ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову

25 января 2017

25 января в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. Вопросы министру задали Валерий Газзаев, Михаил Емельянов и Николай Рыжак. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Алексей Чепа.

Валерий Газзаев:

– Уважаемый Сергей Викторович, в прошлом году граждане Великобритании проголосовали за выход из Евросоюза. Кандидат в президенты Франции Марин Ле Пен также в случае победы обещала провести референдум наподобие английского. Санкционная политика со стороны Евросоюза по отношению к России тоже неоднозначная, потому что многие лидеры европейских стран её не поддерживают. Означает ли это, что мы в ближайшее время, а, может быть, год-два, будем свидетелями распада Евросоюза?

И ещё. Республики Прибалтики очень часто нарушают права и интересы русскоязычного населения, более того, делают это достаточно демонстративно. Считаете ли вы, что необходимо занять более жёсткую экономическую и политическую позицию в отношении этих стран?

Спасибо.

Сергей Лавров:

– В отношении притеснения русскоязычных в странах Прибалтики мы постоянно говорим на самых разных международных площадках, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы, различные комитеты, включая и Комитет по ликвидации расовой дискриминации, и на каждый недружественный шаг мы реагируем, в том числе, и по двусторонним каналам.

Я считаю, что русофобия в практическом своём проявлении должна встречать практические же ответы. Невозможно дать рецепт на все случаи жизни, на все случаи подобных дискриминационных действий, но уверяю вас, что каждый раз мы подходим к такого рода вопросам весьма и весьма ответственно.

Что касается распада Евросоюза, мы никогда не были в этом заинтересованы. Президент Путин многократно говорил, что Россия хотела бы видеть Евросоюз сильным, единым и самостоятельным.

Поэтому для меня удивительно слышать рассуждения о том, что Россия проводит работу против Евросоюза, вот сейчас свалила правительство демократов в Соединённых Штатах и собирается свалить правительство в Германии, Франции, Голландии, в ряде других стран.

И это, вы знаете, подпитывается не просто на уровне каких-то безответственных политических заявлений. Я тут недавно смотрел Euronews, там берут интервью у некоего политолога, который постулирует, что Россия, конечно же, заинтересована в ослаблении Евросоюза, как о чём-то само собой разумеющемся, и никакого комментария Euronews не приводит и альтернативную точку зрения тоже, конечно, не показывает.

Мы хотим, чтобы Евросоюз, ещё раз подчеркну позицию Президента, был сильным, единым и самостоятельным, и чтобы большинство Евросоюза, которое всё-таки представляет собой нормальные политические силы, нормальные государства, не шло на поводу у небольшой группки русофобов, которые спекулируют на принципе, так называемой, солидарности, на принципе консенсуса и заставляют Евросоюз идти по пути, который совсем и совсем не нравится большинству стран и большинству граждан Евросоюза.

Михаил Емельянов:

– Уважаемый Сергей Викторович!

Недавно Европейский суд по правам человека принял политически необъективное, политически ангажированное решение по известному "закону Димы Яковлева". Это не первое такое политически мотивированное решение в ущерб юридической справедливости.

Парламентская ассамблея Совета Европы продолжает сохранять санкции в отношении наших коллег и практически препятствует участию в Парламентской ассамблее Совета Европы. В то же время сам институт Совета Европы давно утратил актуальность для самой Европы, это институт даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. То же самое и ОБСЕ, это плод холодной войны, хотя и фаза её разрядки 70-х годов, но это тоже институт из прошлого.

Как вы считаете, есть ли смысл продолжать нам участвовать в этих институтах, где мы по-прежнему выступаем в роли учеников или всё-таки стоит создавать новые форматы взаимодействия с европейскими коллегами, где Россия была бы равноправным партнёром? Спасибо.

Сергей Лавров:

– Вы знаете, Россия равноправный партнёр уже и в тех структурах, которые вы перечислили, за исключением Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая явно злоупотребила принципами равноправия и взаимного учёта интересов, которые лежали в основе этой старейшей общеевропейской организации.

