ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Олег Шеин и Валерий Гартунг о специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края

18 июля 2018

18 июля Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 488838-7 "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Олег Шеин и Валерий Гартунг.

Олег Шеин:

– Мне кажется, новой традицией созыва стало внесение серьезных документов без наличия рассчитанного финансово-экономического обоснования. И очень показательно, что докладчики, на самом деле, мы обсуждаем-то один пакет, поэтому я в дальнейшем слово брать не буду, выскажусь в самом начале. Докладчики говорили о создании внутренних офшоров, российских офшоров, то есть идея деофшоризации экономики сводится к тому, чтобы создать офшоры по эту сторону границы. Конечно, примечательно, что выбраны для этого острова, это, я полагаю, конечно же, некоторая доля такой иронии, она заключалась в непосредственно предложениях внесенных.

Вынужден говорить о том, что уже на сегодняшний день у нас раздается ежегодно почти 10 триллионов рублей налоговых льгот. Мы должны понимать, что сегодня в рамках деофшоризации мировой экономики, вызванной тем, что западные правительства испытывают проблемы с наполнением национальных бюджетов и поэтому тоже предпринимают ряд мер по деофшоризации и по открытию реальных бенефициаров. Офшорным компаниям, которые убегали из-под налогообложения по эту сторону границы, становится не очень уютно по ту сторону границы, и, очевидно, что часть из них объективно вынуждены возвращаться сюда.

Но могли ли быть условия их возврата более жёсткими? Мы не знаем ответ на этот вопрос, поскольку никакого финансово-экономического обоснования реального не представлено.

А насколько при этом изменяется дельта между потенциальными доходами бюджета и теми потенциальными доходами, о которых нам здесь говорили? Тоже ответ на этот вопрос не существует, и мы это явно слышали.

Как это повлияет на развитие национальной экономики? Ответов не прозвучало.

Что касается ремарки про концессии, то у меня эта ремарка не вызывает ничего, кроме высокой степени беспокойства, мы понимаем, что такое концессия. Это когда продаётся кусок государственной собственности в системе здравоохранения, в коммунальном хозяйстве, полюбуемся на фактически продажу в концессии, так лет на 50 в аренду "Ренове", насколько я помню, ряда водопроводных сетей в стране, и потом говорится: а вот теперь частный бизнес вкладывает деньги в национальную экономику, хотя на самом деле, он выкладывает деньги из карманов потребителей, получая сверхприбыль по монопольным сегментам, которые ни в какие концессии отдавать, конечно, было бы не нужно.

Поэтому я за этот законопроект, за этот пакет голосовать не могу и не буду, и, конечно, это очередная дурная стилистика принятие очень важных концептуальных решений без финансовых расчётов, повторю ещё раз, формирование офшоров по эту сторону границы в условиях, когда сегодня офшорные зоны ликвидируются по всей планете. Спасибо.

Валерий Гартунг:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Чрезвычайно важный законопроект, но прежде чем понять, какое решение принимать, давайте мы немножко вспомним, чем закончилась у нас славная история наших офшоров, так называемых закрытых административно-территориальных образований, которые закончились громкими уголовными делами, доначислениями налогов и ликвидацией некоторых лидеров рынка в своё время.

Если вы помните, чем закончилась славная история некоторых компаний, не буду их называть, теперь их уже нет. Именно с этого она начиналась, когда через ЗАТО обнулялись налоги и потом серьёзные дыры образовались в бюджете Российской Федерации.

Я внимательно прочитал все сопутствующие документы к пункту 38 и, к сожалению, не нашёл заключения Комитета по бюджету и налогам. Давайте теперь об офшорах. Очень меня умиляет аргументация, когда выступающий сказал, что эти законы по деофшоризации, то есть, чтобы вернуть из офшоров наши компании, надо создать свои внутренние офшоры.

Давайте немножко поразмыслим, да? Коллега из ЛДПР уже о некоторых доводах сказал, но представьте себе какую-то международную компанию, которая в офшоре зарегистрирована, что она, например, из зоны английского права перейдёт в российскую юрисдикцию. Вы себе это можете представить?

Заметьте, в офшорах регистрируются не только, потому что они скрывают там состав владельцев или они получают льготное налогообложение ещё и, потому что там корпоративное право развито. И там судебная система, которой они доверяют, потому что там защита прав собственности существует, которой, к сожалению, в том объёме, в котором бы хотелось, её здесь у нас нет.

