ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Валерий Гартунг о введении прогрессивной шкалы налогообложения

12 октября 2017

12 октября Государственная Дума рассмотрела и отклонила в первом чтении законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 851098-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц". С докладом по данному законопроекту выступил один из его авторов Валерий Гартунг:

– Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Начну по порядку. У меня тоже подготовленные таблицы, хотел бы цифрами обосновать свою позицию.

Во-первых, на слайде № 2 указаны коэффициенты, которые показывают расслоение граждан по экономическому признаку, это децильный коэффициент у нас в стране и коэффициент жизни. Фактически эти два коэффициента показывают, насколько мы далеко зашли в этом вопросе. Я не буду повторять, мои коллеги уже говорили, что мы все разумные пределы здесь уже превысили.

Дальше. На слайде № 3 изображена шкала, которую мы предлагаем. Вы обратите внимание, что в отличие от только что перечисленных законопроектов у нас прогрессивная шкала начинается от 24 миллионов рублей в год, достаточно большой доход. Скажу, что людей, живущих на заработную плату, фактически подавляющее большинство, это не затронет, в основном это касается только топ-менеджеров крупнейших компаний, и, может быть, несколько человек, сидящих в этом зале, и стоящего на этой трибуне тоже.

Хочу сказать, что я под эту прогрессивную шкалу тоже попадаю в силу того, что есть ещё доходы, которые в виде дивидендов поступают. Я считаю, что это справедливо, что я буду платить больше, потому что, если мы не ограничиваем расслоение, то это не только несправедливо, но это ещё и экономически вредно. Я не буду это доказывать, это уже доказанная вещь.

На самом деле для того, чтобы экономика развивалась, нужно находить способы, притормаживать расслоение доходов граждан, то есть, чтобы доходы самых богатых росли медленнее, а доходы самых бедных быстрее, и вот это расслоение уменьшалось, тогда экономика будет развиваться гораздо быстрее.

К сожалению, введением одной прогрессивной шкалы подоходного налога этого не добиться. Это надо понимать, потому что, если мы только введём прогрессивную шкалу подоходного налога, но, например, не добьёмся того, чтобы доходы самых бедных, получающих доходы на уровне прожиточного минимума, не освобождались от налогообложения, это тоже проблему не решит.

Хочу сказать, что в комплекте с этим законопроектом нами разработан и внесён уже в Правительство на заключение другой законопроект, по которому мы предлагаем тем гражданам, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума или на уровне прожиточного минимума, или они получат доходы за вычетом уплаты подоходного налога, но ниже прожиточного минимума, им должна быть доплата из бюджета.

Чем это отличается от нулевой ставки, которую здесь предлагали наши коллеги, что, если гражданин получает зарплату до 15 тысяч, ему нулевая ставка вводится. Я могу сказать, что тогда эта нулевая ставка будет на всю шкалу действовать, и потери бюджета будут составлять, мы подсчитали, под триллион рублей и даже больше. Но мы не можем сегодня себе этого позволить, поэтому мы предложили другой вариант – два законопроекта внести. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, где ограничить доходы самых богатых, и внести второй закон, по которому мы доплачиваем людям, работающим, подчёркиваю, людям до прожиточного минимума работающего человека. Суммы гораздо меньшие, 50 миллиардов рублей в год. Но с принятием этого законопроекта мы получаем источник финансирования для второго законопроекта, где мы, сняв со сверхдоходов дополнительный налог, направим его на снижение налоговой нагрузки на самых бедных.

Кроме этого, достаточно справедливого решения, нужно будет еще следующее сделать. Если мы вводим дополнительную прогрессивную шкалу на доходы работающих, то нужно налоговую нагрузку снижать. То есть нужно её компенсировать снижением других налогов. Как это делается, я уже приводил пример, возьмём Германию. Пока ты работаешь в бизнесе, и все доходы у тебя работают в бизнесе, налогов ты платишь минимум. Если мы посмотрим налоговую нагрузку на бизнес в России и в Германии, мы увидим, что сравнение будет не в пользу России. Но как только ты выводишь доходы из бизнеса, то автоматически получается, что у тебя работает прогрессивная шкала подоходного налога, в Германии, и ты много налогов платишь. То есть там налоги – на потребление, у нас налоги – на производство. Вот в чём разница. Поэтому там достаточно много богатых людей, при этом экономика развивается, и при этом богатые люди платят большие налоги, по высоким ставкам.

И еще самое главное я хочу сказать. Тут нам часто говорят, что у нас плоская шкала подоходного налога и, дескать, это налоговый рай для бизнеса. Но если мы посчитаем совокупную налоговую нагрузку именно на бизнес, то мы увидим, что бизнесом у нас невыгодно заниматься. Может быть, нам выгодно здесь жить, богатым людям? Но что-то я не увидел очереди в нашей миграционной службе на получение гражданства российского и налогового резидентства, чтобы богатые люди со всего мира сюда ехали. Они сюда не едут, они едут в другие юрисдикции.

Главным критерием является не только налоговая нагрузка, но и качество жизни. А где мы, как мы повысим качество жизни, если мы не имеем денег?

Мы предлагаем фактически, введя прогрессивную шкалу подоходного налога, постепенно снимать налоги со сферы производства и переносить их на сферу потребления и увеличивать финансирование качества жизни.

На слайде №4 ответ на вопрос: где мы возьмём эти деньги? Мы взяли данные по 2013 году. Хочу сразу сказать, что очень сложно было найти данные. Федеральная налоговая служба не то, чтобы не давала их, они просто не ведут такой статистики, но по данным в Москве за 2013 год, пожалуйста, вы можете посмотреть, о каких цифрах идёт речь.

Дальше, на пятом слайде доходы богатейших москвичей, которые сопоставимы с расходами федерального бюджета на здравоохранение и образование. Это только по Москве. Посмотрите, 424 человека – больше двух триллионов рублей доходы показывают. Это только официальные данные.

Нам говорят, что если будет введена прогрессивная шкала, то сбор уменьшится. Восьмой и девятый слайд нам говорят о том, что введение прогрессивной шкалы, где она была, никак не повлияло на сборы. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024