макроэкономические показатели по итогам 2017 года превзошли ожидания, и параметры, заложенные в бюджете, в общем-то, у нас гораздо лучше всё оказалось, чем было.

Когда вы здесь, в Думе, были, я задавал вопрос: а когда же мы вернёмся к индексации пенсий работающим пенсионерам, вы сказали: "Ну вот деньги появятся, мы к этому вопросу вернёмся". Хотелось бы на него ответ получить.

И второе. Цели, поставленные в указах Президента, не достигнуты, доходы населения упали. И вместе с тем Правительство принимает решение в конце 2017 года вывести из-под госконтроля сделки между взаимозависимыми лицами на триллионы рублей.

Объясните мне, пожалуйста, чем вы руководствуетесь, принимая такие решения? А сейчас ещё и повышение пенсионного возраста. Когда вы собираетесь всё-таки менять подходы? И какие выводы вы сделали по результатам 2017 года?

Спасибо.

Антон Силуанов:

– Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты!

Действительно, мы получили в прошлом году дополнительные доходы, но, в основном, они связаны были с изменениями внешней конъюнктуры, это более высокие цены на нефть, которые мы не предлагаем направлять на расходы и тем самым, соответственно, вопрос об источниках финансирования повышения пенсий работающим пенсионерам, он конъюнктурный и мы направили, как мы говорили, более триллиона рублей на пополнение наших резервов.

Что касается, вы говорите, цен, то действительно мы приняли решение о том, чтобы в рамках КГН исключить позицию о контроле за ценами внутри групп с тем, чтобы сделать единое внутристрановое пространство по ценообразованию, и здесь у нас вопрос контроля за ценами будет осуществляться со стороны налоговой службы, со стороны ФАС и так далее. Поэтому мы здесь не считаем, что мы сделали какие-то уступки крупным каким-то компаниям и так далее. Контроль за ценами, как был, так, собственно, и будет осуществляться, но на несколько иной основе. Спасибо за внимание.

Выступление Валерия Гартунга:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги. Мы, конечно же, согласны со многим, что было сказано с этой трибуны, и особенно я подпишусь под словами Андрея Михайловича Макарова, который сказал, что "каждый зарытый в землю миллиард имеет фамилию, имя, отчество", я бы добавил даже и расширил, что каждый украденный триллион при госзакупках тоже имеет фамилию, имя, отчество. Теперь по представленному проекту закона об утверждении результатов работы за 2017 год.

Наши граждане, когда смотрят эту трансляцию, наверное, подумают, а о чем мы тут все говорим? Ведь с точки зрения здравого смысла, что является качественным показателем работы Правительства – качество жизни граждан.

Мало того, если в Правительстве не понимают, как измерять этот показатель, есть указы Президента, в которых четко обозначены цели, в какой области, чего нужно добиться.

Теперь давайте посмотрим, а чего мы добились за 2017 год, мы же сейчас подводим итоги, должны сделать выводы, провести корректирующие мероприятия и скорректировать свою политику на 2018-2019 годы, чтобы исправить то, что не было сделано, те ошибки, которые были сделаны.

В результате что мы имеем по 2017 году? Мы имеем падение доходов граждан, то есть снижение уровня жизни граждан, при этом Правительство подтверждает, что внешнеэкономические факторы были позитивными и Правительство пришло к концу года с дополнительными доходами аж в триллион рублей.

Мы в этом зале говорили и напоминали: зачем вы сокращаете социальные обязательства и отказываете в индексации пенсий работающим пенсионерам, ведь у вас же есть деньги? Антон Германович сказал здесь в зале: ну, вот по концу года мы посмотрим, это как раз 2017 год был, по концу года посмотрим, будут деньги, подведем итоги, и мы коррективы внесем.

Как я понимаю, теперь уже никто этого планировать не собирается, тем более, что ответом Правительства на наши предложения вернуть людям то, что у них отняли в результате недоиндексации пенсии, является повышение пенсионного возраста, чтобы люди как можно позже получили эту пенсию.

Если мы такими темпами и путями будем решать задачи, поставленные Президентом перед Правительством, то мы, естественно, уйдём прямо в противоположном направлении, причём, какая бы конъюнктура ни была.

В 2015-2016 годах Правительство урезало социальные программы, заморозило пенсии, заморозило индексацию пенсий работающим пенсионерам, отказалось от дополнительной выплаты сельским пенсионерам. Напоминаю, сельские пенсионеры, отработавшие и живущие на селе более 30 лет, получали надбавку, теперь они не получают фиксированную надбавку. Не в полном объёме проиндексирована пенсия, до 2020 года заморозили. Это положение у нас в законе есть. Не в полном объёме проиндексирована пенсия была в 2016 году. А для всех остальных пенсионеров, напоминаю, на 4% проиндексировали, при инфляции 12,9%. И так эти деньги никто не вернул. Говорили, что, дескать, тяжело в стране.