И как вы себе представляете, что крупные корпорации, лидеры мирового рынка сейчас придут к нам, зарегистрируются? О чём вы говорите? Недаром же я задавал вопросы: а, вообще, кто может здесь зарегистрироваться? – Нам говорят: ну как, международный бизнес сюда придёт, они зарегистрируются здесь.

Но тут, между прочим, написано, что не только международная компания, но и компании, которые в российской юрисдикции зарегистрированы, тоже туда могут прийти? А теперь угадайте с трёх раз, кто раньше туда придёт? Российские компании, правильно? Правильно.

Так зачем мы тогда наступаем на эти грабли, на которые мы уже наступали? Видимо, у нас лоб такой крепкий или у нас в бюджете денег достаточно, чтобы поделиться можно было с крупными компаниями?

Я понимаю, только что в этом зале во втором чтении приняли решение, ликвидировали такое понятие как "консолидированные группы налогоплательщиков" (КГН), это крупные компании потеряли огромные деньги, которые вынули из региональных бюджетов за счет налоговой оптимизации, теперь мы им даем другой инструмент, то есть эти деньги не вернутся в бюджеты субъектов Российской Федерации, они останутся в тех же самых карманах. Просто эти консолидированные группы налогоплательщиков теперь под другой личиной зарегистрируются в новых юрисдикциях, которые мы сегодня для них создаем. Как было правильно сказано, никакой малый бизнес сюда не пойдет.

Более того, здесь в пакете идет 7 законопроектов, где, например, на эти компании не будет распространяться закон, как там называется, в законе об иностранных гражданах, да, то есть вы знаете, у нас сейчас есть ограничение на привлечение иностранных граждан, квоты всевозможные, обязанности определенные там есть по закону, так этими квотами и обязанностями эти компании не будут связаны и нигде не сказано, что эти иностранные граждане будут на этих двух маленьких клочках земли работать, они будут работать на всей территории Российской Федерации, в дочерних организациях.

Я задавал вопрос, 43-й пункт именно об этом, что головная компания, получая все льготы, в том числе, по привлечению иностранной рабочей силы, теперь ее будет направлять в свои филиалы и обходить законодательное ограничение. Что это, как не конкурентное преимущество? Это именно так, неконкурентное преимущество, то есть, видимо, у нас так хороши дела в стране, что мы теперь можем такие льготы дать компаниям, которые в силу разных причин не могут теперь прятаться в иностранных офшорах, а теперь будут они в российских офшорах прятаться. Причем, могу сказать, на них ведь распространяется ограниченный режим распространения информации о владельцах компаний, то есть там есть четкая запись, что только с согласия компании информация на третьих лиц будет предоставляться.

Я бы согласился с этой формулировкой в силу того, что у нас сейчас в отношении России там санкции применяются и так далее, и эту норму, в принципе, можно было в каком-то виде оставить, но всё остальное, я считаю, нужно убирать. Для этого нам не нужно создавать отдельные офшорные зоны. Если нам нужно закрыть от иностранных государств состав собственников наших российских компаний, чтобы не иметь легитимного инструмента давления на них, так это можно сделать, не создавая дополнительных офшоров. Зачем это делать? Давайте, мы просто сделаем, внесём изменения, если уж такая ситуация возникла, с санкционным давлением на наши компании, давайте мы как-то безболезненно для российской экономики это сделаем. Почему мы должны защищать какую-то одну компанию или две, или три в ущерб сотням остальных компаний, в ущерб всей экономики, всему бизнесу российскому, но это же неправильно.

Поэтому я считаю, что мы должны отвергнуть этот закон, мы не должны за него голосовать, и я теперь понимаю Правительство Российской Федерации, почему оно не внесло себя. Но, как сегодня было сказано при обсуждении налоговых законов, что, с одной стороны, мы, вроде как, радеем за бюджет, собираем налоги дополнительные там, радеем за государственное имущество, а, с другой стороны, мы его просто разбазариваем, причём, с огромной силой. Причём, мы раздаём налоги, которые с таким трудом собираются.

Хочу сказать, что надо в комплексе посмотреть. Если мы будем принимать такие законы, то нам пенсионный возраст поднимать нужно будет не на 8 лет, а на 18, и НДС нам нужно будет поднимать не до 20 процентов, а до 28, поэтому подумайте, прежде чем голосовать. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024