ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Александр Ремезков об исполнении федерального бюджета за 2016 год

27 сентября 2017

27 сентября на пленарном заседании Государственная Дума рассмотрела и приняла законопроект об исполнении федерального бюджета за 2016 год, подготовленный Правительством РФ. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Ремезков:

– Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем с вами очередной отчет об исполнении федерального бюджета, теперь за 2016 год, отчет о том, как Минфин и Правительство работали, как была исполнена бюджетная и налоговая политика в 2016 году, и какие результаты достигнуты. Давайте разберемся, что же скрывается за цифрами.

Все отмечали, что исполнение бюджета происходило в условиях ухудшения, по сравнению с 2015 годом, ценовой конъюнктуры основных экспортных товаров России – нефти и газа. Однако ухудшение внешних факторов должно было адекватно отразиться на качестве макроэкономического прогнозирования. Но Правительство было слишком оптимистичным.

Даже несмотря на то, что в самом конце 2016 года были приняты изменения в закон о федеральном бюджете на 2016 год, по целому ряду ключевых показателей, лежащих в основе бюджета, сохранились существенные отклонения.

Что мы получили? Ослабление рубля, падение ВВП (на 0,2%), снижение внутреннего инвестиционного спроса (на 0,9%), между прочим, уже третий год подряд, падение оборота розничной торговли (на 4,6%), снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 5,9%), сохранение у населения сберегательной модели поведения, и как следствие – падение внутреннего потребительского спроса (уже второй год подряд) – вот итоги реализации проводимой Правительством бюджетной и налоговой политики. И нас с вами пытаются убедить, что это – улучшение социально-экономического положения в стране.

По факту, на взгляд "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", происходит подгонка под положительный результат, представление данных в лучшем свете, чем они есть на самом деле. Например, индекс промышленного производства и ВВП. Меняется методика расчета в 2016 году. И падение ВВП уже не такое драматичное, а промышленное производство растет более быстрыми темпами.

Достижение Правительства – значительное снижение инфляции, до 5,4%. Однако это никак не отразилась на росте, или хотя бы стабилизации доходов населения – они упали на 5,9%. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не раз с этой трибуны указывала на то, что при той политике, которую осуществляет Правительство, снижение доходов населения продолжится и дальше. Но нас не услышали.

Надеюсь, вы услышите Счетную палату, которая в своём докладе указала, что динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2016 года – это худший показатель с 1999 года. А численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума вновь увеличилась, достигла 13,5% общей численности населения, а это худший показатель с 2006 года.

В этой области у Правительства успехов точно нет, Правительство забыло о важнейшей составляющей бюджетной политики: выводу наиболее бедных слоёв населения из категории нищеты.

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ постоянно поднимала вопрос о финансировании майских Указов Президента. Мы говорили о ежегодном сокращении финансирования со стороны федерального бюджета, о перекладывании бремени расходов на субъекты РФ. В итоге, от общей потребности в бюджете заложено всего 62%, из которых доля федерального бюджета составляет 10%, а остальные 90% – непосильная ноша регионов.

По доходам федерального бюджета сложилась ситуация, при которой не использованы до конца все возможности и резервы по наполнению доходной части бюджета налоговыми и неналоговыми поступлениями. Кстати, общие требования к методике прогнозирования доходов позволяют главным администраторам вольно подходить к планированию доходов, и занижать их. Отсюда и такое низкое качество планирования по доходам, отсюда и рост, когда он нужен. Из года в год мы говорим о низкой эффективности госпрограмм, но почему же Правительство ничего не делает?

Счетная палата оценила: средний уровень эффективности у 14 госпрограмм, низкий уровень – у восьми госпрограмм. Не подлежали оценке эффективности 17 госпрограмм. Правительство могло принять решение о прекращении финансирования госпрограммы, о наложении взыскания за недостижение запланированных результатов. Но Правительством ничего не предпринималось.

Одним из системных недостатков бюджета является слабый контроль и низкое финансирование расходов. Неиспользованные расходы федерального бюджета в 2016 году составили 220 млрд рублей. Если вычесть отсюда 18-миллиардную "экономию" на обслуживании государственного долга, то экономика страны и граждане недополучили более 200 млрд рублей. В такой социально значимой и важной отрасли как ЖКХ неисполненные расходы составили три млрд рублей, в образовании – пять млрд, в здравоохранении – 12 млрд, в социальной политике – 12 млрд, в физической культуре – 8 млрд, в дорожных фондах – 20 млрд.

Моногорода, за которые все фракции боролись, недополучили 7 млрд рублей, и так далее. Уже на протяжении десятилетий мы говорим о неравномерном исполнении федерального бюджета, и ничего не меняется – из года в год одно и то же.

По ФАИПам – та же самая неразбериха, включение объектов, не обеспеченных утвержденной проектной документацией, заключением государственной экспертизы, без проверки сметной стоимости, с неправомерным применением индексов сметной стоимости – и Правительству все равно. В результате в 2016 году на 20% увеличилось количество объектов незавершенного строительства (12 тыс. объектов). То есть существенного сдвига за прошедший 2016 год в повышении качества управления финансами не произошло.

Наконец, развитие межбюджетных отношений зашло в тупик. Количество регионов-доноров не увеличивается. Дотационных – не уменьшается. Государственный долг субъектов остался на уровне 2015 года. Долг муниципалитетов растет. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга не уменьшаются. Регионы оказались в ловушке.

Субъектам необходимы долгосрочные межбюджетные трансферты, необходимо перераспределить поступление по отдельным налогам в пользу регионов, как минимум – вернуть 1% по налогу на прибыль. Не зря тема межбюджетных отношений и тема региональных долгов, о которых СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ говорит на протяжении последних пяти лет, становится ключевой на совещаниях с Президентом.

Правительство и Минфин проводили политику, не прислушиваясь к оппозиции. Мы предлагали иные подходы к бюджетной и налоговой политике, отраженные в нашем Альтернативном бюджете. Отменили бы льготу по НДС для экспортеров сырья, пересмотрели бы налогообложение нефтяной и газовой отрасли, навели бы порядок на таможне – высвободили бы средства для реального сектора экономики, для производства, простимулировали бы создание рабочих мест. Если бы перераспределили налоговую нагрузку с производства на потребление, разобрались бы с офшорами, если бы опережающими темпами финансировали наукоемкие отрасли, приоритетные отрасли экономики, помогали бы регионам справляться с майскими Указами Президента, можно было бы простимулировать внутренний инвестиционный спрос. Не потребовалось бы искусственно занижать индексацию пенсий и пособий. Это привело бы к росту благосостояния населения, к расширению внутреннего платежеспособного спроса. Были бы совсем иные результаты, нежели мы имеем сейчас.

Итак, в итоге – низкое качество макроэкономического планирования, подгонка важнейших показателей посредством изменения методик расчета, рост численности нищих граждан, общее снижение благосостояния населения, загнанные в долговой тупик регионы, паралич межбюджетных отношений, отсутствие перераспределения налоговой нагрузки, всё это не позволяет СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ поддержать рассматриваемый законопроект.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024