К сожалению, при создании Парламентской ассамблеи, а она является не уставным органом Совета Европы, а вспомогательным, таким клубом, я бы сказал, при формировании этого клуба никому в голову не могло прийти, что кого-то будут пытаться ограничить в правах и поэтому в эти документы, которые регулируют её деятельность, соответствующий запрет не был включён.

Считаю, что мы должны сейчас обязательно, продолжая честно и открыто отстаивать свои интересы, которые требуют полного снятия любых ограничений с нашей делегации, параллельно добиваться включения в нормативные документы Совета Европы положений, запрещающих какую-либо дискриминацию какой-либо делегации.

Что касается самого Совета Европы, то там такие игры невозможны, я имею в виду межправительственный компонент Совета Европы. Там культура консенсуса существует. К сожалению, она в последнее время подвергается испытаниям, потому что украинская делегация и те, кто её поощряет, кто ей покровительствует, всячески пытаются ставить на голосование неконсенсусные, однобокие, односторонние, я бы сказал, непорядочные решения. Это не добавляет веса Совету.

Но сам Совет Европы является структурой, которая базирует свою деятельность на юридически обязывающих конвенциях. Это конвенции, которые образуют единое правовое пространство Европы, и нам это выгодно. Мы заинтересованы в том, чтобы не было какого-то отдельного пространства Евросоюза, отдельного пространства какой-то ещё страны, чтобы нас воспитывали, а сами себя выставляли в роли учителей. Как раз правовая база, правовой фундамент Совета Европы не позволяет подобного рода действий, хотя, конечно, попытки злоупотреблять всегда были, есть и будут.

И что касается ОБСЕ. ОБСЕ – это не организация, у неё нет устава, мы давно предлагаем это сделать, и она опирается не на юридически обязывающий документ, а на политические декларации. Но в ОБСЕ существует принцип консенсуса, что также обеспечивает нам полноправное участие и полностью защищает наши интересы.

Когда большинство начинает следовать за теми, кто хотел бы внести конфронтацию в эту структуру, мы отвечаем, но какого-либо ущемления наших интересов на практике не происходит.

Николай Рыжак:

– Уважаемый Сергей Викторович, каждый ответственный гражданин страны, тем более каждый политик, воздаёт должное тем усилиям, которые вы предпринимаете на дипломатическом поприще.

Я уверен, что то, что уже достигнуто на Ближнем Востоке, войдёт славной страницей в историю отечественной дипломатии. Но тем более удивительно оценивать те негативные процессы, которые происходили на наших глазах долгие годы на Украине. Это, что, издержки кадровой политики, недооценка ситуации в целом или какие-то другие причины? Ведь нам всем надо извлекать из этой ситуации для себя уроки. Спасибо.

Сергей Лавров:

– Я не думаю, что мы должны здесь сейчас искать причины. Безусловно, думать о том, почему так произошло надо, но главное сейчас – сконцентрироваться на выполнении того, что необходимо сделать для выполнения минских договорённостей, поскольку они выведут украинскую ситуацию из кризисного состояния.

Наверное, были ошибки, но все мы знаем, какую подрывную контрпродуктивную роль сыграли наши западные партнёры, которые были просто обуреваемы желанием отколоть от России Украину. В дело шли самые грязные методы. Помните, кто-то из американцев, по-моему, Збигнев Бжезинский сказал: "Россия с Украиной – великая держава. Без Украины она региональная или даже мельче".

Поэтому битва была со стороны Запада абсолютно жестокая, применялись запрещённые приёмы, непорядочные приёмы и весь пафос позиции Запада был направлен на то, чтобы поставить Украину перед выбором, ложным, искусственным выбором: либо вы с нами, либо вы против нас. И подпитывалась активно, вы знаете, приводились цифры, сколько американская администрация предыдущая потратила на развитие, так называемого, "гражданского общества" на Украине, имея в виду просто формирование круга провокаторов и русофобов.

Нужно делать выводы, безусловно. Я не думаю, что мы будем действовать такими же методами, но, конечно, мы учтём, теперь накрепко учтём и будем в своих практических действиях это иметь в виду, какими методами готовы были действовать наши западные коллеги при всей их приверженности, как они говорят, демократии, свободе выбора и так далее. Выбор навязывался грубо, цинично, использовали шантаж и угрозы.