Сейчас у страны есть деньги. В прошлом году триллион, в этом году, уже до конца будет чуть ли не три трлн руб. Казалось бы, сейчас есть деньги, давайте вернём гражданам то, что у них отняли. Причём, речь идёт о самых обездоленных, о пенсионерах. Нет, почему-то мы этого не делаем.

Теперь давайте посмотрим, вообще Правительство собирались ли выполнять указы Президента и достигать целей, которые поставлены в указах Президента? Я не буду перечислять цифры, они в выводах Счётной палаты, вот на стольких листах только выводы Счётной палаты, они обозначены. Значит, там чётко написано, что задачи, поставленные указами Президента в большинстве случаев не выполнены.

Мало того, те показатели, которыми пользуется Правительство при оценке государственных программ, вообще не предусматривали достижение показателей, поставленных указами Президента. То есть они просто не собирались выполнять указы Президента. Поэтому учитывая, что нам предстоит в ближайшее время принимать бюджет на 2019 год, скоро подводить итоги 2018 года, давайте мы сейчас хотя бы откроем глаза и назовём вещи своими именами. Правительство при благоприятной внешней конъюнктуре, имея дополнительные доходы, около триллиона рублей по 2017 году, не выполнило взятые на себя обязательства, подвело Президента.

Мало того, в 2017 году Правительство внесло поправку, Антон Германович, я вам задавал вопрос, вы вопрос не поняли, я его сейчас ещё раз повторю.

В 223-й федеральный закон была внесена поправка, которая позволяет вывести из-под контроля 223-го закона сделки между взаимозависимыми лицами, вот о чем идет речь, а это, на минуточку, триллионы рублей, по данным Министерства финансов, которое вы возглавляете. Все закупки оно контролирует по 223-му федеральному закону. Так вот из всех закупок 97% осуществляется неконкурентными способами, это данные вашего министерства по итогам 2017 года.

Если бы вы предприняли шаги в прямо противоположном направлении, то есть вы не выводили из-под госконтроля закупки между крупнейшими компаниями, а наоборот, их ужесточили и снизили процент закупок у единственного поставщика неконкурентными способами, вы бы получили минимум три трлн руб. дополнительных доходов. Вы бы сэкономили, у нас госкомпании и госкорпорации сэкономили бы не менее трех трлн руб. При ВВП в 92 трлн руб. в год три трлн экономии – это что? Это больше 3% роста. Вот вам, пожалуйста, и задачи, поставленной Президентом, по достижению темпов роста экономики выше среднемировых вы бы достигли, даже напрягаться особо не нужно, если бы вы просто двигались в другом направлении. Поэтому я задаю вопрос: а что вы сделали для того, чтобы изменить ситуацию?

Как нас всегда учит Сергей Михайлович Миронов: "Критикуя, предлагай". Наши предложения. Мы считаем, что нужно, во-первых, отменить поправку о том, что взаимозависимые лица и их закупки не контролируются 223-м законом, отменить это нужно обязательно.

Второе наше предложение. Нужно принять закон, который внесен в Государственную Думу, об отмене возврата НДС экспортерам сырья. Вместо этого вы берете, поднимаете НДС с 18% до 20%. Вы так собираетесь 25 млн высокотехнологичных рабочих мест создать, поднимая НДС? Вы наоборот их убиваете, то есть вы в прямо противоположном направлении двигаетесь.

Третье наше предложение. Мы предложили, сегодня будет приниматься в третьем чтении закон о повышении пенсионного возраста. Мы считаем, что никаких экономических предпосылок для повышения пенсионного возраста нет. Деньги в стране есть. Если у нас, как вы считаете, есть дефицит в Пенсионном фонде, – пожалуйста, плоская шкала страховых взносов, берите 22% со всех зарплат, а не только до миллиона рублей в год.

Ещё одно наше предложение, давайте введём прогрессивную шкалу подоходного налога. Вдумайтесь, с 24 млн руб. годового дохода, вы добавьте ещё 5%, это 20 тыс. человек в стране, до 200 млрд руб. в год. Вот вам ещё цифры. Вы можете, конечно, их оспаривать, но то, что это дополнительные доходы, это очевидно.  

И самое главное, нельзя было повышать НДС с 18% до 20%. Всё, что вы сделали сейчас, то, что вы собрали за счёт повышения НДС, вы отдали в виде отрицательных акцизов нефтяникам, мало того, вы им ещё больше отдадите, потому что вы теперь будете возвращать 20%.

За такой бюджет мы голосовать не будем. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024