ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Санкт-Петербург: СР подозревает, что при строительстве "Западного скоростного диаметра" есть злоупотребления служебным положением

10 июля 2017

10 июля депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров направили на имя председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина обращение с просьбой проверить соглашение Санкт-Петербурга о государственно-частном партнерстве при строительстве "Западного скоростного диаметра" (ЗСД).

Авторы обращения считают, что заключение соглашения о ЗСД, возможно, было сопряжено со "злоупотреблениями служебным положением и полномочиями вопреки законным интересам общества и государства, но в интересах частных коммерческих организаций". По мнению депутатов, заключенная сделка сопровождается конфликтом интересов между действиями городской администрации с одной стороны и интересами петербуржцев, города и страны – с другой.

Во-первых, по закону договор должен был быть оформлен как концессионное соглашение, а не как соглашение о государственно-частном партнерстве, так как в первом случае сделка регулируется федеральным законодательством, а во втором – может быть оформлена по правилам, установленным регионом. Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2006 года было предусмотрено проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" в соответствии с федеральным законом "О концессионных соглашениях". Однако вместо этого правительством Санкт-Петербурга было заключено соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП).

Кроме того, согласно указанному выше распоряжению федерального Правительства, концедентом (стороной, заключающей соглашение со стороны органов власти) должно выступать федеральное дорожное агентство "Росавтодор". Однако соглашение о ГЧП фактически исключило возможность реализации своих полномочий "Росавтодором".

Депутаты также обращают внимание на неопределенный статус третьего участника соглашения – ОАО "Западный скоростной диаметр" (ОАО "ЗСД"). Из преамбулы соглашения следует, что частным партнером является лишь один из трех его участников, а именно ООО "Магистраль северной столицы". Очевидно, что государственным партнером является Санкт-Петербург. Таким образом, ОАО "ЗСД" обладает неопределенным статусом. При этом, не являясь органом государственной власти, ОАО "ЗСД" вместе с Санкт-Петербургом объявило конкурс на право заключения соглашения о ЗСД. Такая неопределенность правового статуса участников соглашения и его условий, неясность его формулировок, по мнению представителей "СР", является коррупциогенным фактором.

Основной претензией к соглашению является так называемая "компенсация недополученной прибыли". В соглашении есть пункт, согласно которому город обязан выплатить из бюджета компенсацию концессионеру, если его годовой доход составит меньше указанного в договоре. Условия, заложенные в этом пункте, парламентарии считают "дискриминационными, кабальными и заведомо невыгодными для города", а сам пункт – нарушающим законные интересы жителей Санкт-Петербурга.

Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров напоминают, что в 2016 году платеж по компенсации затрат составил порядка 4,5 млрд руб. Эта сумма сравнима с совокупными расходами Санкт-Петербурга по отрасли "Жилищное хозяйство", предусматривающей проектирование и строительство многоквартирных домов и расходы по сохранению и развитию исторического центра на период с 2015 по 2017 год (5,5 млрд. руб.). Помимо этих средств, в 2016 году ОАО "ЗСД" получило из городского бюджета инвестицию размером в 2,24 млрд руб. на реализацию долгосрочной целевой программы "Финансирование создания в Санкт-Петербурге автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр". Между тем, федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера только в том случае, если после заключения соглашения в законодательство вносятся изменения, ухудшающие положение партнера.

Кроме того, по мнению парламентариев, нормы законодательства были нарушены и при строительстве трассы. Так, отмечают депутаты, северный участок ЗСД был построен за счет бюджетных средств, а не вложений инвестора. Вместе с тем, фактически этот участок проходит не там, где было предусмотрено Генпланом и правилами землепользования застройки Санкт-Петербурга, а со значительным отклонением на запад, в сторону заболоченной территории в составе городских лесов. Вследствие этого строительство участка стало дороже, так как потребовались дополнительные расходы на работы по осушению болот. Отклонение магистрали от предусмотренного маршрута означает нарушение градостроительного и земельного кодексов Российской Федерации, а неправомерное размещение дороги на территории городских лесов – нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Кроме того, депутаты фракции "СР" в очередной раз отмечают, что никому из парламентариев так и не удалось получить копии соглашения о ЗСД, аналогичных соглашений о магистрали "Восточный скоростной диаметр" и о проекте скоростного трамвая в Красногвардейском районе. В ответах на запросы представители исполнительной власти ссылаются на положения самих соглашений, якобы обязывающих сохранять их в тайне, несмотря на финансирование их из государственного бюджета.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024