ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Олег Шеин о противоречиях проекта федерального бюджета-2018

13 октября 2017

На пленарном заседании Государственной Думы 18 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин:

– Когда обсуждают бюджет, обычно говорят о расходах следующего года. Туда 100 миллиардов плюсом, отсюда 100 миллиардов минусом. Между тем, есть смысл поговорить про макрорешения, поскольку именно они закладывают текущую бюджетную политику.

На примере бюджета-2018 мы видим, что федеральные расходы снижаются почти на полтриллиона рублей, и во многом за счет экономии на пенсионерах, так как трансферты в ПФР уменьшаются на 300 миллиардов и в бюджет заложено снижение реальных пенсий на 1,5% в ближайшие три года.

Перечень социальных потерь можно продолжить: урезание выплат на программу "Молодая семья", запланированное двойное обесценивание материнского капитала по сравнению с его размером в 2012 году. Причем, все это происходит на фоне увеличения ВВП на 5 триллионов. То есть, валовый продукт, пусть номинальный, увеличивается – бюджет падает. В реальном исчислении ВВП растет на 2%, а бюджет падает на 6%.

Я чуть позже вернусь к теме бюджета, а пока – про маленькую вишенку на бюджетном пироге, которой мы хотим порадовать трудящихся, – это повышение минимальной зарплаты до прожиточного минимума.

Но о каких же параметрах идет речь? Дополнительная нагрузка на федеральный бюджет в 2018 году составит 0,05%, на региональные бюджеты – 0,2%, из которых часть еще вернется через подоходный налог. Нагрузка на частный бизнес увеличится на целых 0,02%.

В результате этих героических усилий фонд оплаты труда работников России увеличится аж на 0,2%, а за два года – на 0,5%. Это, правда, в целом для работников ничего не изменит, так как в прогноз развития заложен опережающий рост производительности труда, то есть доля зарплаты в создаваемом национальном продукте уменьшится.

Повторю здесь цифры удручающей статистики: минимальная зарплата в России по ППС находится на 95-м месте в мире и уступает минимальной зарплате в Гондурасе, Мавритании, Чаде и Вьетнаме. После повышения "минималки" Чад, Вьетнам и Мавританию мы обгоним, а Гондурас нет.

Почему так происходит? Может быть, просто нет налогооблагаемой базы? Теперь самое главное: база пока есть, но она всё больше приобретает свойства шагреневой кожи.

В 2011 году доля федерального бюджета к ВВП составляла 20%, в 2017 году – 16%, на следующий год – 15,7%, а к 2020 году – 14,7%.

Если мы обратимся к консолидированному бюджету, включая внебюджетные фонды, то с 2011 года его доля к ВВП сократилась на три процентных пункта, с 35% до 32%, а к 2035 году сократится до 28%.

Так в XXI веке не живут.

Для того, чтобы страна развивалась, требуется поддержание доли расходов к ВВП на образование на уровне 5-6%, на высшее образование – 1%, на медицину – 8-9%, на пенсии 12-13% ВВП. Для России это означает необходимость увеличения затрат только на образование и медицину на 4 трлн руб., а на пенсии – еще на 5 триллионов.

Откуда взять деньги? При налоговой нагрузке в 32% к ВВП, конечно, неоткуда. Безусловно, резервы перераспределения есть, они здесь обсуждаются, но, наверное, не с тех позиций.

В современном развитом мире, в странах, где газа и нефти нет, доля государственных расходов к ВВП составляет 40-50%. Не 32%, а 40-50%. На уровне 28% госрасходов к ВВП, куда нас зовет Правительство, находятся Ямайка, Боливия и Зимбабве. Есть ещё Румыния с Болгарией, но все эти страны не несут больших военных расходов. Если учесть 3% необходимых России затрат на оборону, то есть от 28 отнять три, то 25% – это уровень... Папуа Новая Гвинея.

Мы не говорим о деньгах в рублях или долларах или юанях. Мы говорим о пропорциях. Они не связаны с нефтью или газом. Мы говорим о том, что если объем товаров и услуг взять за сто, то какая доля из этого объема идет на общественное благо.

Иногда нам полугласно возражают. Мол, общественное благо – это гуманизм, абстракция, вещь хорошая, но если все потратить, на что же будет развиваться бизнес. Общественное благо – не абстрактная вещь. Оно напрямую связано с экономикой.

Не буду говорить про образование, все понимают – чем человек грамотнее, тем от него больше толку. Скажу про медицину.

Россия занимает по уровню смертности 122-е место в мире. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний у нас вчетверо выше европейской и только по этой причине работники в среднем уходят из жизни на восемь лет раньше. По оценкам исследователей, прямой ущерб составляет около 15% ВВП или 13 трлн руб. в год. Вот и связь между недофинансированием медицины и развитием страны.

Пора развеять неолиберальную демагогию о высоких налогах в России. Налоговые ставки в целом занижены. Нет, конечно, кто-то переплачивает, особенно промышленность и малый бизнес. Но мы говорим не про кого-то, а про целостность.

Девять триллионов – это размер налоговых льгот за 2016 год, по оценкам Счетной палаты. У нас, повторю, все федеральные расходы на медицину и образование в девять раз меньше. Какие-то из этих льгот нужны, но все ли девять триллионов?

Офшоры. Вспомним бодрые реляции некоторых депутатов о том, что в 2016 году вывоз капитала из России сократился. Конечно, сократился. Цена не нефть упала, нечего стало вывозить. Но если в 2016 году за январь-сентябрь уведено из под российского налогообложения 10 млрд долларов, то в этом году на ту же дату – 21 млрд долларов.

Кто вывозит? У "Роснефти" 11 дочерних фирм в Голландии, Люксембурге, на Джерси и т.д., Аэрофлот облюбовал Бермуды, авиакомпания "Россия" – "приземлилась" в Ирландии, Ростехнологии – кормят Кипр. Там же прижились "Роснано", "УралКалий", "Мечел", "Норильский никель", "ОК", "Пятерочка", "Ашан".

Минфин и Минэкономики недавно предложили обязать крупнейших налогоплательщиков и их дочки иметь только российскую юрисдикцию. Правительство в лице Медведева и Шувалова категорически возразило. Не надо, мол, нам этих налогов.

А подоходный налог? 20 тысяч человек получают 4 триллиона рублей. Для сравнения, зарплата 50 млн человек составляет менее 20 трлн.

То есть государство не берет налоги. Вместо этого оно берет в долг. Нам много лет говорили, что Россия уходит от заимствований. Времена эти закончились. В 2016 году долг составлял 12,5 трлн руб., в 2017 году – уже 15,2 трлн, а к 2020 году он должен подняться до 17,7 трлн. руб. Соответственно, расходы на его обслуживание увеличиваются только на следующий год на 100 миллиардов рублей и становятся сравнимы с дотациями в регионы.

Именно поэтому назрела необходимость ввести прогрессивное налогообложение, действенно пресечь офшорный вывоз капитала, остановить рост государственных расходов. Разумеется, эти мероприятия должны сопровождаться перестройкой самой экономики.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024