Алексей Чепа:

Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемый президиум! Коллеги!

Безусловно, работа, проделанная Министерством иностранных дел и лично Сергеем Викторовичем Лавровым, заслуживает высокой оценки, в особенности с учетом непростой международной обстановки, которая сложилась сегодня в мире. Именно благодаря профессиональным и адекватным действиям внешнеполитического ведомства, реализующего курс Президента страны, Российская Федерация адекватно реагировала на грозные вызовы последних лет и вернула себе статус одного из важнейших геополитических игроков на международной арене, без участия которого объективно невозможно решение ни одного серьёзного международного конфликта.

Решающую роль Россия играет в переговорном процессе в Сирии. При активном содействии наших дипломатов были достигнуты договоренности по иранской ядерной программе, в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве, в борьбе с международным терроризмом. Министерству иностранных дел приходится действовать в условиях растущей напряжённости в международных отношениях. У нас вызывает беспокойство, когда за рубежом озвучиваются предложения по реформированию устоявшейся архитектуры международной безопасности путём реформирования Совбеза ООН. Подобные инициативы могут разрушить всю систему международных отношений, созданную после окончания Второй мировой войны.

Задача нашего МИДа – решительно противостоять любым подобным посягательствам. Ввиду этого невозможно не отметить профессионализм нашего постоянного представителя в ООН Виталия Чуркина. И мы, депутаты Государственной Думы, готовы оказывать МИДу всемерную поддержку по каналам парламентской дипломатии.

Одной из ключевых задач нашей внешней политики является способствование выстраиванию комфортного делового климата в отношениях с иностранными государствами.

Как координатор депутатской группы по связям с парламентами ряда стран юго-восточной Азии, хочу обозначить особую роль азиатско-тихоокеанского направления в российской внешней политике. Она обуславливается не только тем, что там проживает 60% мирового населения, и высокими темпами роста рынков Азии, но и правильной оценкой происходящих в мире событий и роли России в них. И мне хочется здесь отметить особо роль нашего дипкорпуса.

Вместе с тем, в североатлантическом направлении нарастала напряжённость. Предыдущая администрация США, многие политики называют Россию главной угрозой не только национальной безопасности Соединённых Штатов, но и самому мировому порядку. Видимо, под мировым порядком подразумевают тотальную гегемонию США. И эти резкие слова, сказанные уходящими со своих постов дипломатами, отражают пока истинную позицию США по отношению к России. Продолжают звучать призывы поставить нашу страну на колени беспощадными экономическими санкциями.

Безусловно, санкции оказали влияние на нашу экономику. Однако необходимо дать этому явлению правильную оценку. Благодаря введению санкций мы, наконец, осознали необходимость развития собственных технологий и укрепления промышленного потенциала. Санкции – это наш реальный шанс переоценить подходы к обеспечению финансовой, экономической и продовольственной безопасности страны.

Также считаю необходимым продолжить активную поддержку наших соотечественников за рубежом. Россотрудничеству отведена здесь важная роль. Агентству поручено в ближайшее время создать десять новых центров русской науки и культуры в странах СНГ.

Выражая мнение нашей фракции, предполагаю предусмотреть дополнительное финансирование на данные цели. Кроме того, считаю необходимым проводить более активно работу по обеспечению признания мировым сообществом Крыма как неотъемлемой части Российской Федерации. Наиболее действенным механизмом мне представляется организация визитов конструктивных зарубежных парламентариев на территорию республики. Учитывая, что партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" имеет дружественные отношения со многими левыми партиями, мы со своей стороны готовы выступить организаторами в таких проектах по линии межпартийного сотрудничества и, в том числе, в рамках Социалистического интернационала.

В заключение отмечу, что Министерство иностранных дел проводит выверенную и прагматичную внешнюю политику, используя имеющиеся возможности на максимальном уровне, и играет позитивную роль в обеспечении международной безопасности и стратегической стабильности в международном масштабе, всецело способствует развитию взаимовыгодных экономических связей России с другими государствами.

Наша фракция высоко оценивает деятельность Сергея Викторовича Лаврова на посту Министра иностранных дел и поддерживает проект постановления Государственной Думы.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024