ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Елена Драпеко и Олег Шеин о продлении срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком

14 декабря 2017

14 декабря Государственная Дума отклонила в первом чтении законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 1103300-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком". С докладом по данному законопроекту выступила одна из его авторов Елена Драпеко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Шеин.

Доклад:

Елена Драпеко:

– Уважаемые коллеги, все мы помним, что в 90-е годы наши детские садики и ясельки были проданы, превратились в более полезные учреждения. В результате наши дети, которых женщины, несмотря ни на что, всё же родили, оказались без детских садов и яслей. Эта задача стала очень острая. Вышел указ Президента от 7 мая, который указал нам, что надо обеспечить стопроцентную доступность дошкольных образовательных учреждений детям в возрасте от 3-х до 7 лет.

Засучив рукава, поставив задачу регионам, с задачей этой мы практически справились, и было построено один миллион мест для детишек, но, правда, не только за счёт строительства, но и за счёт уплотнения группы, изменения нормативов, но это другая история.

На сегодняшний день, по данным Росстата, 99% детей в возрасте от трёх до семи лет обеспечены возможностью посещения детских садов. Но чрезвычайно острой остаётся проблема обеспечения детей ясельного возраста. Ясельных групп у нас категорически не хватает.

Я хочу вам напомнить, что по нашему законодательству, женщина получает отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет, но в силу нехватки мест в яслях, женщины вынуждены выходить на работу, а ребёнка девать некуда, потому что оплачиваем мы только до полутора лет молодой матери декретные. А после полутора лет у неё выбор, что делать с тем малолетним ребёнком, за которого пособие она уже не получает, а в ясли она его определить тоже не может.

Поэтому мы, авторы, предлагаем, если родители подали заявление на устройство ребёнка в ясли, а муниципальные или региональные власти отказывают, нет мест в детском учреждении, то таким родителям продлевается срок выплаты пособия на ребёнка.

Мы сделали расчёты, безусловно, потребуются расходы из федерального бюджета, из Фонда социального страхования. Получается, у нас на сегодняшний день примерно 193 тысячи детей. По экспертным оценкам, 60% этих лиц, которые осуществляют уход, они выходят на работу после полутора лет. Таким образом, примерная численность получателей пособия, на которых будут распространяться нормы, составит около 77 тыс. человек. Из них 27 тыс. 800 это те получатели пособия, которые не подлежат обязательному социальному страхованию на случай нетрудоспособности в связи с материнством. Это мы посчитали аналогично численности получателей пособия в возрасте от нуля до полутора по 2016 году. 49 тыс. 200 подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Таким образом, прогнозируемый консолидированный объем расходов бюджета составит семь млрд 464 млн 715 тыс. рублей. В том числе, из федерального бюджета 970 млн 315 тыс., мы считали с учетом минимального размера пособия в 2016 году и из Фонда социального страхования 649 млн 400 тыс. рублей, это исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации в размере 27 тыс. 500 рублей.

Мы считаем, что в связи с реализацией программы строительства дошкольных детских учреждений, количество получателей такого пособия будет у нас год от года сокращаться. И когда мы с вами придем к стопроцентной обеспеченности детскими дошкольными учреждениями, то есть отказов родителям в получении места в яслях не будет, то и необходимости в продлении срока выплаты пособия тоже не будет. Поэтому мы просим поддержать наш законопроект.

Спасибо.

Выступление от фракции:

Олег Шеин:

– Обсуждая данный вопрос, мы должны понять, в какой демографической ситуации мы находимся.

Буквально несколько дней назад коллега Исаев (Депутат ГД, фракция "Единая Россия" – Прим. ред.) с этой трибуны говорил о том, что мы пережили, так называемый, русский или российский крест, мы многонациональная страна. На самом деле мы его не пережили, и в этом году смертность превышает рождаемость на 250 тыс. человек. В прошлом году на 40 тыс. человек, в этом на 250.

И лишь в 12 регионах Российской Федерации коэффициент рождаемости достаточен для простого воспроизводства населения. Хотел специально привлечь внимание коллег из ЛДПР, это вовсе не кавказские территории. Только в Чечне коэффициент рождаемости достаточен для простого воспроизводства, остальные регионы – это сибирские, дальневосточные территории.

На Кавказе происходит такое же крушение демографической ситуации, как оно произошло уже в остальной равнинной России. Для примера: в Дагестане коэффициент рождаемости ниже, чем в Пермском крае. Мне кажется, это очень яркая иллюстрация, позволяющая понять, что происходит.

Далее. В этом году в 84 из 85 регионов Российской Федерации рождаемость сократилась по сравнению с прошлым годом. То есть, мы на краю не просто глубокой ямы, мы в неё стремительно входим, и надо понимать, какие долгосрочные последствия за собой это несёт.

Первое. Это, безусловно, сокращение в среднесрочной перспективе – 30-40 лет население Российской Федерации примерно на треть, это не преувеличение.

Если мы возьмём возрастные диапазоны людей в возрасте от 25 до 35 лет, и от новорожденных до 10-летних, в возрасте от 25-35 лет у нас 25 миллионов человек, а от новорожденных до 10-летних – 17 миллионов, на треть меньше.

Это цифры, это факты, это статистика Росстата. Понятно, что речь идёт не только о сокращении населения, но речь идёт о глубоком провале с точки зрения трудовых ресурсов и пенсионного обеспечения. Понятно, что возрастает в перспективе, не сейчас, ещё не сегодня. Сегодня ситуация достаточно благоприятная. Но в перспективе возрастает очень сильно нагрузка на работоспособных людей, на работающих людей. И более того, мы понимаем, что нет системы переквалификации, переподготовки кадров после того, как люди завершают учебные заведения, и соответственно люди в возрасте старше 40 лет на рынке не востребованы. Да, они могут работать. Да, они на что-то способны, но их квалификация уже не нужна.

Обращу внимание ещё на одно очень яркое тому подтверждение. В стране каждое пятое рабочее место – это водители, продавцы и охранники. Что это за профессии такие? Что это за специализация такая? Мы хорошо понимаем, что это умирающие профессии, их не будет, они уходят по мере автоматизации.

Поэтому тема демографии – это тема ключевая для понимания будущего страны. Это основополагающий вопрос. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ неоднократно об этом говорила. Да, действительно последние 10 лет предпринимались те или иные шаги. А надо понимать, что эти шаги носили некий разовый прорывной характер, после чего их потенциал быстро иссякал. Я приведу пример только по четырём показателям, что же происходит у нас с точки зрения финансирования моделей поддержки демографии в Российской Федерации.

Начиная с 2012 года размер единовременного пособия при рождении ребёнка в реальном исчислении, если учитывать инфляцию, сократился на 18%. Размер пособия по достижению ребёнком полутора лет сократился на 20%. Размер материнского капитала после 2012 года сократился на 23%. Учитывая отказ в его как бы повышении, мы понимаем, что эта тенденция продолжается. Наконец, родовой сертификат, начиная с 2012 года, сократился на 35%. Это политика, направленная содержательно в корне своём на уменьшение рождаемости в Российской Федерации, и плоды её достаточно очевидные, я о них уже говорил. Сегодня в России рождаемость ниже, чем во Франции, ниже, чем в Дании, ниже, чем в Швеции, ниже, чем в Исландии, ниже, чем в Норвегии и ниже, чем в Нидерландах. Это более чем яркие, мне кажется, иллюстрации.

Что предлагает СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ?

Да, действительно последние несколько дней, благодаря публичному заявлению и решению Президента, принято то, что было немыслимо в этом зале месяц назад, когда мы говорили о том, что нет денег. Принято решение поддержать рождение первенцев после 1 января 2018 года и несколько расширить диапазон применения материнского капитала. Но мы не полагаем эти меры достаточными. Мы находимся в ситуации системного кризиса, где требуется очень широкий диапазон мероприятий.

Что касается детских садов, то совершенно правильно было сказано, что через несколько лет детские сады будут пустовать, и мы должны понимать это. Сегодня требуется поощрение семей, а не поощрение исключительно, хотя тоже надо строить и садики, и ясли, тех объектов, которые далеко не будут востребованы в той конструкции демографической, в которой мы находимся. Кстати, впору задуматься и про уплотнение в школах, вот где действительно необходимо очень существенное и качественное расширение.

По детским садам, когда нам говорят, что проблема в целом решена, она решена с точки зрения некой усредненной модели, но города большие, города разные. И когда, к примеру, строятся кварталы для многодетных семей при предоставлении им семейных участков мы понимаем, что кварталы на сотни семей строятся, а вот детские сады, школы и ясли в этих кварталах не строятся. И возникают проблемы обеспечения перевозки детей к объектам образовательной инфраструктуры.

Поэтому то предложение, которое сегодня озвучено СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ, оно на самом деле нулевое для бюджета. Это 0,05% от бюджета Российской Федерации на 2018 год. Это сумма, которая относится к категории астрономически ничтожной, и сумма, о которой на самом деле несерьезно говорить, поэтому, кстати, докладчик от комитета и не возражал по части финансово-экономического обоснования. Но это одно из тех мероприятий, тоже далеко недостаточное для того чтобы мы пережили, перешли через тот порог демографической катастрофы, в которую страна реально погружается, и я эти цифры уже называл, повторю их ещё раз для закрепления.

В этом году из 85 регионов Российской Федерации рождаемость снизилась в 84, и в 73 территориях рождаемость недостаточна для простого воспроизводства населения, и коэффициент рождаемости упал по сравнению с прошлым годом. А по смертности страна находится на 123-м месте в мире.

Поэтому СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ настаивает на принятии данного закона. И, вообще, очевидно, нам необходима глубочайшая дискуссия по этой ключевой теме. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024